III 1) Господство над Италией
2) Пунические войны
а) Первая Пуническая война.
б) Вторая Пуническая война.
в) Третья Пуническая война.
3) Кризис Римской империи
4) Становление Римской империи
| Изучение нового материала: Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему: «Возвышение Рима». Посмотри основные этапы его формирования как государства. Вспомним из-за чего шли Пунические войны, а также, по каким причинам Римская империя вступила в кризис и как смогла снова восстановить свое могущество. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. 1) этап целепологания и мотивации: План изучения нового материала: 1)Господство над Италией 2) Пунические войны 3) Кризис Римской империи 4) Становление Римской империи 2) Работа с картой: На каком полуострове находится Италия? Какие острова находятся рядом? Какие племена проживали в Италии в 4в. Где жили галлы? С каким событием связано выражение «Как гуси Рим спасли»? Что означает выражение «Пиррова Победа»? Работа с учебником( Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс): При объяснении нового материала используется презентация «Возвышение Рима» Карфаген был огромным городом, насчитывающим 600 тыс. жителей. В стране существовало хорошо развитое сельское хозяйство. В Карфаген стекались богатства со всех концов ойкумены: рабы, золотой песок, слоновая кость из Африки, олово из Британии, серебро из Испании, янтарь с берегов Северного моря. Колонии Карфагена были рассеяны по всему побережью Северной Африки, Южной Испании (Иберии) и на островах Средиземного моря. Власть в Карфагене находилась в руках небольшой кучки богатых людей (землевладельцев, купцов). Пуны были лучшими мореходами и ревниво охраняли свое господство в Средиземноморье. Исходя из рассказа учителя и текста учебника учащиеся должны заполнить таблицу «Пунические войны» дат | причины | последствия | 264-241 | Сицилия | Контрибуция Италия, Корсика, Сардиния | 218-202 | Реванш римлян | Карфаген лишился колоний, флота, боевых слонов | | | | У римлян к началу войны существовал торговый флот, а военные корабли они приобретали у других стран. Рим начал готовиться к войне с Карфагеном заблаговременно. За три года до нее началось строительство военного флота. У римлян оказался корабль карфагенян, который разбился о скалы. По его подобию и стали строить римские корабли. В Карфагене традиции создания флота были заимствованы у финикийцев, основателей города. Первые корабли римлян были громоздкими, неповоротливыми. От карфагенских они отличались тем, что к ним пристраивался абордажный мостик (длиной до 8 м), который в бою перебрасывался на корабль противника. Римские солдаты, находившиеся на кораблях, переходили на судно неприятеля, а далее их тактика боя была такой же, как и у сухопутной армии. Впоследствии римляне стали привлекать к строительству кораблей греков. Так появилась римская триема, сходная с триерой, обладавшая лучшими судоходными качествами, чем корабль пунов. «Первая Пуническая война не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку (поводом для новой войны был захват пунами римской колонии в Испании – Сагунта). Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал (сведения о полководце см. в словаре «Исторические личности»). Он понимал, что при полном господстве на море римского флота следует делать ставку на стремительное наступления на Рим с суши, причем с севера, откуда не ждут вторжения. Кроме того, на севере Италии Ганнибал рассчитывал привлечь на свою сторону галлов, враждебных Риму. Беспримерный поход карфагенской армии начался с Пиренейского п-ва, из Нового Карфагена – города пунов». Карфаген за 50 мирных лет оправился от разрушений и вновь набирал силу в средиземноморском мире. Это и вызвало недовольство Рима. Для оживления урока рекомендуется по ролям прочитать тексты из сценки в римском Сенате, где «принималось» решение о новой войне с Карфагеном. Карфагенское правительство было готово сдаться без боя, чтобы сохранить город. Оно выполнило условия Сената: дало 300 заложников из числа детей правящих семей, сдало оружие в обмен на свободу для жителей. Однако Рим предъявил новое условие. Это страшное условие пуны отвергли. Римляне не спешили штурмовать город, зная, что жители его безоружны. Однако они просчитались. Население днем и ночью ковало оружие, свозило в город продовольствие. Рабы были освобождены, и они пополнили ряды защитников города. Женщины отдавали свои волосы на канаты для метательных машин. Когда римляне наконец подступили к городу, то с удивлением обнаружили, что Карфаген готов к обороне. Началась длительная осада города. Карфаген был разрушен, руины сровняли с землей и распахали землю плугом. Впоследствии город будет восстановлен, но былого процветания не достигнет, превратится в провинцию Рима. Из-за чего начались разногласия в среде знати? Каково было положение рабов в Италии? Каковы причины кризиса Римской республики? (работа с текстом учебника Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс) Первым диктатором Рима был Сулла. Он провел множество реформ, закрепил прочно свою власть и в стране установилась диктатура, хотя он оставил прежними народные выборы. Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс) Документ 1: «Из работы древнеримского историка Аппиана «Гражданские войны». Какими методами Сулла установил свою власть? Почему ему потребовалось проводить выборы? Как бы вы охарактеризовали возникший в Риме режим? В 60 г. до н. э. для борьбы за власть объединились три полководца Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь. Следует отметить, что Красс и Помпей, подавив восстание рабов в республике, не распустили свои армии, а использовали их для борьбы за личную власть. Мощь восстания напугала римлян, способствовала росту сторонников мнения о пользе сильного, единоличного правления, поэтому у полководцев нашлись сторонники, поддерживающие их личные устремления. Красс и Помпей ненавидели друг друга. Однако противники осознавали, что краткий срок пребывания на выборных должностях не позволяет широко пользоваться властными полномочиями. Поэтому они заключили союз друг с другом и Юлием Цезарем, обязывающий их во время пребывания у власти блюсти интересы не только свои, но и двух других членов триумвирата. Ученики, опираясь на анимационную схему презентации, анализируют путь Цезаря к вершинам власти, уясняя при этом функции должностей, которые он занимал. Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс): Документ 2: «Из работы древнеримского историка Гая Светония Траквилла «Божественный Юлий. Жизнь 12 цезарей». Охарактеризуйте Цезаря, опираясь на приведенные сведения. Сравните установленный им режим с режимом Суллы. Как вы думаете, почему власть Цезаря оказалась недолгой? После убийства Цезаря власть перешла в руки Марка Антония. При нем внешние атрибуты республики сохранялись. Его режим получил название принципата. Работа с документом: Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс Документ 3: «Из работы древнеримского историка Диона Кассия «Римская история»». Дайте оценку системе управления, созданной Августом. Как вы думаете, почему им сохранялась внешняя атрибутика республиканского строя? Влияло ли это на характер власти? Вывод: Таким образом, возвышение Рима проходило скачкообразно. В ходе войн, которые ввел Рим с Карфагеном, он вступил в кризис, из которого долго выбирался, благодаря реформам, проведенным Тиберием Гракхом Рим смог оправится, и вступила на путь становления. | Аппенинский полуостров Сицилия, Сардиния, корсика Галлы, кельты Галлы селились большими поселками, на месте которых потом возникли многие французские города. Когда галлы хотели напасть на Рим гуси с шумом разбудили римлян и спасли Рим. В 280 г. до н.э. римляне потерпели поражение, возникло выражение «пиррова победа», успех достигнут столь высокой ценой, что воспользоваться его плодами невозможно. Задание 1: Записать тему урока в тетради и нарисовать таблицу под названием «Пунические войны» Пунические войны — три войны между римлянами и карфагенянами («пунами», т.е. финикийцами), продолжавшиеся с перерывами в 264—146 годах до н. э. Задание 2: Записать в тетради причины начала Первой Пунической войны, дату и итог первой части войны. Задание 3: Записать в тетради причины начала Второй Пунической войны, дату и итог войны. Задание 4: Записать в тетради причины начала Третьей Пунической войны, дату и итог. Задание 5: Ответить на вопросы. Предполагаемые ответы: После войны выходцы из плебеев разбогатели и стали добиваться политического влияния, вступая в конфликты с членами сената. Рабы в Риме были дешевыми и их совсем не ценили, даже убивали и хоронили в тот же день когда умирал их хозяин. Причинами кризиса явились неправильная военная политика по отношению к жителям Италии, которые затем подняли восстания. Задание 6: 1)Методы пресечения, жестких наказаний за маленькие преступления. 2)Для укрепления своей власти в лице народа и других государств. 3)Тоталитарный режим Задание 7: Записать в тетради значение слова триумвират - нахождение власти в Риме в руках трех лиц Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь.
Задание 8: Ответить на вопросы на стр.106. Задание 9: Записать в тетради понятие принципат – сосредоточение власти в руках одного человека. Задание 10: Ответить на вопросы на стр.108. |