СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Внутренняя политика Павла 1" 8 класс в соответствии с ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Внутренняя политика Павла1" в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок "Внутренняя политика Павла 1" 8 класс в соответствии с ФГОС»

Урок № 58

Предмет история

Класс 8

Дата 16.04.2019 г.

Учитель Мемедляев Д.Э.

Тема Внутренняя политика Павла 1.

Цель урока: познакомить учащихся с личностью императора, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его сущность.

Задачи.

Обучающие:

  • познакомить учащихся с личностью Павла I;

  • сформировать представление о характере внутренней и внешней политики Павла I.

Развивающие:

  • расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы;

  • развивать умение анализировать факты и делать выводы.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.

Оборудование:

  • карта “Российская империя в 18 веке”,

  • компьютер, проектор,


Тип урока: комбинированный

УУД

Личностные :

- овладение на уровне общего образования законченной системой исторических знаний.

-осознание ценности исторических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные :

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;  

 - проговаривать последовательность действий на уроке;  

      - работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

Познавательные

- формирование и развитие посредством исторических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование и сохранение.

Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах .

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Технологии:  Развития критического мышления, ИКТ

Планируемый результаты:

Предметные: Умение изучать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных ценностей своей Родины.

Метапредметные: Владение умением работать с текстом учебника, историческим источником (анализировать, формулировать и обосновывать выводы), работа с иллюстрациями, способность решать творческие задачи.

Ход урока

    1. Организационная часть. Здравствуйте дети! Я рад вас видеть и очень хочу начать работать с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

    2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

опрос по домашнему заданию.

II. Подготовка к работе с новой темой. Мотивация.


Вводное слово учителя. В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. В исторических исследованиях нет единства в оценке личности Павла I. А.С. Пушкин назвал Павла I “романтическим императором”, А.И.Герцен – “коронованным Гамлетом”

Задание на урок: “Каким же был на самом деле Павел ?? Дать оценку его правлению”.

    1. Работа с новым материалом.

Видеосюжет. Сообщение учащегося.

  1. Личность императора.

Павел I родился 20 сентября 1754 года. Он был сыном императрицы Екатерины II. Павел находился по отношению к императрице в некоторой оппозиции, ненавидя свою мать, он считал её убийцей отца. Его отец, Пётр III. Ещё в детстве Павлу пришлось пережить сильнейшие потрясения: смерть отца Петра III от рук фаворитов матери, который был свергнут с престола и задушен, когда Павлу было 7лет. Екатерина старалась внушить маленькому Павлу, что его отец был пустым, никчёмным человеком. Но ...Павел любил отца таким, каким тот был. Со временем у Павла сложился культ отца – мученика. С 1760 г. его главным воспитателем стал граф Н.И. Панин. С четырёх лет Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам, он получил хорошее образование.

От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Граф Н.И. Панин с детства внушал Павлу мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу. Павел по натуре был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости, живым, щедрым, весёлым и остроумным человеком. Но одновременно в его характере проявлялись вспыльчивость, своенравие, упрямство. В 1771 г. Павлу исполнилось 17 лет. Он стал совершеннолетним и ждал, что мать передаст ему престол. Екатерина же в 1773 г. женила Павла на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине, в православии наречённой Натальей Алексеевной. Через три года Наталья Алексеевна умерла от родов. ) В 1776 г. Екатерина женила Павла вторично на принцессе вюртембергской Софии-Доротее, принявшей православие под именем Марии Фёдоровны. Мария Фёдоровна, племянница прусского короля Фридриха II, была женщиной удивительной красоты и необычайных душевных качеств, обожавшей своего супруга и посвятившей ему свою жизнь. В 1781-82 супруги совершили путешествие по ряду европейских стран. Во время путешествия Павел Петрович познакомился с прусским королём лично. Пруссия в это время становилась сильным государством, её армия была одной из сильнейших в Европе. Павел Петрович стал поклонником прусского короля и его военной системы. По возвращению в Россию Павел ждал престола, а Екатерина II подарила супругам селения Гатчину и Павловск и удалил из Петербурга. В Гатчине цесаревич стал жить затворником и создавать свой мир. Сюда были переведены кавалерийский кирасирский Его Императорского высочества наследника цесаревича полк, пехотный батальон, конноартиллерийская рота и полурота матросов. Павел стал создавать свою армию. Обучение войск, парады, смотры проводились в Гатчине в любую погоду.

Осенью 1796 года Екатерина II заболела, а в ноябре императрица умерла. Новым императором стал Павел Петрович – Павел I.

Делимся на две группы. Одни- сторонники его политики ,другие противники. 5 минут для работы с раздаточным материалом. Выступление групп. После выступления 1 группы физкультминутка.

  1. Внутренняя политика

Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.

Для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; царский жезл, скипетр и корону несли граф А.Орлов, князь П.Б.Барятинский и П.Б.Пассек – участники убийства императора.

Вопрос: Зачем Павел I через 34 года перезахоронил прах своего отца?

Ответ: Одни утверждали, что все это было проделано, для того, чтобы опровергнуть слухи о том, что Павел - не сын Петра III. Другие видели в этой церемонии стремление унизить и оскорбить память Екатерины II, ненавидевшей своего мужа. Павел заставил убийц Петра III нести императорские регалии, тем самым, выставив этих людей на публичное осмеяние.

На гробницах ненавистных супругов указали одну и ту же дату погребения. По этому поводу Н.И.Греч сказал: "Подумаешь, что они провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день".

В день своей коронации 5 апреля 1797 г. новый царь издал наиболее значительный в своё правление указ о порядке престолонаследия, введенного Петром I. Теперь права на престол должны принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии (сыновьям или братьям в порядке старшинства).

Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Затем Павел I щедро вознаградил своих сподвижников, деливших с ним долгие годы затворничества в Гатчине: А.А. Аракчеева, графа П.А. Палена, И.П. Кутайсова. На ключевые должности были назначены доверенные лица Павла I и смещены фавориты и ставленники Екатерины II.

Важным направлением внутренней политики стало ограничение дворянских прав и привилегий. В 1799 г. были ограничены дворянские привилегии, предоставленные Жалованной грамотой 1785 г. По существу, серию его актов в этом направлении можно назвать как “Разжалованная грамота дворянству”. Являться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям. Был запрещен свободный переход из военной службы в службу гражданскую. Были введены телесные наказания дворян за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации.

Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной. Вначале были реорганизованы высшие учреждения в государстве. В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного. Затем император приступил к реформированию высшего судебного органа - Сената. В 1796 г. было утверждено новое положение о Сенате. К началу 1800 г. Сенат закончил рассмотрение всех нерешенных дел. Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны. В сфере финансов Павел считал, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично. Он требовал согласовывать расходы с надобностью государства. Павел приказал переплавить на монеты часть серебряных сервизов Зимнего дворца, уничтожить до двух миллионов рублей ассигнациями для сокращения государственного долга.

 Крестьянская политика. В интересах крестьянства был подписан указ от 5 апреля 1797 года, запрещающий помещикам заставлять крестьян отрабатывать барщину в праздничные дни и более трех дней в неделю. Кроме этого был введен запрет в 1798 г. на продажу дворовых и безземельных крестьян “ с молотка”. За жестокое обращение с крестьянами император приказал ссылать виновных в монастырь.

Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Павел вывесил у ворот своего дворца в Петербурге желтый ящик для подачи прошений на его имя. Подобные донесения принимались и на почте. Это было для России в новинку. Правда, этим тут же стали пользоваться для ложных доносов, пасквилей и карикатур на самого царя.

Задание: Дайте оценку крестьянской политике Павла I.

Военная реформа.

1797 год. Павел I провел ревизию личного офицерского состава в армии. Всем офицерам было приказано немедленно явиться на службу. В результате все малолетние офицеры, все формально числившиеся на службе, были уволены из армии, была прекращена практика долгосрочных отпусков.

Была установлена жесткая дисциплина и муштра. За нерадивость и грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. Уже через три недели после своего воцарения Павел I стал одевать русских солдат в неудобные немецкие мундиры и парики с косами и буклями, которые полагалось, намочив пивом или квасом, обсыпать мукой. По их поводу известна вошедшая в пословицу фраза, приписываемая Суворову: “пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак”.

Впрочем, совершенно бесполезным изобретением такой парик не был: в косице скрывался стальной прут, защищавший шею от сабельного удара сзади.

Опасаясь распространения идей Французской революции, Павел I: запретил выезд молодых людей за границу на учебу, запретил импорт книг, вплоть до нот. Закрыл частные типографии. Из русского языка изымались слова “гражданин”, “отечество”. По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по императорским указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра. Нравственные соображения обусловили запрет вальса, потому как в нём опасно сближаются особы разных полов.

Опала и гонения. Павел I говорил: “В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю”. За 34 года правления Екатерины II через Тайную канцелярию прошло 862 дела, то за 4 года правления Павла I – 721. (в 7 раз больше). С другой стороны, из заключения был освобожден Н.И. Новиков, а А.Н. Радищеву было разрешено вернуться из сибирской ссылки в свое имение.

Вопрос: Почему был освобожден Новиков и Радищев?

Павел I и церковь. Были открыты духовные академии в Петербурге и Казани. В 1800 г. издан Указ “О дозволении старообрядцам строить церкви. Синод распорядился не чинить оппонентам ни “малейшего притеснения или озлобления”. Обязали старообрядцам вернуть изъятые у них книги.

В 1798 году появился манифест Павла "Об установлении ордена Св. Иоанна Иерусалимского". Павел I хотел “прорубить духовное окно в Европу”, соединив две ветви христианства. 12 июня 1798 года Мальта была без боя взята французами. Рыцари заподозрили в измене великого магистра и лишили его сана. На этот пост был избран Павел I. Павлом рисовался образ рыцарского союза, в котором в противовес идеям французской революции процветали бы принципы ордена: строгое христианское благочестие, безусловное послушание старшим.

  1. Внешняя политика Павла I

Поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн “лишь оборонительных”. В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей. 1797-1800 гг. – борьба России за ослабление Франции. В 1798 г. образовалась вторая антифранцузская коалиция: Россия, Австрия, Англия, Османская империя, Неаполь.

1798–1800 – Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова. Во время похода Ф.Ушаков проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Были освобождены Ионические острова, русские войска овладели о. Корфу, Неаполем и Римом. За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля, лишившись 400 человек.

Карта Средиземноморского похода.

Задание: Проследите по карте поход Ф.Ф.Ушакова.

1799 год – Итальянский поход А.В.Суворова. Это боевые действия русско-австрийской армии во главе с А.В.Суворовым против французских войск. Победы российских войск (на реках Адда и Треббия и при Нови). За 5 недель пройдено 400 км, в результате чего вся Ломбардия была очищена от французов.

1799 год – Швейцарский поход А.В.Суворова. Цель похода – разгром французских войск в Швейцарии – достигнута не была. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чертов мост и совершила переход в Мутенскую долину, где попала в окружение.

Выйдя из окружения, русская армия совершила переход через заснеженный перевал Паникс. “Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа” (Д.Милютин).

Задание: Покажите на карте походы А.В.Суворова.

В конце 1799 г. произошли изменения во внешней политике: Россия прекратила войну. Антифранцузская коалиция распалась. Наполеон пошел на примирение с Павлом 1. Их переговоры закончились разработкой плана совместных действий против Англии.

Дворцовый переворот 1801 г.

Вопрос. В чем причины дворцового переворота?

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и его причины: а) внутренние причины (курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий; его крайний деспотизм и непредсказуемость);

б) внешние причины (разрыв с Англией, угроза потери Англией Индии, что поставило бы ее на грань катастрофы). Экспорт хлеба у нас осуществлялся в основном в Англию, как, впрочем, и остальных видов сырья, будь то лес, пенька, кожа, парусина и т. д. Русские помещики наживались на экспорте русского хлеба, и эта торговля приостановилась.

Михайловский замок. За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: “Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней” 47 символов. Императора убили на 47 году.

Душой и организатором заговора стал петербургский генерал-губернатор П.А.Пален. “Заговорщики спрашивали Палена, как поступить им с императором. На это отвечал он им французской поговоркой: “Когда готовят омлет, разбивают яйца”. По одной версии, Павел был убит Н.Зубовым (зять Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: “Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок”. Пален явился во дворец только тогда, когда всё было кончено. Замысел Палена был таков - если бы убийство императора не удалось, он выступил бы в роли его спасителя, арестовав князя Александра. Характеристика графа Ростопчина была абсолютно верна: “Пален был настоящий сын Макиавелли и настоящий демон интриги”.

Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: “Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?” Это были его последние слова.

Итог урока.

Вопрос.

Соответствовали ли политика Павла общим тенденциям развития Российского государства со времен Петра Великого, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой? Попытайтесь найти связь между его политикой и дворцовым переворотом 1801 г.

Рефлексия. Микрофон.

Синкввейн

Домашнее задание:

§ ,












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!