Урок Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Биогенез и абиогенез
(Отчасти) о том, как все началось и (в основном) о том, как все развивалось.
Цель: дать понятие про абиогенез и биогенез, познакомить с гипотезами самозарождения, панспермии, другими современными биогенетическими гипотезами; показать роль эксперимента в становлении научных гипотез; показать роль ученых; учить работать с дополнительной литературой, учить сравнивать, анализировать; моральное и патриотическое воспитание учащихся.
Оборудование: портреты ученых, самодельные схемы основных гипотез.
Основные термины и понятия: абиогенез, биогенез, креационизм, спонтанное зарождение, панспермия, биохимическая эволюция.
Ход урока
I. Организиционный момент
II. Мотивация учебной деятельности Рассказ. Беседа.
Учитель. Вопрос возникновения жизни волновал человека с давних пор. И во все времена находились люди, которые пытались решить эту вечную загадку. С глубокой древности и до нашего времени было высказано множество гипотез о происхождении жизни на Земле. Однако все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения.
– Как вы считаете к каким взглядам на происхождение жизни?
Сторонники теории биогенеза ( от греч. био – жизнь, генезис –происхождение) полагали, что все живое происходит только от живого.
Их противники защищали теорию абиогенеза (а – от лат. отрицательная приставка). Они считали возможным происхождение живого от неживого, т. е. в той или иной мере допускали самозарождения жизни.
Борьба последователей биогенеза и абиогенеза – одна из захватывающих страниц в истории науки.
Попробуем и мы проследить эти удивительные страницы. Но сначала надо понять, что такое жизнь.
III Актуализация опорных знаний.
Рассказ, беседа.
1.Свойства живого.
Единство химического состава с преобладанием С, О, Н, N.
Метаболизм - обмен веществ (питание, дыхание, выделение).
Рост и развитие.
Саморегуляция.
Размножение.
Раздражимость.
Распространение.
Репродукция (самообразование).
9) Хиральность – особенность молекул существовать в двух зеркальных формах. К числу органических веществ, обладающих ею, принадлежат белки, которые содержат только «левые» аминокислоты и нуклеиновые кислоты –только «правые» сахара. Это важнейшая черта, отличающая живое от неживого. Неживой природе присуща тенденция к установлению зеркальной симметрии – равновесию между левым и правым.
2. Признаки живого не абсолютны.
а) Движение. Двигаться могут живые и неживые объекты.
б) Дыхание. 1) Анаэробы - организмы, способные жить без кислорода
(кишечные паразиты, бактерии). 2) При горении, как и при дыхании,
поглощается 02 и выделяются С02 и Н20.
в) Размножение. Например, рабочие пчелы и муравьи не размножаются.
В насыщенных растворах при внесении туда кристалла идет образование новых кристаллов, подобных внесенному. Однако кристаллы нельзя отнести к живым телам, так как, несмотря на способность к воспроизведению, они не могут эволюционировать.
Звезды , планеты, звездные системы рождаются, стареют и умирают, т.е. эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать звезды, но эти новые образования не будут подобны исходным.
3. Определение жизни Ф. Энгельсом.
«Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой...». Но белки не способны к самовоспроизведению и обмену веществ.
Свойством воспроизведения обладают нуклеиновые кислоты и даже отдельные фрагменты молекулы ДНК. Но реализация заключенной в них информации происходит только при наличии ферментов, АТФ, воды и других соединений, а также при изоляции реакций от среды и связи с окружающим миром.
4. Описательное определение академика Волькенштейна:
«Живые существа, встречающиеся на Земле - это открытые, саморегулирующиеся, самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
IV. Изучение нового материала.
Лекция, сообщения учащихся.
1. Донаучные представления о происхождении жизни.
Гипотезы самозарождения и биогенеза.
1) Гипотеза Аристотеля: «наличие «активного начала» при подходящих условиях вызывает возникновение живых существ».
2) Развитие гипотезы: Теофраст Парацельс (1493 - 1541) - описал «наблюдения» самозарождения мышей из грязного белья, лягушек - из тины, червей - из навоза, мух и тараканов из грязи. Парацельс в XV веке описал синтез гомункулюса (человечка).
Жан Ван Гельмонт (1579 - 1644) описал способ получения мышей путем самозарождения. из грязной рубахи, посыпанной пшеницей, за 21 день. «Активное начало» – пот.
2. Первые опыты по доказательству невозможности зарождения жизни на Земле в современную эпоху.
а) Франческо Реди в 1668 г. поставил опыт, отвергший самозарождение жизни. В 4 открытых сосудах с мясом и рыбой завелись мухи. В 4 сосудах,
закрытых кисеей, не заводились личинки мухи. Это первое доказательство
биогенеза.
б) М. М. Тереховский (1740 - 1796) поставил опыт, отвергший
самозарождение жизни в 1775году. В прокипяченном бульоне, запаянном в
колбе, не происходит гниения, а в не запаянном идет процесс гниения.
Тереховскому возражали: для самозарождения жизни необходим свежий воздух.
в) Появление книги Ч. Дарвина вновь поставило вопрос о том, как
возникла жизнь на Земле. Французская академия наук в 1859 г. назначила
специальную премию за попытку осветить вопрос о самопроизвольном
зарождении. Эту премию спустя три года (в 1862г.) получил знаменитый
французский ученый Луи Пастер (1822 – 1895).
Луи Пастер видоизменил опыт Тереховского. Использовал колбу с S -образным горлом. Микробы оседали в колене горла, и бульон оставался стерильным. Если колено омывали бульоном, он загнивал.
На основании опытов Пастера были созданы:
методы стерилизации;
учение об асептике, антисептике;
консервная промышленность.
Луи Пастер показал, что новое не может произойти от неживого.
3. Другие теории происхождения жизни.
1) Креационизм ( от лат. «crcatio» – сотворение) – религиозное учение о
сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий -
нудизма, христианства, ислама.
Архиепископ Ашер (Ираландия, 1650). Библейская генеалогия:
Адам + .до Христа = 4004 года. Акт творения -– октябрь 4004 до н. э. (6
дней). Археологи доказали, в это время уже существовали цивилизации, а жизь
появилась 3, 5 млрд. лет назад.
2) Теория стационарного состояния.
Жизнь существовалв ВСЕГДА. «Жизнь вечна, так как нет геологических эпох, где отсутствовали бы ее следы». Этой теории придерживались Вернадский В. И. ( 1863 - 1945), написал труд «Начало и вечность жизни» в 1823 году и Костычев С. П. (1877 - 1931), его работа «О появлении жизни на Земле». Считали, что между живой и неживой природой существуют коренные различия.
3) Теория панспермии. «Жизнь занесена на Землю из космоса».
Споры жизни рассеяны в космосе.
- На землю они попадают с космической пылью, 250 тонн которой в сутки попадает на Землю.
- Скорость спор большая за счет давления солнечного света. Придерживался этой теории Сванте Аррениус (1859 – 1927; Н. П. 1903) –
шведский физико-химик. Лебедев П. Н.(1866 – 1912) – русский физик открыл и измерил давление света на твердые тела (1899) и газы (1907). Возражения против теории:
- споры погибнут от радиации;
-споры должны были где-то возникнуть. Если жизнь возникла не на Земле, то как она возникла вне ее?
4) Гипотеза академика Опарина.
Опарин выдвинул ее в 1924 году, а в 1929 – американский ученый Дж. Холдейн.
1) На любой планете возникновение жизни неизбежно при создании благоприятных условий.
2) История Солнечной системы.
а) 5 млрд. лет назад возникло Солнце из пылевого облака, остатка взрыва
сверхновой звезды.
б) Сформировались холодные планеты.
в) Земля разогрелась за счет радиоактивности и падения метеоритов. При
расплавлении тяжелые элементы опустились вниз, образовав железное ядро, а
легкие поднялись вверх, образовав кору и атмосферу.
г) Первичная атмосфера состояла из Н20, С02, СО, Н2S, NH3, СН4, НСN.
02 появился позже в результате фотосинтеза, Н2 появился в результате
окисления NНз. Углеводороды (газ, нефть) появились за счет взаимодействия карбидов металлов с водой.
д) Температура поверхности Земли упала за счет снижения радиоактивности.
е) Несколько тысяч лет шел горячий дождь, заполнивший водой моря и
океаны.
ж) В горячей воде растворились все соли и газы.
з) За счет молний и ультрафиолета возникла первая органика.
3) Абиогенный синтез органических веществ – первый шаг образования
жизни на Земле.
Доказательства абиогенного синтеза органических веществ в опыте Миллера. Миллер нагревал в колбе раствор в первичной атмосфере, пропуская электрические разряды. Через несколько дней прозрачная жидкость стала коричневой и содержала сахара, альдегиды, аминокислоты.
Пасынский и Павловская повторили этот опыт, но вместо электрических разрядов использовали ультрафиолет.
4) Концентрирование веществ (полимеризация)- второй шаг образования жизни. Опарин считал, что образовались коацерваты (протобионты).
а) Коацерваты - самопроизвольно концентрирующийся раствор органических веществ в виде капелек.
б) В коацервате были более высокие концентрации органических веществ, что увеличивало скорость реакций между ними и вело к усложнению
органических молекул.
в) Опарин показал, что коацерваты имеют свойства живого: могут
поглощать некоторые вещества (питание); при этом увеличиваются в размерах
(рост); в результате химических реакций некоторые вещества переходят во
внешний раствор (выделение); некоторые капли разрушаются, а другие
выживают (естественный отбор); при встряхивании коацерваты дробятся
(размножение).
Отличие коацерватов от живого: нет воспроизводства одних и тех же молекул в матричном синтезе; отсутствует самообновление состава.
5) Появление воспроизводящихся молекул – третий шаг образования жизни на Земле. С этого момента можно говорить о появлении примитивного гетеротрофного организма, питательной средой для которого служили органические вещества «первичного бульона».
5. На современном этапе выдвигается гипотеза Г. Войткевича (1988). В ней образование органических веществ отрывается от Земли и переносится в космическое пространство, в Солнечную систему. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле мог оказаться весь набор органических веществ, которые синтезируются в Космосе. При определенных условиях и появилось живое вещество, которое «концентрировалось» около молекулы ДНК, образовавшейся абиогенно. А дальше появляется биосфера.
V. Обобщение знаний учащихся
Чем отличается гипотеза Опарина – Холдейна от других гипотез?
В чем недостатки абиогенетических гипотез?
Решена ли на данном этапе проблема возникновения жизни?
Эта проблема остается нерешенной. Пока не существует единственной научной теории, объясняющей данный процесс. Механизм перехода от сложных неживых веществ к простым живым организмам все еще принадлежит к нераскрытым тайнам природы. Таким образом, за каждым из нас оставлена свобода выбора: верить в гипотезу Опарина – Холдейна иди в то, что жизнь создана Богом.
VI. изучить параграф; учить записи в тетради. Повторить: чем
прокариоты отличаются от эукариот?