Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье»
г. Облучье, 2018 г.
класс: | 8 |
продолжительность урока: | 45 мин. |
тема урока: | Закон Ома для участка цепи |
номер урока в данной теме: | 13 |
тип урока: | урок изучения новых знаний |
цели и задачи урока | Цель: установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением Задачи: 1.Образовательная: установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи, сформулировать закон Ома для участка цепи. 2. Развивающая: используя системно-деятельностный подход, развивать умения анализировать и интерпретировать эксперимент, делать выводы, получать зависимости между исследуемыми величинами, преобразовывать словесный материал в математический. 3. Воспитательная: развивать интерес к познанию окружающей действительности научными методами, понимание исторической ценности и значимости физических законов. |
формы работы на уроке | индивидуальная, парная, фронтальная |
методы работы на уроке | наглядный, частично – поисковый, практический, контроля. |
приемы | дифференцированный подход для проверки усвоения структурных элементов знаний |
элементы технологий | Здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, проблемное обучение |
оборудование | Учебник А.В. Перышкин Физике 8 класс, Лабораторное оборудование Компьютер и проектор. Презентация Оценочный лист |
планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД | Познавательные УУД: работа и информацией представленной в виде таблиц и графиков, логические действия и операции. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Личностные УУД: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего. |
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формирование УУД |
1.Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учащихся. | Включаются в деловой ритм урока | 1мин | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2.Постановка цели и задач урока | Создание условий, обеспечивающих у школьников желание узнать новое | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцен-тирует внимание учащихся на значимость темы | Записывает дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 3 мин | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание Личностные: самоопределение |
3.Актуализация имеющихся у учащихся знаний | Скорректировать уровень усвоения опорных знаний. проверить знания физи-ческих величин по теме «Электрический ток». | Проверка основных физических терминов, формул | Самостоятельно заполняют предложенную таблицу, систематизируют знания физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. | 7 мин | Познавательные: структуирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4.Формирование новых умений и навыков учащихся | Установить на основе эксперимента зависимость: -силы тока от напряжения; -силы тока от сопротивления. Обобщить результаты экспериментов, сформулировать закон Ома. | Организация и контроль за процессом проведения эксперимента, участвует в сборке электрической цепи, проведении эксперимента. | Работают в парах участвуют в сборке электрической цепи, проведении эксперимента. | 20 мин | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование готовности к самообразованию |
5.Физминутка | Смена деятельности | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и приготовились продолжать работать. | 1 мин | |
6.Применение знаний и умений в новой ситуации | самостоятельной работы с учебником и дидактическим материалом - решения задачи на применение прямой формулы закона Ома. . | Организация и контроль за работой учащихся. Организация внимания, помощь учащимся, испытывающих затруднения при решении задач. | Самостоятельная работы с учебником и дидактическим материалом - решение задач на применение прямой формулы закона Ома.
| 10 мин | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование готовности к самообразованию |
7.Информация о домашнем задании | Привитие интереса к предмету. Подготовка к лабораторной работе | Дает комментарии к домашнему заданию | Учащиеся знакомятся с домашним заданием и записывают в дневник | 1 мин | |
8.Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы учащихся и класса в целом. | Учащиеся сдают оценочные листы. | 2 мин | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап Цель: создать благоприятный настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной обстановки, осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого на столах находятся листы оценки. После каждого вида работы вы должны оценить свою работу. Подпишите их | Учащиеся слушают учителя, подписывают оценочный лист |
2.Постановка цели и задач урока | Информирует о значении изучаемого материала. Приёмы: беседа, иллюстрация портрета Георга Ома, историческая справка. Развитие умения общения, сотрудничества, взаимодействия. Создание положительного настроя на познавательную деятельность. | Учащиеся воспринимают, и осмысливают полученную информацию. Участвуют в беседе. Проявляют интерес к познанию окружающего мира, задавая вопросы. Создание положительного настроя у школьников на познавательную деятельность. Формируют цель урока |
3.Актуализация имеющихся у учащихся знаний. Цель: проверить основные знания учащихся по основным физическим величинам | Учитель предлагает заполнить таблицу физических величин по теме «Электрический ток» Физическая величина | обозначение | Единицы измерения | прибор | формула | Сила тока | | | | | Напряжение | | | | | Сопротивление | | | | | | Учащиеся самостоятельно заполняют предложенную таблицу физических величин, систематизируют знания, корректируют и оценивают свою работу по эталону. Оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности Учащиеся заполняют оценочный лист |
4.Формирование новых умений и навыков Цель:. установить на основе эксперимента зависимость: -силы тока от напряжения; -силы тока от сопротивления. Обобщить результаты экспериментов, сформулировать закон Ома. | Проблемный метод. Ставит проблему: «Как зависит сила тока от напряжения и сопротивления?» 1) Предлагает использовать план-памятку «О физическом законе» 2) Ориентирует учащихся на выдвижение гипотез и проверку их в ходе эксперимента, используя слово, логические рассуждения. 3) Проводит демонстрационный эксперимент, подключая к этому учащихся. 4)Участвуют в сборке электрической цепи, проведении эксперимента. 5)Отрабатывают навыки построения электрических схем и снятия показаний измерительных приборов. 6)Устанавливают математическую зависимость между исследуемыми величинами | Учащиеся под руководством учителя проводят эксперимент по установки зависимости силы тока от напряжения, зависимость силы тока от сопротивления и дают графическую интерпретацию данной зависимости. Записывают выводы эксперимента и зарисовывают графическую зависимость в тетрадь. Вывод: -Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называют законом Ома по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827г. Закон Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению |
5.Физминутка Цель: сменить вид деятельности | | |
6.Применение знаний и умений в новой ситуации | Приём: дифференцированный подход для проверки усвоения структурных элементов знаний на основе: - самостоятельной работы с учебником и дидактическим материалом - решения задачи на применение прямой формулы закона Ома. Проводит поэлементный анализ для выявления степени усвоения и понимания нового материала Самостоятельно работают с учебником, дидактическим материалом. Отрабатывают умение решать задачи на применение основной формулы Используют закон Ома для решения качественных и количественных задач, при решении практических задач. Закрепление формулировки закона Ома, его математической записи и его применение при решении задач. | Учащиеся выполняют упражнение № 19 стр. 102 (1-2) Задача 1(Решают устно) А) U=20 В, R=10 Ом, I-? Б)I=10А, R=5 Ом, U-? В) I=5А, U=15В, R-? Задача 2 Определите силу тока в проводнике сопротивлением 25 Ом, на концах которого напряжение равно 7,5В. Решают с частичной помощью учителя Оценивают работу по закреплению учебного материала |
7.Информация о домашнем задании | Учитель комментирует домашнее задание. § 4, упражнение № 19 (3,4) | Учащиеся записывают домашнее задание |
8.Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты деятельности на уроке | Оценочный лист Фамилия, имя ученика_________________________________________________ № | Вид работы | Максимальный балл | Оценка ученика | 1. | Знание физических величин | 6 | | 2. | Изучение нового материала | 5 | | 3. | Решение задач | 4 | | Итого: | 15 | | «5» - 14 – 15 баллов «4» - 13 – 11 баллов «3» - 10 - 8 баллов рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
| Учащиеся анализируют свою работу. Заполняют оценочные листы Учащиеся дают оценку своей деятельности, высказывают свое отношение к уроку. |