СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Взаимосвязь основных признаков, составляющих и факторов здоровья.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек, который хочет быть здоровым и счастливым должен иметь силу воли, уметь достигать поставленной цели, завершать слово делом.

Просмотр содержимого документа
«Урок Взаимосвязь основных признаков, составляющих и факторов здоровья.»

Взаимосвязь основных признаков, составляющих и факторов здоровья.

Практическая работа «Оценка индивидуального уровня физического здоровья» (Я в ситуации выбора)

  • Образовательная – обобщить с учащимися правила ЗОЖ; продолжить формировать принципы у учащихся ЗОЖ и учить делать правильный выбор среди предложенных обществом стереотипов поведения.

  • Воспитательная  воспитывать валеологическую культуру личности; формировать у учащихся навыки и привычки ЗОЖ; определить уровень здоровьесберегающей компетентности; бережное отношение к своему здоровью.

  • Развивающая – развивать навыки применения биологических знаний на практике, умения делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся и умение отстаивать свое мнение в ходе дискуссии.

Ход урока

Организационный момент

Гармонизация пространства

Сядьте ровно, спинки выпрямите, руки положите на стол, тело расслабьте, глаза закройте. Я буду говорить вслух, а вы повторяйте мои слова за мной в мыслях.

Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто слева от меня.

Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто справа от меня.

Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто позади меня.

Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто впереди меня.

Я желаю здоровья, благополучия моей семье.

Я желаю здоровья, благополучия всем людям, которые живут в моём городе.

Я желаю здоровья, благополучия всем жителям Украины.

Я желаю здоровья, благополучия всем жителям планеты Земля.

Откройте глазки. Продолжим урок.

Повторение домашнего задания

Актуализация чувственного опыта

Больничный коридор,

пустынный, будто поле.

Осипший баритон

товарища по боли.

Больничная стена.

Бессонные: «А если….»

Сухие письмена

истории болезни.

Предчувствие расплаты

и холодок вины.

Всегда, когда больны,

мы в чем-то виноваты.

Понимание того, что здоровье – важная ценность в жизни, чаще приходит вместе с появлением болезни. Но жизнеспособность человека проявляется и в умении преодолеть недуг. Именно это умение имел в виду врач Древней Сирии Абдул Фарафис, который, начиная приём, приветствовал своего пациента словами: «Нас трое: ты, болезнь и я. Если ты станешь на сторону болезни, то вас будет двое, и вы победите меня, ведь я буду одинок. Но если ты будешь со мной, мы одолеем болезнь, ведь у неё не будет союзника».

Но болезни легче предотвратить, чем бороться с ними. Для того, чтобы делать это, нужно понимать свои биопсихологические особенности и вести здоровый образ жизни.

В данной головоломке зашифрован эпиграф нашего урока.

Най

у

до

лю

ро

в’я




ди

ше




го

ро

ні

здо

цін

ни



Двигаясь по часовой стрелке и пропуская одинаковое кол-во слогов, прочитайте высказывание.

1. Почему именно эти слова я взяла за эпиграф? (ответы…)

Объявление темы урока «Взаимосвязь основных признаков, составляющих и факторов здоровья».

Давайте вспомним, что мы называем здоровьем.

(По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия)

В последнее время на уроках в школе, в обыденной жизни много говорят, а на страницах газет и журналов много пишут о здоровом образе жизни.

  • Почему же столько внимания уделяется этому вопросу?

  • Как вы думаете, почему родилась такая пословица?

«Здоровый нищий счастливее больного короля»

Как вы правильно отметили, причин говорить о здоровом образе жизни довольно много. Целый ряд факторов неблагоприятно влияет на наше здоровье:

– эмоционально-психические нагрузки с резко пониженной физической активностью,

– избыточное и несбалансированное питание,

– непростая экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах нашей страны,

– широкое распространение вредных привычек,

– нерациональная организация быта.



2. Игра «А знаешь ли ты, почему…»

  • не все люди придерживаются здорового способа жизни?

  • здоровье самое большое богатство каждого человека, которое легко потерять и трудно вернуть?


  • привычки ЗОЖ следует формировать с детских лет?


  • потерянное здоровье невозможно купить за деньги?


  • человек постоянно испытывает себя вредными привычками, почти никогда – полезными?

  • важно знать правила ЗОЖ и выполнять их на протяжении жизни?


Изучение нового материала

  1. Проведем « Мозговой штурм », во время которого выясним, от чего зависит здоровье человека? (от наследственности, состояния окружающей среды, образа жизни человека, медицинского обслуживания, правильного полноценного питания)

Чтобы управлять своим здоровьем, необходимо знать его составляющие. Есть пять составляющих здоровья.



 Духовное здоровье человека определяет цель существования, личностные приоритеты, идеалы и жизненные ценности человека. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие морально-этические принципы, но и старается жить по ним. 

  Интеллектуальная составляющая здоровья человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Личность с высоким уровнем интеллекта использует все источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивание творческого потенциала. Интеллектуальный рост - это одна из форм развития человеческого организма. 

Психоэмоциональное здоровье — это способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи уравновешенной личностью, человек способен эффективно противостоять стрессогенным нагрузкам, находить безопасные выходы для негативных эмоций. 

Физическая составляющая здоровья — состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварения, мочеполовая и т.п.), а также состояние биоэнергетики организма. 

Социальная составляющая здоровья личности определяют характер ее взаимоотношения с обществом, родными и близкими. Разумные способы общения и взаимоотношений с родными людьми позволяет в большей мере сохранять свой уровень здоровья, в большей мере раскрыть свой потенциал здоровья. 

Профессиональная составляющая здоровья подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионализма человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить удовлетворение от работы, но и обогащать его жизнь. 


Взаимоотношения человека с окружающей средой. Важно знать, в каких условиях он живет, работает и отдыхает (электромагнитные излучения, уровень загрязнения воздуха и питьевой воды, наличие геоаномальных зон, излучений тонкого поля), иметь возможность снизить их неблагоприятное действие. Очевидна целесообразность оценки экологии каждого жилища, рабочего места, региона проживания и определение маркеров экологического неблагополучия по данным оценки состояния организма.

  1. Работа в группах «Тропинка здоровья». Давайте пройдем тропинкой здоровья и составим модель здорового человека. Каким он должен быть, по вашему мнению.

  2. А сейчас я приглашаю Вас в мысленное путешествие.

Займите удобное положение. Давайте немного отдохнём: расслабьте шею, плечи, руки, тело, ноги. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Улыбнитесь! Как вы красивы, когда улыбаетесь!

Представьте себе берег моря. Ласковые волны у ваших ног. Чайки летают и приветливо окрикивают вас. Вокруг красивая природа. Какие цвета вы представляете? Какие представляете звуки? Вспомните и ощутите запахи моря. Как выглядит все вокруг? Полюбуйтесь природой вокруг вас. У самого берега стоит красивый белоснежный корабль. Полюбуйтесь им, если вам он понравился. Дорисуйте свой образ, если вам что-то хочется изменить в нем. Давайте представим, что мы поднимаемся на борт корабля. Как здесь красиво и необычно! Заглянем в рубку капитана. Перед нами открывается чудесный вид. В самом центре рубки стоит штурвал. Подойдем к нему поближе. В самом центре штурвала появляются слова «Здоровый образ жизни». Почувствуйте аромат свежего ветра! У вас возникло желание пуститься по бескрайнему морю жизни, держа в руках этот штурвал? Давайте повернем штурвал: вот на ручке появляется надпись: «Режим дня». На второй ручке – «Рациональное питание». На третьей – «Личная гигиена». На четвертой ручке - «Закаливание». На пятой – «Правильное экологическое поведение», на шестой – «Отказ от вредных привычек». На седьмой появляется надпись – «Физическая активность». На восьмой – «Сексуальное воспитание». На девятой ручке – «Психологическая и эмоциональная устойчивость». На последней десятой ручке – «Безопасное поведение».

Посмотрите на этот прекрасный штурвал - «Здоровый образ жизни». Какого он размера, цвета? Полюбуйтесь еще раз и вчитайтесь в надписи на ручках.

Поверните этот штурвал в сторону здоровья, счастья и благополучия! В сторону успеха и побед! Почувствуй запах новых открытий и знаний вместе со здоровым образом жизни.

А теперь окиньте мысленным взором рубку капитана. Поблагодарите этот штурвал, за то, что он раскрыл вам секреты здорового образа жизни. Он будет теперь вашим верным путеводителем. Пошлите ему свою любовь! Будьте искренни с собой. Разместите свой талисман-символ (штурвал) там, где хочется вашей душе. А теперь пора завершать наше мысленное путешествие. Почувствуйте прилив сил к рукам и ногам. Ощутите спину и плечи. Подвигайте ладонями, плечами. Вы можете ощутить желание напрячь шею. Это новые силы здоровья наполнили вас! Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох.

  1. Практическая работа

  • 60 – 70 балів, то індивідуальний рівень вашого фізичного здоров'я гарний;

  • 35 – 59 – вам треба подбати про своє здоров'я;

  • Менше ніж 35 – у вас великі проблеми зі здоров'ям, вам слід звернутися до лікаря.

5.Работа в группах. Упражнение «Позитивное мышление»

Инструкция: Тебе под силу разорвать цепь самоподдержания стресса, изменив негативные мысли на позитивные. Положительное мышление ослабляет эмоциональное напряжение, помогает найти эффективное решение и действовать по обстоятельствам. Вам нужно изменить негативные мысли на позитивные. Негативные мысли, которые углубляют стресс. Позитивные мысли, которые помогают сохранить самоконтроль.

• «У меня ничего не получится» • «Я сделаю все, что в моих силах, а если не получится, я это переживу»

• «Все пропало» • «Это не конец света»

• «Я - дурак» • «Я ошибся», «Я - успешный человек!»

• «Мне обязательно надо иметь это» • «Мне бы хотелось иметь это, но я не обязательно имею то, что хочу»

• «Я должен быть первым» • «Мне бы хотелось стать первым»

• «Они должны это сделать » • «Надеюсь, они это сделают»

• «Это безнадежно» • «Еще не все потеряно»

• «Не стоит и начинать» • «Надо хоть попробовать»

• «Я не смогу» • «Я никогда не беспокоюсь по пустякам»

• «Я безнадежная человек» • «Я смотрю на мир с оптимизмом»

• «Все потеряно» • «Стоит попробовать еще раз»

Физкультминутка

Упражнение «Здравствуй, природа!»

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, дыхание свободное, тело расслаблено. Почувствуй силу 4х стихий: энергии Солнца, Земли, Воздуха, Воды.

1) Руки в стороны на 30°, ладони параллельно Земле и произносим спокойно «Здравствуй, матушка Земля! Прими мою любовь и наилучшие пожелания!»

2) Руки в стороны, ладони смотрят вниз: «Здравствуй, чистая Вода! Прими мою любовь и наилучшие пожелания!»

3) Руки на уровне груди под углом 90°, ладони вверх: «Здравствуй, животворящий Воздух! Прими мою любовь и наилучшие пожелания!»

4) Руки вверх, ладони смотрят на Солнце: «Здравствуй, ласковое Солнышко! Прими мою любовь и наилучшие пожелания!»

Рефлексия

Каждый из вас хочет в жизни добиться успеха. Для этого вам придется подняться по многим ступенькам, и одна из них – сохранение здоровья. Целью сегодняшнего урока для меня, как учителя, было научить вас, как не сорваться с этой ступени и занять в вопросе сохранения здоровья свою правильную жизненную позицию. Давайте посмотрим, как мне это удалось.

Игровой тренинг «Жизненная позиция» Парция Нельсона

  • Определите свою ЖП.

5 ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ

1. Я иду по улице.

На дороге глубокая яма.

Я падаю…

Я пропал…

Я беспомощен…

Я не виноват.

Я никогда не выберусь отсюда.

2. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я делаю вид, что не замечаю её.

И снова падаю.

Не верится, что я опять здесь,

Но я не виноват.

Всё же долго выбираться отсюда.

3. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Но падаю…по привычке… но

Мои глаза открыты.

Я знаю, где нахожусь

Я сам виноват.

Я выбираюсь вмиг.

4. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я обхожу её.

5. Я иду по другой улице.

Итог урока

1. Спасибо. Давайте обратимся к народной мудрости.

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Воспользуйтесь этим мудрым советом в дальнейшей жизни. Если перемочь свою лень, можно перемочь свои неудачи и болезни. Человек, который хочет быть здоровым и счастливым должен иметь силу воли, уметь достигать поставленной цели, завершать слово делом.

2. Отметить активных.

3. Д/з: сделать штурвал «Надо», «Хочу», «Могу».



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!