СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-защита проектов "Предлог" (русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием технологии проектов.

Просмотр содержимого документа
«Урок-защита проектов "Предлог" (русский язык)»

Учитель МКОУ Елизаветовская сош: Чертова И.Ю.

Тема: Правописание предлогов.

Цель урока: отрабатывать навыки правописания производных и непроизводных предлогов.

Задачи урока: 1) образовательная: закрепить навыки правописания предлогов, повторить сведения по данной теме в виде презентации проекта «Предлог».

2) развивающая: развивать навыки логического и образного мышления, навык самостоятельной работы в парах, индивидуально.

3) воспитательная: воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка.

Оборудование: Опорная схема «Предлог», таблицы, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.















































3. Презентация групп по теме «Предлог».


























































4.Работа с сигнальными карточками.














































5. отработка навыка употребления предлогов в речи.

















































6. Продолжение презентации проекта «Предлог».


























7. Практическая часть. Отработка навыка правописания производных и непроизводных предлогов.































































































8. Итог урока.







9. Д.Зад упр. 344, выполняете по образцу, данному в учебнике. Кто желает получить дополнительную оценку, тем найти занимательный материал о союзе.

10. оценки за урок.




























- Ребята, а как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, попробуйте сформулировать цель нашего урока.






Итак, ребята, мы с вами подходим к завершению изучения темы «Предлог», поэтому наш урок будет построен на защите ваших работ по данной темы, и презентация будет подкрепляться практическими заданиями по данной теме.

Ребята, мы с вами должны повторить сведения о предлоге, вспомнить основные понятия. Каждая группа готовила свои схемы на определенные сведения о предлоге. Пока группа представляет свою работу вы записываете основные понятия по данной теме в тетрадь по теории.






























- Ребята, если что-то непонятно, пожалуйста, вопросы по данной теме.














Давайте закрепим на практике знание производных и непроизводных предлогов, умение их отличать.

Я называю слово, а вы поднимаете соответствующую карточку, определяя при этом производный перед вами предлог или нет: из-за, ввиду, в течение, благодаря, около, спустя, вдоль, над, по мере, после, вопреки, в продолжение, исключая, сверх, навстречу, в течение, вследствие, согласно, для, с, про, вокруг, наподобие, вблизи, при, по.

Молодцы, ребята! Практически все справились с заданием.

Переходим к следующей группе, которая познакомит с употреблением предлогов.



















Часть работ мы с вами прослушали, теперь выполним практическое задание на отработку навыка правописания и употребления предлогов в речи.

Инструкция по заданию: каждая пара получает карточку с неверным употреблением предлогов в речи, исправляете выражения, записывая их в тетради, после выполнения меняетесь тетрадями с другим вариантом и проверяете, ставя минусы и плюсы возле каждого словосочетания.

























- Ребята, кто не допустил ни одной ошибки?

Молодцы! Справились с этим заданием

Следующая пара представляет далее особенности предлога.


























Переходим к практической части и отработаем навык правописания производных предлогов.

1. Задание. «Почему так, а не иначе?».

Посмотрите на доску. Объясните разницу в написании конечной гласной в словах:

В продолжении… романа, в продолжении…часа,

В течении… реки, в течении… трех часов

















Запишите эти сочетания слов.

2. а сейчас немного поиграем. Игра называется «Вставь недостающее». Задание вставить нужную часть речи и рассказать что-либо о ней.

1. Водой размыло все дороги и проезжие тропы … дождей.

(Почему?)


2. Замятин проходил … по делу об ограблении сберкассы.



3. В…. повести появились новые герои.

(Где?)




4. В …. Всего семестра студенты были на практике в колхозе. (когда?)



Запишите эти предложения, надпишите над омонимичными словами части речи.

4. А теперь немножко посоревнуемся. Поиграем ряд против ряда. Я вам раздаю одинаковые карточки. В одной колонке написаны словосочетания, другая пустует. Вам необходимо составить предложение с этим словосочетанием, записать в пустующую колонку напротив данного словосочетания и передать другому, чей ряд быстрее справится, тот и победит в игре.





Давайте прочитаем, что же у вас получилось.

Остальные внимательно слушают, не было ли допущено ошибок.

Итак, ребята, вы справились и с этим заданием. Молодцы!

Пришло время подвести итог нашей работе.

Попробуйте сформулировать свои вопросы, которые вы хотели бы задать своим одноклассника по изученной теме «Предлог».








Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы прослушайте и ответьте на вопрос: Какие предлоги учил мальчик?

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»? Что значит – «за»?

И за и по предлоги…

А хорошо бы – за порог

И мчаться по дороге!...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

- Так какие предлоги учил мальчик?






- Урок будет посвящен правописанию предлогов, а также мы представим наши работы по теме «Предлог».


























1 группа: Аня Лынова, Настя Досеева.

- Мы изучили тему «Предлог»

Предлог – это служебная часть речи, указывает на связь слов в предложении и словосочетании.

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым они относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «туй валын».

- А как в русском языке пишутся предлоги со словами?

Для чего нужны предлоги? Прослушайте лингвистическую сказку.

Предлоги имеют пространственное, временное значение, причины, цели.




2 группа: Настя Шульженко, Виталик Мурзицкий.

непроизводные предлоги не соотносятся по образованию ни с одной частью речи.

Производные предлоги образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные: наречные, отглагольные, отыменные.






























3 группа: Вика Ремаренко, Максим Крекотень.

Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с двумя-тремя. С двумя падежами употребляется предлог в, между, на, об, под.

С тремя падежами: по (Д,В,П.), с (Р, В, Т).

С одним падежом:

Согласно, вопреки, благодаря только с Д.п., вследствие, в течение, в продолжение только с Р.п.























1 вариант: рассказал недочеты, доехать на границу, находиться за двумя часами лету, говорить к нему, оплатить за проезд, вспоминать за полет, выбросили с окошка, вышел до приятеля, брызги из моря, описать о погоде.

2 вариант: оплатить за билет, указать о недостатках, разъяснять о правилах поведения в театре, вышли с вагона, средства для моли, таблетка для болезни живота, отчаиваться о работе, говорить о правде, уверенность в победу, усвоить о правописании.








Таня Шеломиенко. Предлоги бывают составные и простые.

Составные состоят из двух слов, простые из одного слова.


Правописание предлогов. Ира Погорелова, Беленко Руслан. Некоторые предлоги пишутся через дефис, слитно, раздельно. Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис, составные в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение пишутся раздельно, слитно пишутся предлоги ввиду, вследствие, наподобие, наперекор. Правописание предлогов необходимо запоминать.


















В одних словах омонимичные части речи – это предлоги, а в других – это существительные с предлогами.

Первые словосочетания отвечают на вопросы, изменяются, являются членом предложения – дополнением. А предлоги не изменяются, не являются членами предложения, дублируются в вопросе.










Вставляем вследствие – производный предлог, на конце пишем е, имеет причинное значение.


Вставляем в следствии – существительное, п.п., является в предложении обстоятельством, на конце пишем и .

В продолжении – существительное , П.п.,является обстоятельством, так как отвечает на вопрос где?


В продолжение – предлог, так как не отвечает на вопрос, имеет временное значение.
























Дом около леса;

Ободок вокруг головы;

Гулять в продолжение часа; спустя три года; победить благодаря другу; впереди отряда, возле реки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!