СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Защита Отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Защита Отечества»

Урок обществознания в 7 классе.

Тема «Защита Отечества»

Дата:

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: помочь осознать свою гражданскую ответственность перед Отечеством через понимание роли вооруженных сил в его защите.

Задачи урока:

личностные:

-подвести учащихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;

-воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества;

предметные:

-познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз, с особенностями военной службы;

- анализировать извлечения из текстов Конституции РФ, федеральных законов и других официальных документов;

метапредметные:

-учиться целеполаганию, аргументации своей точки зрения;

- систематизировать новый материал в виде таблицы;

-делать выводы, работать с текстом учебника.

Методы обучения:

1. Метод проблемного изложения материала;

2. Диалоговые методы обучения;

3. Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная беседа;

  2. Групповая работа, работа с источником

  3. Оценка своей и чужой деятельности.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока ученики смогут:

- определить основное содержание понятий воинский долг и конституционная обязанность, познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество как морального долга каждого гражданина;

- проанализировать извлечения из текстов законов, обобщать материал и делать выводы, проводить сравнительный анализ содержания документов;

-принять участие в групповой работе, обсуждении, отборе информации; правильно распределять время работы над заданиями, выступать публично, презентуя результаты работы, оценивать свою работу на уроке

ХОД УРОКА

I. Мотивационный блок.

1. Просмотр видеоролика "О героях былых времен": эмоциональный настрой обучающихся.

-Какой теме посвящен видеоролик?

-С какими страницами истории нашей страны связан?

- О чем же пойдет сегодня речь на нашем уроке? 3 мин

2. Ребята, обратите внимание на доску. В качестве эпиграфа я взяла пример народной мудрости: "Родина - мать, умей за неё постоять"

- Как вы понимаете эти cлова? 3 мин

Ученики определяют тему урока и пытаются сформулировать основные задачи урока: ( допускаются близкие по смыслу формулировки):

*Узнать, кто и как несет военную службу в рядах российской армии;


* Выяснить, какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке.

*Познакомиться с документами, в которых прописаны обязанности гражданина РФ; 3 мин

II. Основная часть урока

1.Мозговой штурм".

- Но для этого сначала попробуем определить что означают понятия Отечество, Родина для каждого человека, для каждого из вас?

(кейс технология) Учитель на доске записывает все ассоциации, которые возникают у учащихся со словом Родина, Отечество

2.Работа в парах.

Я предлагаю вам поработать в парах и выполнить следующее задание.

На ваших листах для работы на уроке есть задание, в котором мною перепутаны части русских пословиц о Родине, о служении отечеству. вам предстоит поработать в парах и правильно соединить части пословиц, а затем озвучить их. Кто готов, поднимайте руки. 3 мин

1.Кто Родине верен,… стой смело.

2.Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.

3.Тяжело в учении,… тот в бою примерен.

4.За правое дело,… в бою не зевай.

5.Бой красен мужеством,… легко в бою.

3.Изучение нового материала.

-Какую тему мы обсуждали на прошлом уроке? "Права и свободы человека и гражданина РФ".

-Какую проблему мы рассматривали на прошлом уроке ( равны ли права человека и права гражданина РФ)

- Какие группы прав и свобод гражданина вы знаете? -Давайте вспомним некоторые из них.

- А с чем всегда связаны права и свободы человека? Конечно, с обязанностями? Где они записаны? (в Конституции РФ)

Давайте откроем ст. 59 Конституции РФ и прочитаем её. (Читают вслух)

Постановка проблемы:

В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ».

- Не видите ли в этом противоречия?

-Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью?

-Сегодня мы с вами попробуем ответить на этот вопрос.

-Нам необходимо научиться различать понятия «долг» и «обязанность», и для этого некоторые ученики получили задание найти в словарях значение этих слов и рассказать нам. Выступления ученика

Давайте запишем эти определения в тетрадь и запомним их. (Записать определения в тетрадь).


Беседа:


-Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки, выполняя свой долг?


-Чем привлекала завоевателей земля русская?


-Кого из великих полководцев вы знаете из уроков истории, из книг и кинофильмов?


-Как по-другому называют тех, кто любит свою Родину, беззаветно предан ей, гордится её успехами? (Патриоты)


-А как называется чувство, которое испытывают такие люди?(Патриотизм)

-Среди тех, кто защищал нашу Родину, множество имён, прославивших силу русского оружия, русской армии. И среди этих имен есть имена ваших предков, прадедов, защищавших нашу землю в самые трудные времена наше истории. Мне хочется предоставить слово нашим ребятам, в чьих семьях бережно хранится память о воинах Великой Отечественной войны, наших земляках

Сообщения учащихся. 10 мин

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - 1 мин

-А сейчас предлагаю вам поработать в небольших группах. Развернитесь друг к другу и выполните задания по предложенным темам и используя материал для обсуждения, который есть у вас на партах.

3 мин для обсуждения

Задание для 1 группы.

-Существует ли сегодня необходимость в вооруженных силах, в отважных воинах?

- Почему? Какие угрозы нашей стране существуют? (слайд 10)


Задание для 2 группы.

- В чем заключается воинская обязанность ?

- Как вы думаете, кто должен защищать нашу Родину?

- Означает ли это, что наш разговор касается только мужчин?

-В настоящее время их количество превышает 10% численности всего личного состава Вооружённых сил РФ. По этому показателю Россия вышла на один уровень со странами Западной Европы. Сегодня женщины составляют 50% от общего числа служащих по контракту!



Задание для 3 группы. -В чем суть воинского долга?

Каковы общие обязанности военнослужащих? (стр.35)

Задание для 4 группы.


- Сколько длится военная служба?


- В чем она заключается в наши дни? Схема в учебнике стр.33


Задание для 5 группы. -Что значит готовиться к несению военной службы?

-Как и когда нужно начинать к ней готовиться? (стр.36) 10 мин



III. Рефлексивный блок.

- А какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Предлагаю девочкам записать на рабочем листе 5-7 качеств, которыми должен обладать современный воин-защитник, а мальчики запишут те качества, которыми они сами хотели бы обладать как будущим защитникам Родины.
- Проверяем. (можно несколько вариантов)

2. Работа по слайду "Проверь себя"

– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей)
 Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)
 Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? (Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
 А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)

3. Возвращение к ожидаемым результатам. Ученикам предлагается высказать свое мнение по результативности занятия, соотнести ожидаемые результаты с реальными, высказать свое мнение о том, какие другие результаты были достигнуты (если были такие).

4. Рефлексия и оценивание.

Предлагаю вам выставить оценку за собственную работу на уроке и оценить работу соседа по парте. Критерии оценивания указаны в листе самооценки.

Оценка Лист самооценки

Д/з: На "3" и "4- §4 читать и пересказывать,

На "5"- пользуясь дополнительной литературой и своими знаниями, составь план рассказа об одном из защитников Отечества.







































Задание для 1 группы.

-Существует ли сегодня необходимость в вооруженных силах, в отважных воинах?

- Почему? Какие угрозы нашей стране существуют?



Глобальные - (во всем мире): угроза третьей мировой войны


Региональные- (в отдельных регионах, например, Ближний Восток, Сирия)


Частные-( с отдельными странами):конфликты на границах с другими странами


Внутренние( внутри страны): распространение терроризма





Задание для 2 группы.


- В чем заключается воинская обязанность ?


- Как вы думаете, кто должен защищать нашу Родину?


- Означает ли это, что наш разговор касается только мужчин?


Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

-воинский учет;

-обязательную подготовку к военной службе;

-призыв на военную службу;

-прохождение военной службы по призыву;

-пребывание в запасе;

-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1. Срок военной службы устанавливается:

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;


Задание для 4 группы.

- Сколько длится военная служба?

- В чем она заключается в наши дни? Схема в учебнике стр.33

Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1. Срок военной службы устанавливается:

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

Военная служба в наши дни заключается :

-в несении боевого дежурства, -в участии в учениях и походах

- в участии в боевых действиях

- в обеспечении общественной безопасности

- в участии в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф

Задание для 5 группы. -Что значит готовиться к несению военной службы? -Как и когда нужно начинать к ней готовиться? (стр.36)

Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

  1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);





Задание для 3 группы. -В чем суть воинского долга?

- Каковы общие обязанности военнослужащих? (стр.35)

Извлечения из Устава внутренней службы

Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Общие обязанности военнослужащих:

16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.



Лист самооценки ____________________________________________

1. Индивидуальная работа ( как часто отвечал на вопросы учителя)

2. Работа в паре. (составить пословицы о воинской службе)

Кто Родине верен,… стой смело.

Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.

Тяжело в учении,… тот в бою примерен.

За правое дело,… в бою не зевай.

Бой красен мужеством,… легко в бою.

3. Работа в группе( участие в обсуждении и выступлении)

4. Заполнение таблицы:

Вопрос

Ответ

Почему армия нужна и в мирное время


Кто служит в армии


Воинские обязанности


Как происходит несение военной службы


Как нужно готовиться к военной службе




Самооценка за урок____________

Оценка работы на уроке одноклассниками _______________





В различных словарях мне удалось найти следующие значения этих понятий:

Долг — в широком смысле всякая обязанность, вытекающая из какого-либо юридического или нравственного обязательства, налагаемого договором, законом, общественным мнением или собственной совестью человека.


ДОЛГ – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей. 


Долг- требования, обязанности, переживаемые человеком и выполняемые им из побуждений совести. 


Долг -внутренняя, не навязанная силой, принуждением, выгодой потребность человека поступать в соответствии с определенными моральными ценностями, существующими в обществе. 



обязанность  - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения 


Обязанность- это то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону или общественным требованиям 


Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность, призвание. 
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!