СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Знакомые незнакомцы" (проектный уровень; по материалам темы 8 класса "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей")

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание урока проектного уровня по теме "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей", в котором обучающимся необходимо составить кроссворд по данной теме. В разработке описаны цели, оборудование, детельность учителя и обучающихся, паспорт проекта, критерии самооценки выполненной работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Знакомые незнакомцы" (проектный уровень; по материалам темы 8 класса "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей")»

11

Общая информация

Учебный предмет: химия.

8 класс.

Тема «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Задание проектного уровня


Цель задания С позиции учителя

Включить обучающихся в активную групповую деятельность, связанную с осознанием роли смесей в природе и жизни человека, а также практического значения разнообразных способов их разделения, основанных на рассмотренных в курсе химии свойствах веществ.

С позиции ученика

Выполнить проект «Знакомые-незнакомцы»:

1) осуществить планирование работы по выполнению проекта;

2) создать интерактивный кроссворд, используя сервис Online Test Pad;

3) провести анализ работы и презентацию результата.

Трудоёмкость

90 минут

Аннотация для ученика

Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.

Оноре де Бальзак

Введение

Выполняя проект «Знакомые-незнакомцы», вы:

    • выберите слова для составления кроссворда, сформулируете текстовые определения к ним, с учётом знаний, полученных в курсе химии, при изучении других учебных предметов и из повседневной жизни, а также сведений из дополнительных источников информации;

    • составите список источников информации;

    • создадите интерактивный кроссворд, используя сервис Online Test Pad.

Предварительная подготовка

  1. Ваша группа будет составлять интерактивный классический кроссворд, используя сайт Online Test Pad. Вам нужно решить, кто будет вести записи на компьютере (планшете), записывать слова и текстовые определения, составлять список источников информации, заполнять паспорт проекта,

  2. Вашей группе в ходе работы необходимо будет заполнить «Паспорт проекта» (приложение 1). Это позволит вам: 1) эффективно выполнить проект, ориентируясь на критерии его оценки; 2) организовать дальнейшую самостоятельную работу по изучаемой теме и саморазвитию.

  3. При разгадывании кроссворда вам могут потребоваться дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы).

Выполнение задания

  1. Заполните в «Паспорте проекта» (см. приложение 1) разделы, необходимые для начала работы над проектом. Делайте записи карандашом, так как может потребоваться их корректировка.

  2. Выберите из предложенного перечня (приложение 2) названия шести смесей и шести способов разделения смесей. Вы также можете предложить свои примеры смесей и способов их разделения, учитывая, что:

  • в традиционных кроссвордах не используются прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова;

  • слова должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.

  1. Составьте к каждому слову, выбранному для составления кроссворда, текстовое определение в соответствии с рекомендациями:

  • текстовое определение должно быть в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом;

  • текстовое определение должно содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должно быть верным, лаконичным, исключающим двоякое толкование.

  1. Составьте список источников информации.

  2. Создайте интерактивный кроссворд, используя сервис Online Test Pad0. Используйте при необходимости инструкцию «Справка по созданию кроссворда на сайте Online Test Pad» (приложение 3).

  3. Проведите самопроверку выполненного задания, решив кроссворд в электронном виде, обращая внимание на следующее:

  • правильность написания слов (орфография) в сетке и текстовых определениях;

  • понятность и правильность текстовых определений;

  • соответствие текстовых определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не заглядывая в ответы).

  1. Завершите заполнение «Паспорта проекта» (см. приложение 1).

  2. Каждый из вас должен заполнить «Лист самооценки)» (приложение 4) и сдать учителю.

Презентация результата

Проведите презентацию своего проекта.

Наглядные материалы
  1. текст задания (см. Аннотация));

  2. паспорт проекта (см. приложение 1);

  3. список слов для составления кроссворда (см. приложение 2);

  4. справка по созданию кроссворда на сайте Online Test Pad (см. приложение 3);

  5. лист самооценки (см. приложение 4)

  6. рекомендации по оформлению списка информационных источников (приложение 5);

  7. таблица перевода баллов в отметку (приложение 6).

Описание деятельности учащихся по достижению образовательной цели, поставленной в задании

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

  1. Предварительная подготовка

  1. Знакомятся с заданием, принимают учебную задачу;

  2. распределяют роли, вырабатывая групповое решение;

  3. знакомятся с паспортом проекта;

  4. открывают на планшете (компьютере) сайт Online Test Pad


  1. Создаёт игровую ситуацию;

  2. сообщает учебные цели и критерии успешной деятельности;

  3. вовлекает обучающихся в обсуждение учебной задачи;

  4. раздаёт дидактический материал;

  5. осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью обучающихся

  1. Выполнение задания

  1. планируют выполнение проекта: определяют его актуальность, формулируют цели и задачи; определяют, как достичь таких характеристик проекта, как оригинальность и новизна; распределяют роли;

  2. выполняют проект: отбирают слова, составляют текстовые определения, работают на сайте сайт Online Test Pad, составляют список информационных источников;

  3. заполняют «Паспорт проекта», «Лист самооценки»

  1. Курирует групповую и индивидуальную деятельностью обучающихся: создаёт элементы состязания, проведение дискуссий;

  2. обучает по мере необходимости умениям и навыкам, которые востребованы при выполнении задания;

  3. обеспечивает положительные эмоции обучающимся

Презентация результата

    1. Проводят презентацию группового решения задания;

    2. участвуют в обсуждении и оценке выполнения задания другими группами

Организует взаимооценку обучающихся в соответствии с определёнными критериями

Форма предоставления результата (ответ на вопрос, продукт, схема, текст и пр.).
  1. Отправление ссылки на составленный интерактивный кроссворд учителю на электронную почту (эта функция имеется на сайте Online Test Pad);

  2. заполненный «Паспорт проекта» (см. приложение 1);

  3. заполненные «Листы самооценки» (см. приложение 4).

Лист самооценки

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы*

0

1

2

1

Все слова, подобранные для кроссворда соответствуют его теме




2

Количество слов в кроссворде соответствует заданию (названия шести смесей и восьми способов разделения смесей)




3

Текстовые определения составлены с учётом правил составления кроссвордов




4

Текстовые определения правильные и точные (отсутствуют речевые, грамматические, орфографические ошибки)




5

В кроссворде есть элементы новизны и оригинальности




6

Соблюдены сроки разработки интерактивного кроссворда




7

Список источников информации оформлен в соответствии с требованиями




8

Паспорт проекта оформлен полностью




9





10

Команда работала, соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




11

Я работал(а), соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




12

Команда активно и ответственно выполняла задание




13

Я активно и ответственно выполнял(а) задание




СУММА БАЛЛОВ:


ОТМЕТКА**


* Баллы:

0 – проект или работа проектной группы не удовлетворяет данному критерию;

1 – проект или работа проектной группы частично удовлетворяет данному критерию;

2 – проект или работа проектной группы в полной мере удовлетворяет данному критерию.

** Для перевода баллов в отметку используйте материал, предложенный учителем (см. приложение 6).

Названия универсальных компетентностей, развитию которых способствуют предлагаемые задания

Компетентность

Комментарий

«Исследую мир»

Обучающиеся самостоятельно отбирают слова для кроссворда связанные с темой «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей», составляют текстовые определения для этих слов

«Открываю новое»

В список слов включены понятия и примеры, которые не рассматриваются в курсе химии 8 класса: термит, вымораживание, экстрагирование, ректификация, просеивание, декантация, центрифугирование, хроматография. Это создаёт возможности для расширения кругозора обучающихся

«Решаю проблемы (задачи)»

Проблемная ситуация в данном задании связана с тем, что обучающимся необходимо, используя имеющиеся знания и дополнительные источники информации, составить верные, лаконичные, исключающие двоякое толкование текстовые определения понятий, раскрывающие слово с наименее известной стороны

«Действую в команде»

Обучающиеся выполняют задание в группе, состоящей из 2─4 человек. Они организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение

«Понимаю других»

Обучающиеся выражают личные суждения, стремятся к пониманию и признанию других людей, терпимо относятся к собеседникам, выслушивают мнение оппонентов, ведут диалог для выявления разных точек зрения

«Понимаю себя»

При выполнении задания обучающиеся выражают личные суждения, стремятся к пониманию и признанию других людей, терпимо относятся к собеседникам, выслушивают мнение оппонентов, ведут диалог для выявления разных точек зрения. Заполняя «Паспорт проекта», обучающиеся анализируют и осознают основные компоненты своей деятельности, её смысл, способы, проблемы, полученные результаты

«Управляю собой»

Обучающиеся: 1) самостоятельно определять цели и задачи проекта; 2) самостоятельно планируют пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения задач; 3) соотносят свои действия с планируемыми результатами; 4) осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 5) оценивают правильность выполнения учебной задачи




Приложения Приложение 1. Паспорт проекта (распечатать на одном листе)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Выводы

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

VIII. Самооценка.

Оцените свою работу, используя «Лист самооценки».

________________________________________________________________________________________________________________________

название общеобразовательного учреждения


_____________________________________________________

Название проекта



Руководитель проекта:

______________________________

обучающ_____ 8 «___» класса

Проектная группа:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Куратор проекта:

______________________________

______________________________



Название города

Год

  1. Описание проекта

  1. Актуальность проекта. ___________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Цель проекта ___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Задачи проекта. _________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Новизна и оригинальность проекта. ________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Практическая значимость проекта

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Реализация проекта

1. Коммуникации проекта. __________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Проблемы проекта (название проблемы, причина, меры реагирования) _____________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

      1. Источники информации

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Приложение 2. Список слов, которые можно использовать для создания кроссворда
  • АЗОТ

  • АНАЛИЗ

  • ВОЗДУХ

  • ВЫМОРАЖИВАНИЕ

  • ВЫПАРИВАНИЕ

  • ГРАНИТ

  • ДЕКАНТАЦИЯ

  • ДИСТИЛЛЯЦИЯ

  • КИСЛОРОД

  • КОНДЕНСАЦИЯ

  • МОЛОКО

  • НЕФТЬ

  • ОТСТАИВАНИЕ

  • ПЕСОК

  • ПЛАСТМАССА

  • ПЛОТНОСТЬ

  • ПОЧВА

  • ПРОСЕИВАНИЕ

  • РАССОЛ

  • РЕКТИФИКАЦИЯ

  • СЕПАРАТОР

  • СИРОП

  • СОДА

  • ТЕРМИТ

  • ФИЛЬТР

  • ФИЛЬТРАТ

  • ФИЛЬТРОВАНИЕ

  • ХРОМАТОГРАФИЯ

  • ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЕ

  • ЭКСТРАГИРОВАНИЕ

Приложение 3. Справка по созданию кроссворда на сайте Online Test Pad

Справочную информацию о работе по составлению кроссворда, используя материалы сайта Online Test Pad, можно получить, перейдя по ссылке, зашифрованной qr кодом.

Необходимо на этой странице открыть раздел «Конструктор кроссвордов».

Приложение 4. Лист самооценки

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы*

0

1

2

1

Все слова, подобранные для кроссворда соответствуют его теме




2

Количество слов в кроссворде соответствует заданию (названия шести смесей и восьми способов разделения смесей)




3

Текстовые определения составлены с учётом правил составления кроссвордов




4

Текстовые определения правильные и точные (отсутствуют речевые ошибки)




5

Текстовые определения правильные и точные (отсутствуют грамматические и орфографические ошибки)




6

В кроссворде есть элементы новизны и оригинальности




7

Соблюдены сроки разработки интерактивного кроссворда




8

Список источников информации оформлен в соответствии с требованиями




9

Паспорт проекта оформлен полностью




10

Команда работала, соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




11

Я работал(а), соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




12

Команда активно и ответственно выполняла задание




13

Я активно и ответственно выполнял(а) задание




СУММА БАЛЛОВ:


ОТМЕТКА**


* Баллы:

0 – проект или работа проектной группы не удовлетворяет данному критерию;

1 – проект или работа проектной группы частично удовлетворяет данному критерию;

2 – проект или работа проектной группы в полной мере удовлетворяет данному критерию.

** Для перевода баллов в отметку используйте материал, предложенный учителем (см. приложение 6).

Приложение 5. Рекомендации по оформлению списка источников информации

Список источников информации приводится в алфавитном порядке.

Элементы библиографического описания источников информации приводятся в строго установленной последовательности и отделяются друг от друга условными разделительными знаками. До и после условных знаков ставится пробел в один печатный знак. Исключение составляют (.) и (,). В этом случае пробелы применяют только после них.

I. Схема библиографического описания книги

Заголовок (Ф. И. О. автора). Основное заглавие: сведения, относя­щиеся к заглавию (сб. ст., учебник, справочник и др.) / сведения об ответственности (авторы, составители, редакторы и др.).– Сведения о переиздании (2-е изд, прераб. и доп.). – Место издания (город) : Издательство, год издания. – Объём (кол-во страниц).

Примеры библиографического описания

Книги одного, двух или трёх авторов описываются под фамилией первого автора:

Штремплер Г. И. Школьный словарь химических понятий и терминов / Г. И. Штремплер. — М. : Дрофа, 2007. – 416 с.

Гаршин А. П. Словарь химических терминов / А. П. Гаршин, В. В. Морковкин. — М. : Дрофа, 2009. — 448 с.

Книги четырёх и более авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги, за косой чертой пишется фамилия одного автора и вместо следующих фамилий слово — [и др.].

Химия: Учеб. для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова и др. — 2-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2003. — 224 с.

Книги с коллективом авторов, или в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.

Химия: школьная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Зотов. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. — 876 с. : ил.

II. Описание электронных ресурсов

диск

Даль В. И. Толковый словарь живого великого языка Владимира Даля [Электронный ресурс] / В. И. Даль; подгот. по 2-му печ. изд. 1880—1882 гг. — Электрон. дан. — М.: АСТ, 1998. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

электронный словарь

Энциклопедический словарь юного химика [Электронный ресурс] / Сост. Крицман В. А., Станцо В. В. — М. : Педагогика, 1982. — Режим доступа: http://chemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000014/index.shtml. (Дата обращения: 18.04.2020).

сайт

Толковый словарь по химии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.schoolchemistry.ru/slovar/slovar.htm. — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 18.04.2020).

Приложение 6. Перевод баллов в отметку

Баллы

Отметка

Уровень освоения

17―26

5

Высокий

13―16

4

Оптимальный

9―12

3

Удовлетворительный

Меньше 9

2

Неудовлетворительный


0 Регистрацию на сайте Online Test Pad необходимо пройти до выполнения задания, так как на это требуется время.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!