№ п/п | Содержание и структура урока | Время | Деятельность |
Учителя | ученика |
1. | Организационная часть | 3 | Организация и проверка готовности учащихся к уроку | Подготовка учащихся к уроку. Садятся по группам по 3-4 человека |
2. | Целеполагание и мотивация: Преамбула игры: Пусть каждая бригада будет представлять команду от какого-либо ресторана. Будем считать, что вы были на курсах мадам Перишон – дегустатора и ресторанного критика, мнение которого определяет разряд ресторана. Каждая команда заинтересована получить наибольшее количество звезд для своего ресторана. А это возможно в случае победы в игре, которую устроила мадам Перишон для всех окончивших ее курсы. Вопросы к учащимся: Питательную ценность каких продуктов мы изучили? С технологией приготовления каких блюд практически ознакомились? | 7 | Учитель излагает преамбулу игры, предлагает выбрать капитана, дать название команде, девиз, представляет жюри и определяет условия проведения игры и ее содержание игры | Учащиеся принимают условия игры, выбирают капитана, название команды и девиз команды, рапортуют о готовности к началу игры |
3. | Актуализация опорных знаний 1.Разминка «Сервировка стола». Задание учащимся: Сейчас на экране ровно на 1 минуту появятся названия различных продуктов. Ваша задача очень быстро выбрать из всего списка только те продукты, которые вам потребуются для приготовления блюда, и записать их на листе бумаги. | 5 | Учитель объявляет название конкурса и условия его проведения, организует проведение конкурса, контролирует работу учащихся в группах, организует работу по взаимоконтролю ответов и контролирует ответы групп учащихся, подводит итоги первого конкурса. Максимально на этом конкурсе можно заработать 6 баллов. За каждый забытый продукт снимается 1 балл. | Учащиеся получают задание, из предложенного списка продуктов выбирают те продукты, которые используются для приготовления указанного блюда, записывают его на листе. (анализ, синтез, сравнение, систематизация), слушают ответы, дополняют, оценивают ответы |
| 2.Конкурс «Холодное блюдо» Задание командам: Каждой команде вспомнить и написать как можно больше молочных продуктов за 1 минуту. | 5 | Учитель объявляет название конкурса и условия его проведения, организует проведение конкурса, контролирует работу учащихся в группах, организует работу по взаимоконтролю ответов и контролирует ответы групп учащихся, подводит итоги конкурса. Каждая команда получает количество баллов, равное числу невычеркнутых слов. | Учащиеся вспоминают и записывают все блюда, приготовленные из молока и молочных продуктов или с добавлением молока.(анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, категоризация), слушают ответ группы, набравшем минимальное количество баллов предыдущего конкурса, вычеркивают названные блюда из своего списка, осуществляют самоконтроль |
| 3.Конкурс «Суп» Задание учащимся: В течение 2 минут дается четыре подсказки. После каждой подсказки команда может отвечать. В случае неправильного ответа данная команда лишается права дальнейшего ответа на данный вопрос конкурса. | 5 | Учитель объявляет название конкурса и условия его проведения, организует проведение конкурса, контролирует работу учащихся в группах, организует работу по взаимоконтролю ответов и контролирует ответы групп учащихся, подводит итоги конкурса. Максимально можно получить за этот конкурс 10 баллов. За каждую дополнительную подсказку снимается с максимального количества баллов 1 балл. | Учащиеся читают на слайде подсказки, обдумывают ответ, (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, категоризация), делают выводы, в группе принимают решение о даче ответа на вопрос, отвечают, слушают ответы |
| 4.Конкурс «Блицтурнир» Задание учащимся: Правильно ответившей команде предоставляется право сыграть Блицтурнир (времени на обдумывание ответа на вопрос команда не имеет). Вопросы для учащихся: В чем заключается питательная ценность макаронных изделий? В какую воду закладывают макаронные изделия и почему? Из чего изготавливают макаронные изделия? Как определить, что макаронные изделия годны в пищу? Что означает первичная обработка макаронные изделий? | 10 | Учитель объявляет название конкурса и условия его проведения, организует проведение конкурса, контролирует работу учащихся в группах, организует работу по взаимоконтролю ответов и контролирует ответы групп учащихся, подводит итоги конкурса. За каждый правильный ответ команде начисляется 10 очков | Команде, открывшей «черный ящик», предыдущего конкурса предоставляется право ответить на вопросы блица. Учащиеся слушают, смотрят, читают вопрос, обдумывают ответ, отвечают, остальные слушают, оценивают правильность, дополняют, в случае неправильного ответа другая группа имеет право ответить на вопрос и получить баллы. |
| 5.Конкурс капитанов Задание капитанам: Составить технологическую карту приготовления блюда | 10 | Учитель организует проведение конкурса, контролирует подготовку капитанов. За правильный ответ 10 баллов. | Капитаны получают задание, садятся за отдельные столы, начинают выполнение задания (анализ, синтез, сравнение, обобщение), самоконтроль и самокоррекция |
| 6.Конкурс « Шведский стол. Второе блюдо» Задание учащимся: На выбор имеется 7 блюд. Команда имеет право выбрать любое. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то право ответа переходит численно следующей команде. Вопросы командам: Это блюдо было обрядовым на Руси. При заключении мирных договоров договаривающиеся стороны должны были вместе сварить и съесть это блюдо. Что это? Как правильно хранить крупы? Как определить доброкачественность крупы? От чего зависит, какую кашу вы сварите: жидкую, вязкую или рассыпчатую? Почему когда мы варим рисовую кашу, то рис опускаем не в молоко, а воду? От чего зависит время варки каши и можно ли его сократить? Почему молоко ценится в детском питании? Почему детям рекомендуется пить молоко каждый день? | 15 | Учитель объявляет название конкурса и условия его проведения, организует проведение конкурса, контролирует работу учащихся в группах, организует работу по взаимоконтролю ответов и контролирует ответы групп учащихся, подводит итоги конкурса. За правильный ответ начисляется 10 баллов. | Учащиеся выбирают номер блюда, получают соответствующий вопрос, обдумывают ответ (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, аргументация), делают выводы, отвечают, слушают ответы товарищей, контролируют правильность, дополняют |
| 7.Конкурс «Ты мне – я тебе». Задание учащимся: Каждая команда задает по вопросу всем остальным командам. Если времени мало, то можно ограничится одним вопросом от команды. Отвечает либо любая команда, первая поднявшая руку, либо команда, выбранная командой, задающей вопрос. В случае, когда нет правильных ответов, отвечает на вопрос команда, задавшая его. Правильность ответа оценивается учителем | 15 | Учитель объявляет название конкурса и условия его проведения, организует проведение конкурса, контролирует работу учащихся в группах, организует работу по взаимоконтролю ответов и контролирует ответы групп учащихся, подводит итоги конкурса. Максимально за правильный ответ можно получить 6 баллов. | Учащиеся задают подготовленные заранее вопросы, слушают ответы товарищей, оценивают правильность ответа, дополняют ответы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, аргументация), |
| 8.Конкурс «Десерт» Задание учащимся: Каждая команда у доски или на бланке расшифровывает надписи. Побеждает та команда, которая быстрее всех выполнила задание. | 5 | Учитель объявляет название конкурса и условия его проведения, организует проведение конкурса, контролирует работу учащихся в группах, организует работу по взаимоконтролю ответов и контролирует ответы групп учащихся, подводит итоги конкурса. Максимально 5 баллов. За неправильный ответ снимается балл. | Учащиеся получают задания, используя ключ расшифровывают надписи, (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение), работают в группах, осуществляют самоконтроль и самокоррекцию. |
| 10. Подведение итогов игры | 5 | Организует обсуждение итогов игры, подсчет общего количества баллов, набранных каждой командой, определение « количества звезд» для ресторана, организует взаимооценку работы и знаний учащихся внутри группы | Участвуют в обсуждении итогов игры, определении «количества звезд» для ресторана, оценивают работу каждого учащегося группы |
4. | Подведение итогов урока: Усвоение теоретических знаний. Вопросы к учащимся: Интересно ли было на уроке? Какие трудности встретились? Какие вопросы вызвали наибольший интерес? На что требуется обратить внимание? | 5 | Организует обсуждение итогов урока, привлекая учащихся к оценке его результативности, к обсуждению допущенных ошибок и недостатков. | Участвуют в обсуждении итогов урока |
Съехались на конкурс повара от следующих ресторанов (идет представление команд и капитанов (шеф-поваров) каждой команды) СЛАЙД 1
В нашей игре все как самом приличном ресторане. СЛАЙД 2 (представление карты игры)
Первая подсказка: «Изобрели это в Южной Италии».
Вторая подсказка: «Уже в эпоху средневековья оно пользовалось большой популярностью у населения, было основным продуктом питания».
Третья подсказка: «С 18 века Италия стала выпускать это фабричным способом и стала вывозить это на продажу в соседние европейские страны»
Четвертая подсказка: «В Россию это впервые завез князь Григорий Потемкин, и по его настоянию фабрика по производству этого продукта была построена в г. Одессе в 1797 году»
Итак, ответ – макароны.
Пришло время показать свой профессионализм капитанам команд – шеф-поварам. (Каждый капитан садится за отдельный стол и получает чистый лист бумаги.) Посмотрим задание для капитанов.
Пока капитаны трудятся, продолжим игру с остальными членами команды. Наш конкурс носит название «Второе блюдо». На выбор имеется 7 блюд. Команда имеет право выбрать любое. За правильный ответ начисляется 10 баллов. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то право ответа переходит численно следующей команде. (ВЫБОР НОМЕРА ВОПРОСА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ НАЖАТИИ НА КНОПКУ НА СЛАЙДЕ МЫШЬЮ ИЛИ СТИЛОМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ)
Проверим результаты работы капитанов команд.
К чаю обычно приглашают друзей, гостей и ведут неспешную умную беседу. Конкурс «Ты мне – я тебе». Каждая команда задает по вопросу всем остальным командам. (Если времени мало, то можно ограничится одним вопросом от команды. Отвечает либо любая команда, первая поднявшая руку, либо команда, выбранная командой, задающей вопрос. В случае, когда нет правильных ответов, отвечает на вопрос команда, задавшая его. Правильность ответа оценивается учителем) Максимально за правильный ответ можно получить 6 баллов.
Последний конкурс «Десерт».
Каждая команда у доски или на бланке расшифровывает надписи. Побеждает та команда, которая быстрее всех выполнила задание.
Проверка осуществляется по ЩЕЛЧКУ МЫШИ. Максимальное количество баллов 5. за каждое неправильное слово снимается 1 балл.
Определяется количество баллов, заработанных каждой командой. Определяются места (количество звезд для ресторана). Присваивается звание «Лучший ресторан». Выставляются оценки: максимум - всей команде, внутри команды учащиеся оценивают работу каждого члена команды, и листы с оценками сдаются учителю.