Тема урока:
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Цели урока:
1. Дать начальное представление о формулах сокращенного умножения;
2. Расширить понятие о многочленах.
Задачи:
образовательные:
1. Вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
2. Выработать умение применять данные формулы в преобразованиях целых выражений в многочлен.
воспитательные:
1. Воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда учащегося.
2. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.
развивающие:
1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при чтении формул квадрата суммы и разности двух выражений.
2. Развитие мышления при анализе нового материала, эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий мышления учащихся
Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися.
Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Ход урока
Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен».
Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения. (В III в. до н. э. эти формулы знали греческие ученые Евклид и Диофант Александрийский, а современной символикой данные тождества обязаны, главным образом двум математикам Франсуа Виету и Декарту) Их несколько. Сегодня нам предстоит, сыграть роль «исследователей» и открыть две из этих формул.
Записываем тему урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
Цель нашего урока: вывести данные формулы и выработать умение применять их в преобразованиях целых выражений в многочлен.
I. Сначала «Разминка».
Цель «разминки» подготовить учащихся к изучению новой темы.
1. Найдите квадраты выражений:
а; -7; 2с; 5x²y³.
2.Найдите произведение выражений:
p и q 4x и 7y a и 6b²c.
3.Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
4.Прочитайте выражения:
а) а+3; б) m-n; в) (х+у)²; г) (а- b)².
5.Упростить выражения:
с · с; х² · х²; (a + b)(a + b).
6.Повторить правило умножения многочлена на многочлен.
При умножении многочлена на многочлен каждый член одного многочлена умножают на каждый член другого.
Выполнить умножение:
(x+3)(x+2); (а-5)(а+6).
Затем предложить учащимся выполнить умножение двух одинаковых двучленов и самим сделать выводы:
а) (m+n)(m+n); (a+b)(a+b)
б) (m-n)(m-n); (a-b)(a-b)
Вывод: а) (m+n)(m+n)= (m+n)² = m²+2mn+n²
(a+b)(a+b) = (a+b)² = a²+2ab+b².
б) (m-n)(m-n)= (m-n)² = m²-2mn+n²
(a-b)(a-b) = (a-b)² = a²-2ab+b².
Результатом умножения служит трехчлен, у которого первый член представляет собой квадрат первого выражения, второй – удвоенное произведение первого и второго выражений, а третий – квадрат второго выражения.
II. (a+b)² = a²+2ab+b² Формулы сокращенного умножения
(a-b)² = a²-2ab+b²
Прочитать формулировки в учебнике на странице 153 и 154
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
III. Для закрепления данных формул решим №799.
Физкультминутка для глаз.
Чтобы было легче решить следующий №803 формулы квадрата суммы (разности) лучше представить схематически
( ± )² = ² ± 2· · + ²
( 3х + 2у )² = (3х)² + 2 · 3х · 2у + (2у)²
( 3х + 2у )² = 9х² + 12х у + 4 у²
№807, 805, 806, 808, 809, 810
Для сильных учеников
Вывести формулу квадрат трехчлена
(a + b + c)² =( (a +b) +c)² = (a+b)² + 2· (a+b) · c + c² =
= a² + 2ab + b² + 2ac + 2bc + c² = a² + b² + c² + 2ab + 2ac + 2bc
IV. Итог урока:
1) Какие формулы изучили.
Домашнее задание: п. 32 до примера 4, №800, 804, 810 докончить.
V. Выставление оценок за урок.