Тема: Внутреннее строение млекопитающих.
Цель: Сформировать научное понятие об особенностях строения систем внутренних органов млекопитающих в связи с их функциями, причинах широкого распространения млекопитающих на Земле, выявить усложнение их внутренней организации по сравнению с пресмыкающимися; развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и заключения.
Оборудование; скелет кролика, таблица «Внутреннее строение млекопитающих»
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).
II. Контроль знаний, умений и навыков.
Три ученика выполняют индивидуальные задания по карточкам различных уровней:
Карточка №1 (средний уровень):
Из каких отделов состоит тело млекопитающих?
Какие органы расположены на голове?
Карточка №2 (достаточный уровень):
Чем представлены покровы тела у млекопитающих? Сравнить различные типы желез, расположенных в коже.
Карточка №3 (высокий уровень):
Из каких отделов состоит скелет млекопитающих?
Сравнить скелеты свободных передних и свободных задних конечностей.
Три ученика выполняют задания на доске.
Первый воспроизводит систему понятий «Внешнее строение млекопитающих»:
Внешнее строение
Второй ученик воспроизводит систему понятий «Кожа и ее производные»
Кожа
Третий ученик воспроизводит систему понятий «Скелет млекопитающих»:
Скелет
3) Устный опрос у доски:
а) внешнее строение млекопитающих;
б) кожа и ее производные;
в) строение и функции скелета;
г) строение и функции мускулатуры;
Все оценки комментируются. Подводятся итоги выполнения д/з.
III. Актуализация опорных знаний.
1) Какие известны системы внутренних органов?
2) Из каких отделов состоит нервная система хордовых?
3) Формулирование и постановка проблемы урока: почему млекопитающие широко распространены на Земле и являются господствующей группой в современной фауне?
IV Изучение нового материала.
1. Топография внутренних органов (беседа).
2. Пищеварительная система (сообщение ученика).
Перед сообщением исследовательским группам ставятся вопросы: а) какие функции выполняет пищеварительная система? 6) из каких органов состоит пищеварительный канал? в) какие имеются крупные пищеварительные железы и какие функции они выполняют?
После сообщения – обсуждение вопросов и составление системы понятий. 3. Дыхательная система (работа со статьей на стр. 214 и рис.137 на стр. 214). Предварительно группам ставятся вопросы: а) функции дыхательной системы; 6) какие органы образуют дыхательную систему? в) механизм вдоха и выдоха.
После самостоятельной работы — обсуждение вопросов и составление системы понятий. 4.Кровеносная система (сообщение ученика), Предварительные вопросы группам: а) функции кровеносной системы; б) сколько камер имеет сердце? в) сколько кругов кровообращения и какие?
Обсуждение вопросов и составление системы понятий. 5 .Нервная система (сообщение ученика) Предварительные вопросы группам: а) функции НС; 6) из каких отделов состоит НС? в) какие органы образуют НС?
После сообщения — обсуждение вопросов и составление системы понятий. 6.Органы чувств (рассказ — беседа): а) какие имеются органы чувств у млекопитающих? б) одинаково ли они развиты у различных видов? в) от каких факторов зависит развитие органов чувств? При беседе используется рис. 140 на стр. 218.
7.Выделителъная система (самостоятельная работа со статьей на стр.214 и рис. 137 на стр. 214). Предварительные вопросы группам: а) какие функции выполняет выделительная система? б) топография выделительной системы; в) какие органы образуют выделительную систему и какие функции они выполняют?
После самостоятельной работы – обсуждение вопросов и составление системы понятий. По ходу изучения нового материала составляется система понятий урока:
Внутренние органы (в полости тела)
V. Закрепление и обобщение знаний.
1. Повторение отдельных моментов урока (кратко, наиболее сложные моменты).
2. Усложнение во внутреннем строении млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися (обобщающая беседа).
VI. Решение проблемы, поставленной в начале изучения нового материала.
VII. Итог урока.
Подведение итогов, обобщение, формулирование выводов.
VIII. Домашнее задание: выучить параграф 55 (II часть).