Урок по теме «Восстание Спартака» с использованием ФЦОР
Цель: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.
Задачи:
активизировать мыслительную деятельность ребят;
формировать навык работы у учащихся с историческим документом;
развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;
развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты;
воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности.
Оборудование: OMS Восстание Спартака, мультимедиа, раздаточный материал, доска, экран, компьютеры
Тип урока: комбинированный с использованием технологии критического мышления, проблемного обучения, игровой технологии, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
Учитель: На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинный манускрипт. Он был залит кровью, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать манускрипт
Пожалуйста, выполните эту работу на компьютере. Все справились с заданием, хорошо!
– Кто знает, что изображено?
– Кто становился гладиаторами?
С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.
– О чем они могли мечтать? (О свободе.)
– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание).
Сегодня вы узнаете о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме, о его причинах, о том как оно проходило.
III. Знакомство с новым материалом.
Обратите внимание, перед вами рабочий лист, по которому в течение урока мы будем работать (словарь урока, задания для закрепления…)
Сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу: Учащиеся делятся на 3 группы
Задания для групп:
I группа
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.
Вопросы:
С чего и где началось восстание рабов?
Цель восставших?
Чем были недовольны гладиаторы?
Кого выбрали своим предводителем?
Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?
II группа
Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2..
Ответьте на вопросы:
Какая задача стояла перед Спартаком? Из кого состояло войско Спартака? Составить кластер
По какому образцу организовал Спартак свое войско?
Из каких частей состояло войско Спартака? Составить кластер.
III группа
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.
Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг.
Вопросы:
Был ли у восставших план ведения войны с Римом?
По карте учебника на стр. 235 (проследите походы восставших.)
Было ли единство и согласие между рабами?
Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст); ответы давать полные.
Беседа по вопросам к документам.
Слушаем ответы 1 группы.
С чего и где началось восстание рабов? Цель восставших? (Работа с картой.)
Чем были недовольны гладиаторы? Предводитель? Где устроили лагерь?
Учитель: Чтобы назвать причины восстания, выполните задание № 1 (рабочий лист).
Слушаем ответ, проверяем причины восстания.
Учитель: Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке.
— Хорошо, выполните задание № 2 (рабочий лист).
Проверка, вывод
Рассказ учителя, работа с иллюстрацией.
К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и били разгромлены.
Физминутка
Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия?
(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).
– А теперь слушаем ответы 2 отряда:
Какая задача стояла пред Спартаком?
По какому образцу организовал Спартак свое войско?
Из каких частей состояло войско Спартака?
Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.
Ответ 3 отряда Учитель: У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).
– Походы восставших – работа по карте.
– Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).
Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).
Учитель: Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.
– Удалось Спартаку осуществить свой план? (Работа с учебником, стр. 237 п. 4) Читаем вслух. (Нет.)
Римский сенат полностью осознал опасность и принял чрезвычайные меры: НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.
Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.
Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя 6 тысяч оставшихся в живых рабов были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).
Учитель: Почему восставшие потерпели поражение? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание № 3 (рабочий лист).
Вывод. Причины поражения, проверяем, как справились.
IV. Закрепление.
А сейчас с помощью выполнения задания на компьютере проверим, как вы усвоили материал
V. Домашнее задание.
Дополнительный материал для учителя
О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрите
Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э.”
Словарь урока
Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.
Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.
Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы воевавшие с восставшими рабами.
Фракия – родина Спартака.
Задание № 1. Выберите правильный ответ.
Причины восстания:
а) скопление массы рабов;
б) римские легионы поддержали рабов;
в) жестокое обращение с рабами.
Задание № 2. Впишите недостающие слова.
______________ родом из Фракии, предводитель восставших. Лагерь они устроили на вершине вулкана _____________ . Цель восстания _________________ .
Задание № 3. Назовите важнейшие причины.
Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:
а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;
в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.
Домашнее задание: Прочитать § 51, написать сочинение от имени гладиатора.
I. Составляем кластер!
Ребята, нам предстоит определить источники рабства в Древнем Риме. Для этого нам нужно поработать с документами:
1 группа «Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов»
Назовите источник рабства?
2 группа «В неурожайный год приходилось брать земледельцам в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство»
Назовите источник рабства?
3 группа «После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала. В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности»
Назовите источник рабства?
4 группа «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами становились дети рабов, то есть распространилось наследственное рабство»
Назовите источник рабства?
Как к рабству относились в Древнем Риме и Греции, например, ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства.
Римский ученый Варрон писал:
«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».
Греческий ученый Аристотель писал:
«Одни орудия являются одушевленными, другие — неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».
Сравните взгляды ученых. Ваше мнение по этому вопросу.
Справедливо ли рабство?