СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Восстание Спартака» с использованием ФЦОР

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Восстание Спартака» с использованием ФЦОР

Цель: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Восстание Спартака» с использованием ФЦОР»

Урок по теме «Восстание Спартака» с использованием ФЦОР

Цель: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность ребят;

  • формировать навык работы у учащихся с историческим документом;

  • развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;

  • развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты;

  • воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности.

Оборудование: OMS Восстание Спартака, мультимедиа, раздаточный материал, доска, экран, компьютеры

Тип урока: комбинированный с использованием технологии критического мышления, проблемного обучения, игровой технологии, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Учитель: На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинный манускрипт. Он был залит кровью, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать манускрипт 

Пожалуйста, выполните эту работу на компьютере. Все справились с заданием, хорошо!

– Кто знает, что изображено?

– Кто становился гладиаторами?

С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.

– О чем они могли мечтать? (О свободе.)

– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание).

Сегодня вы узнаете о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме, о его причинах, о том как оно проходило.

III. Знакомство с новым материалом.

Обратите внимание, перед вами рабочий лист, по которому в течение урока мы будем работать (словарь урока, задания для закрепления…)

Сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу: Учащиеся делятся на 3 группы



Задания для групп:

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана ВезувийСпартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.

Вопросы:

С чего и где началось восстание рабов?

Цель восставших?

Чем были недовольны гладиаторы?

Кого выбрали своим предводителем?

Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

































II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2..

Ответьте на вопросы:

Какая задача стояла перед Спартаком? Из кого состояло войско Спартака? Составить кластер

По какому образцу организовал Спартак свое войско?

Из каких частей состояло войско Спартака? Составить кластер.

















































III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг.

Вопросы:

Был ли у восставших план ведения войны с Римом?

По карте учебника на стр. 235 (проследите походы восставших.)

Было ли единство и согласие между рабами?





































Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст); ответы давать полные.

Беседа по вопросам к документам.

Слушаем ответы 1 группы.

С чего и где началось восстание рабов? Цель восставших? (Работа с картой.)

Чем были недовольны гладиаторы? Предводитель? Где устроили лагерь?

Учитель: Чтобы назвать причины восстания, выполните задание № 1 (рабочий лист).

Слушаем ответ,  проверяем причины восстания.

Учитель: Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке.

— Хорошо, выполните задание № 2 (рабочий лист).

Проверка, вывод 

Рассказ учителяработа с иллюстрацией.

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и били разгромлены.

Физминутка

Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).

– А теперь слушаем ответы 2 отряда:

Какая задача стояла пред Спартаком?

По какому образцу организовал Спартак свое войско?

Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод:  Армия Спартака становится великой и грозной силой.

Ответ 3 отряда Учитель: У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

– Походы восставших – работа по карте.

– Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).

Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).

Учитель: Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.

– Удалось Спартаку осуществить свой план? (Работа с учебником, стр. 237 п. 4) Читаем вслух. (Нет.)

Римский сенат полностью осознал опасность и принял чрезвычайные меры: НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.

Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя 6 тысяч оставшихся в живых рабов были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). 

Учитель: Почему восставшие потерпели поражение? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание № 3 (рабочий лист).

Вывод. Причины поражения, проверяем, как справились. 

IV. Закрепление.

А сейчас с помощью выполнения задания на компьютере проверим, как вы усвоили материал

V. Домашнее задание. 

Дополнительный материал для учителя

О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрите









Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э.”

Словарь урока

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.

Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.







Задание № 1. Выберите правильный ответ.

Причины восстания:

а) скопление массы рабов;
б) римские легионы поддержали рабов; 
в) жестокое обращение с рабами.



Задание № 2. Впишите недостающие слова.

______________ родом из Фракии, предводитель восставших. Лагерь они устроили на вершине вулкана _____________ . Цель восстания _________________ .



Задание № 3. Назовите важнейшие причины.

Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:

а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;
в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.









Домашнее задание: Прочитать § 51, написать сочинение от имени гладиатора.













I. Составляем  кластер!

Ребята, нам  предстоит  определить  источники  рабства  в  Древнем  Риме. Для  этого  нам  нужно  поработать  с  документами:

1 группа  «Покоряя  ту  или  иную  страну, римские  полководцы  обращали  в  рабство  десятки  тысяч  военнопленных  и  мирных  жителей. В  результате  завоеваний  в  Римском  государстве  появилось  большое  количество  дешевых  рабов»

Назовите  источник  рабства?

2  группа  «В  неурожайный  год  приходилось  брать  земледельцам  в  долг  зерно  или  серебро  у  знатного  соседа. На  участке  земледельца  ставили  долговой  камень, и бедняк  лишался  покоя  и  сна. Не  отдаст  он  в  срок  долг – отберут  у  него  участок. И  если  такой  несчастный  снова  не  мог  вернуть  долг, то  был  вынужден  отдавать  жену, детей, а  то  и  самого  себя  в  рабство»

Назовите  источник  рабства?

3  группа  «После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул  продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала.  В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности»

Назовите  источник  рабства?

4 группа  «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами  становились  дети  рабов, то  есть  распространилось  наследственное  рабство»

Назовите  источник  рабства?



























Как к рабству относились в Древнем  Риме  и  Греции, например, ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства.

Римский ученый Варрон писал:

«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».

Греческий ученый Аристотель писал:

«Одни орудия являются одушевленными, другие — неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».

Сравните взгляды ученых. Ваше мнение по этому вопросу.

Справедливо ли рабство?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!