СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по рассказу В. Распутина «Василий и Василиса».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по рассказу В. Распутина «Василий и Василиса».

 

Тема: ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ -  ВОТ УДЕЛ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ.

Цели урока:

Привлечение внимания школьников к книгам и проблематике произведений В. Распутина, способствующих гражданскому и нравственному становлению личности, личностному развитию ребенка, укреплению межпоколенческих связей, воспитанию патриотизма, духовности, верности Отечеству, формированию ценностного отношения к Миру и Человеку.

Совершенствование умения аналитического комментирования текста.

Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.

Воспитание культуры общения, толерантности, терпения.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу В. Распутина «Василий и Василиса».»

Урок внеклассного чтения по рассказу В. Распутина «Василий и Василиса».


Тема: ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ -  ВОТ УДЕЛ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ.

Цели урока:

Привлечение внимания школьников к книгам и проблематике произведений В. Распутина, способствующих гражданскому и нравственному становлению личности, личностному развитию ребенка, укреплению межпоколенческих связей, воспитанию патриотизма, духовности, верности Отечеству, формированию ценностного отношения к Миру и Человеку.

Совершенствование умения аналитического комментирования текста.

Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.

Воспитание культуры общения, толерантности, терпения.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Целеполагание.


  1. Создание проблемной ситуации. Обсуждение эпиграфа.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”, – писал Л.Н. Толстой.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.как вы понимаете смысл этого эпиграфа?



2. Назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом дом?

семья, уют, тепло.


Дом в жизни человека – это семья, уют, взаимопонимание и взаимопомощь. Каждый человек мечтает и пытается создать свой дом, в котором всегда будут царить любовь к ближнему и не будет ссор и разногласий. Главная опора дома, построенного любящими друг друга родителями, – их дети. Строительство такого дома – многолетний, кропотливый труд. Разрушить же этот дом можно в одночасье одним неосторожным движением...


  1. Слово учителя о писателе.

Валентин Григорьевич Распутин - выдающийся русский писатель, представитель «деревенской прозы», публицист, общественный деятель. Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье.

С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.

После окончания университета В. Г. Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. С 1966 года Распутин - профессиональный литератор. С 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия». В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

С началом Перестройки В. Распутин включился в широкую общественно- политическую борьбу. Он занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» 2 («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991) и многие другие.

В 1994 году Валентин Григорьевич выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры «Сияние России» (Иркутск). Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве. В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове».

Умер Валентин Григорьевич Распутин 15 марта 2015 года. Могила писателя находится в Знаменском монастыре в Иркутске.


  1. Слово учителя о рассказе Распутина.

О таком разрушении, о незаживающей ране материнского сердца, кровоточащей непроходящей болью, ставшей непрощаемой обидой, повествует рассказ В.Г. Распутина “Василий и Василиса”.


  1. Беседа. Образы героев.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Кто главные герои рассказа?

Василий, Василиса

  1. Что можем сказать про их имена?

Василий- простое русское имя, которое может иметь любой русский парень.

Василиса – имя сказочное

  1. С чего начинается рассказ?

С описания дня Василисы

  1. Как и чем живет Василиса?

Чтение эпизода

Перед нами аккуратная и трудолюбивая хозяйка (вывела тараканов);

самовар – добродушие, гостеприимство, тепло, душевный разговор

  1. Но почему Василиса молчит, когда входит Василий?

рассказывают историю семьи, причину ссоры

  1. Что символизирует топор?

инструмент созидания

орудие разрушения

Вот и Василий топором прорубил непроходимую границу, наполненную слезами Василисы.

  1. Как складываются отношения между героями после той страшной ночи?

молчат, живут каждый сам по себе

  1. Рассмотрим эпизод, где описывается сенокос. Он завершается описанием костра. Что символизирует собой костер, огонь?

чтение эпизода

огонь – тепло, свет, огонь сближает.

  1. Чем является костер для Василия и Василисы

это потухший костер, символ потухшей любви, сгоревшего семейного счастья. Черная зола осталась в сердце Василисы.

«Я, Василий, спеклась, меня боле греть ни к чему»

  1. Василий долго не выдерживает одиночества и приводит в дом новую хозяйку – Александру.

Как складываются отношения между Василисой и Александрой?

Почему простила?

ненависть- смирение- прощение

«Я за тебя молиться буду»

  1. Дети –это самое ценное, что есть на свете, поэтому Василиса долгие годы не может простить Василия. Но в самом конце жизни, когда Василий заболел, она перешагивает через непроходимый порог. Из выжженных горем глаз катятся слезы, смывающие грех с души Василия.

чтение эпизода

«На меня твои слезы капают, - обрадованно шепчет Василий… Он подает ей руку, она пожимает ее»

  1. Легко ли было Василисе простить?



  1. Чтение и обсуждение притчи.

Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя.

Л.Н.Толстой

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

М.К.Ганди

Люди страдают, и многие из человеческих существ несчастны, потому что не наделены умением забывать плохое и прощать.

Ванга 


  1. Работа с текстом притчи.

О чем текст? Чему учит?

Притча о терпении.

1)Жил-был мальчик с ужасным характером. 2)Его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в забор каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. 3) В первый день мальчик забил 37 гвоздей, в течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество гвоздей уменьшалось день ото дня. 4) Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…

5)Наконец наступил день, когда мальчик не забил ни одного гвоздя, тогда он подошел к отцу и сказал ему об этом - отец велел вытаскивать гвозди из забора.6) Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что вытащил из ограды все гвозди.

7) Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется... Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная»


  1. Итоги.

Воспоминания об обидах живут дольше, чем самые приятные. Неудивительно, ведь это память о наших потерях. Мы теряем друзей, любимых, отдаляемся от близких – иногда настолько, что нам не хватает десятков лет, чтобы их вернуть.

Конечно, ошибиться может каждый. И вы, наверняка, вспоминаете людей, с которыми больше никогда не заговорите из-за одного резкого слова. Но если бы у вас была возможность повернуть время, что бы вы сделали сейчас – потеряли или простили?






















ВО ВЛАСТИ ГОРДЫНИ
О рассказе В.Г. Распутина «Василий и Василиса»

Рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Василий и Василиса» стоит наособицу среди произведений писателя. О нём практически не встречал статей литературоведов. Не сравнить с «Уроками французского», рассказа прекрасного, но всё же на тему, к которой обращались многие писатели — послевоенное детство. Об «Уроках французского» немало написано, он дважды экранизирован. Я уже не говорю о заслуженно счастливой жизни повестей Распутина. По ним снимали фильмы, ставили спектакли по всей стране. В омской драме долго шёл замечательный спектакль «Последний срок». Поистине работа, претендующая на место в золотом фонде театра.

Рассказ «Василий и Василиса» живёт тихой жизнью. Правда, и ему повезло в кино. В 1981 году снят хороший фильм «Василий и Василиса» режиссёра Ирины Поплавской с Михаилом Кононовым и Ольгой Остроумовой в главных ролях, в фильме также снималась Майя Булгакова, Татьяна Догилева, Наталья Бондарчук. Но и фильм, это по моим ощущениям, а я пристально следил, как читатель и почитатель Распутина, за всем, что было связано с именем писателя, фильм тоже прошёл не первым экраном. Не «громко».

Рассказ «Василий и Василиса» написан молодым писателем в 1966 году. Валентину Григорьевичу было всего 29 лет. Ещё не опубликованы «Деньги для Марии», не написаны повести «Последний срок», «Прощание с Матёрой». Молодой писатель лишь входил в литературу. Однако рассказ заслуживает самого серьёзного внимания. Он не о частном случае в сибирской семье, ссоре супругов, как может показаться кому-то, он о гордыне, первейшем смертном грехе.

Есть притча. Диавол решил продать все инструменты своего ремесла. Аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, поодаль живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей лжи. Ещё имелись орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были снабжены ярлыками с названием и ценой.

А на самой красивой полке, отдельно от всех остальных инструментов, лежал маленький довольно потрёпанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных, вместе взятых. Один прохожий спросил диавола, почему он так ценит странный неказистый клинышек. В ответ прозвучало:

— Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моём арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными.

И он с нежностью погладил деревянный клинышек.

— Если мне удастся вбить этот клинышек в голову человека, — продолжал диавол, — он открывает двери и для всех остальных инструментов.

«Гордость — поглотитель всех добродетелей», — говорила блаженная Екатерина послушницам женского монастыря в Пюхтицах.

Браки совершаются на небесах. Каждому человеку Богом определена вторая половинка. Не случайно автор назвал героев рассказа Василием и Василисой, подчёркивая тем самым — они не ошиблись в выборе, они предназначены друг для друга.

Ошиблись в другом. Много-много лет утром (единственный раз на дню) заходит Василий в избу. Жена Василиса, ни слова не говоря, наливает ему стакан крепкого чая и ставит на средину стола. Василий молча выпивает. «Они молчат, — гласит рассказ, — и это не натянутое молчание, это даже вовсе не молчание, а обычное физическое состояние без слов, когда слов никто не ждёт и они не нужны».

Позволю себе в нескольких словах напомнить сюжет рассказа. Двадцать лет прожили Василий и Василиса, но в один период (было у них уже семеро детей) Василий, что называется, слетел с катушек, загулял и даже в один из таких загулов надумал побить супругу. Загнал на печь, но она поначалу столкнула его ухватом, а потом, изловчившись, этим же ухватом, как рогатиной, пришпилила мужа за шею к полу. Да ещё и потребовала дать слово, что больше не будет драться. Унизила мужское достоинство, пусть и пьяное. Василий (гордыня взыграла) не мог смириться с этим позором, пьяный снова и снова лез в драку, да бойцом в подпитии был слабым, Василиса запросто справлялась с мужем. Лукавый ловко подтолкнул Василия, однажды в пьяном гневе он схватил топор и замахнулся на жену. Василиса была на сносях, и случился выкидыш. После чего Василиса бесповоротно указала мужу на дверь. И с тех пор жил он в амбаре. Семейная жизнь на тридцать лет приобрела самую что ни на есть уродливую форму.

Не простила Василиса. Думаю, Валентин Распутин где-то искусственно усилил ситуацию, сделав героиню беременной на момент конфликта. Будь она не в положении, итог, на мой взгляд, в соответствии с характером Василисы, был бы тот же.

Распутин пишет рассказ скупыми, даже очень скупыми красками. Он не показывает душевные переживания героев, многое даётся выразительными деталями. Всего несколько предложений об отношении детей к конфликту родителей. Сын Пётр назвал своего первенца Васей. Красноречивый факт. Ещё картинка. Перед уходом на войну Василий зашёл в избу попрощаться. Встал перед женой. «Ребята смотрели на них и мучительно ждали. Василиса первая подала ему руку...» Так и попрощались.

А перед этим, когда в деревню пришла весть о начале войны. «Сразу же пришел Василий, — гласит рассказ, — и Василиса не стала его выгонять, не до того было. Он сел на лавку у двери, положил руки на колени и молчал — видно, одному в амбаре молчать было невмоготу».

Василисе была дана возможность простить мужа после страшных лет войны. Но нет. Она не вышла к столу, когда муж вернулся домой и вместе с мужиками отмечал Победу. Возилась в подполье, что-то делала по дому, а потом послала старшую дочь постелить отцу в амбаре. И оборвала её: «Не твоё дело», — когда дочь попыталась возразить. Места для мужа в доме по-прежнему не оказалось. Пронзительное место в рассказе.

Василиса утверждает, что у неё всё перегорело внутри. Но нет, когда лет через 17 после их разрыва привёл Василий к себе в амбар новую хозяйку, Василиса пусть и не прогнала её со двора, но тяжело терпела соперницу.

Ни в коем случае не осуждаю Василису. Кто-то из святых отцов сказал: надо осуждать не человека, а грех, который в нём. Василиса достойна жалости, она своими руками ломает свою жизнь. Не может выбросить мужа из души и до последнего не может смирить гордыню, лелеет свою страсть, находится в её власти.

Гордыня неистового патриарха Никона привела к расколу церкви. Он начал преобразования из благих побуждений, привести в порядок тексты церковных книг, но начал делать это неуклюже. Вовремя не смог признать свои ошибки. Гордыня застила глаза, в стремлении сделать по-своему патриарх не слышал голос разума, не прислушивался к оппонентам. Грех раскола на несколько веков нанес рану Православию, привел ко многим бедам церкви и России.

Семья — это малая церковь. Гордыня Василисы приводит к расколу их малой церкви. Семья приобретает уродливую форму. И рядом супруги, всего-то двор перейти, и страшно далеки друг от друга, и не могут иначе. Один и другой пытались уехать. Василий отправлялся на прииски — вернулся. В один момент Василиса запросилась к сыну в город. Тот обрадовался, мать будет рядом, поможет с детьми. Но Василиса, подумав, отказалась. Бремя их греха, раскола семьи, несут и дети. Стоит представить маленькое село, где всё на виду, и вдруг — многие годы хозяин живёт изгоем. Не забулдыга, не бомж, не пропадающий, махнувший на себя рукой, которому одно место — в амбаре. Вовсе нет, Василий крепкий таёжник, охотник, который набивает пушнины больше других в селе. С любовью пишет о нём Распутин: «Без тайги Василий жить не может. Он знает и любит ее так, будто сам ее сотворил, сам разместил и наполнил всеми богатствами, какие в ней есть». Напрашивается аналогия с Адамом в раю, которому подвластны все звери и птицы, он понимает их, никто другой как он наделил их именами. В селе уважают Василия за знание тайги, мастерство охотника.

Василиса всю жизнь в трудах, подняла семерых детей, сын погиб на фронте. Но мучается она в своей гордыне, на всю жизнь остаётся сердечная рана у детей. И кто знает, как отразится на внуках Василисы и Василия грех раскола семьи.

Верующая или нет Василиса? В рассказе есть сцена, в ней Василиса напутствует Александру, женщину с которой жил какое-то время Василий в своём амбаре, на поиски сына, которого та потеряла в войну. «С Богом, — благословила её Василиса. — Иди, Александра, иди. Земля у нас одна, так и иди по ней. А я за тебя молиться буду».

И всё же, будь Василиса верующей, она бы осознала, что находится во власти гордыни. Конечно, осознать грех и побороть его — разные вещи. Однако понимание греха — уже шажок к покаянию. Святое Писание гласит, нельзя нести жертву Богу, если не помирился с братом своим. Такая жертва неугодна Создателю. Нельзя идти к причастию не примирившись с ближним. Епископ Василий Родзянко в одной из проповедей говорит, что человек, не прощающий ближнего, убивает его в своём сердце.

Василиса и в смертный час мужа не может, простить его.

— Плохо мы с тобой жили, Василиса, — шепчет Василий. — Это я во всем виноватый.

— Совсем не плохо, — качает головой Василиса. — Дети выросли, работают.

— Плохо, Василиса. Стыдно перед смертью.

Так и не повернулся язык у Василисы попросить прощения у мужа. Надо понимать, она искренне считает: вовсе не в чем ей каяться.

И всё же Василий радуется за мгновение до смерти.

— На меня твои слезы капают,— обрадованно шепчет Василий. — Вот опять.

Он закрывает глаза и улыбается.

В девятнадцатом веке в споре западников и славянофилов, западники утверждали — в неустроенности России виновато православие. И, значит, следует переходить на западные рельсы. Большинство ратовало даже не за католицизм, а за просвещение и атеизм. Славянофилы не видели Россию без православия. Причиной всех бед считали отступление от православия, его истин. А что делать? Смирить гордыню. Она причина всех бед. И в падении любимца Бога ангела Денницы, и в падении человека. Необходимо смириться в своей гордыне, осознать факт отступления от истины. Только тогда можно будет переустроить русскую жизнь.

Распутин страстно своей публицистикой, да и всем своим творчеством противостоял нашим западникам конца двадцатого века. В конце перестроечных восьмидесятых, когда Валентин Григорьевич «ходил во власть», он мог апеллировать и сладко поющим, и крайне агрессивным западникам и либералам с самых высоких трибун. Правда, с горечью позже признавался, что хождение во власть было ненужным. Наверное, не совсем так. Он был одним из немногих патриотов, кого допускали до этих самых высоких трибун, кто мог авторитетно высказать на всю страну то, о чём думали миллионы и миллионы русских, болеющих за своё Отечество. Статьи Распутина перестроечного времени, речи в чём-то, возможно, утратили былую остроту, актуальность, тогда как его повести будут жить и жить, будут тревожить нашу совесть. И, конечно, будет стучаться в сердце внимательного читателя рассказ «Василий и Василиса».

Роман Толстого «Анна Каренина» художественными средствами описывает трагедию человека, пренебрегающего заповедью «не прелюбодействуй». «Преступление и наказание» Достоевского показывает, что происходит с человеком, преступившим заповедь «не убий». Рассказ «Василий и Василиса» Распутина предупреждает нас о разрушительной силе гордыни, когда она встаёт между двумя самыми близкими людьми.





























Поэтика рассказа В.Г. Распутина «Василий и Василиса» 

Введение.

Творчество В. Распутина, по мнению  С.Семеновой, посвящено поиску истинных нравственных ценностей. Автор стремится «нащупать основные прочны основы бытия, такие духовные и физические ценности, которые, каждый раз выступая в некоем конкретном своем временном обличье, в то же время имеют незыблемую человеческую традицию и воплощают нечто существенно-позитивное в нашей жизни». Обращение к такому содержательному творчеству в наши дни представляется особенно актуальным.

В данной работе предпринята попытка исследовать поэтику  рассказа В. Распутина «Василий и Василиса». Интерес к рассказу вызван необычным раскрытием темы любви.  А. Адамович подчеркивал, что «…жизнь, представленная в рассказах В.Распутина – почти исключительно жизнь человеческой души. Здесь новый уровень общения людей – здесь душа с душою говорит». Как же удается писателю подняться на этот уровень?

Соотношение материала и формы в рассказе есть, конечно, соотношение фабулы и сюжета. Всякий  рассказ имеет свою особую структуру, отличающуюся от структуры того материала, который лежит в его основе. Совершенно ясно, что каждый поэтический прием оформления материала является целесообразным или направленным; он вводится с какой-то целью, ему отвечает какая-то исполняемая им в целом функция рассказа.

Таким образом, цель нашего исследования –выявить особенности  претворения жизненного материала в определенную художественную форму, которая является для нас выражением авторского видения     мира. С  этой целью мы остановились на анализе следующих элементов произведения:

 - названии рассказа;

- пространственно-временной организации текста;

- сюжетно-композиционной    организации текста.

Данная работа может быть интересна тем, что рассказ «Василий и Василиса» до сих пор не был подвергнут подобному анализу, то есть нам не приходилось «бороться с предубеждением и предрассудков, возникающих почти при всяком исследовании привычного и знакомого».

Работа состоит из введения, в котором определены цель и задачи исследования, основной части, состоящей из трех  параграфов, посвященных исследованию поэтики рассказа и заключения, в котором изложены выводы, и списка использованной литературы.

 


























О смысле названия.

Название несет в себе раскрытие самой важной темы, оно намечает ту доминанту, которая определяет собой все построение рассказа. В самом деле, «всякий рассказ есть сложное целое, составленное из различных элементов, организованных в различной степени, в различной иерархии    подчинений и связи; и в этом сложном целом всегда оказывается некоторый доминирующий и господствующий момент, который определяет собой построение всего остального рассказа, смысл названия каждой его части».

Название рассказа «Василий и Василиса» настраивает читателя  на историю о мужчине и женщине, а значит, о любви. Одинаковость имен героев усиливает восприятие произведения как истории о такой любви, которую принято называть «вечной». Их имена – один и тот же звукоряд, поэтому Василий и Василиса воспринимаются как нечто целое, как один образ. Представления о любви ассоциируются со страстями, безудержными, пылкими чувствами, приводящими к драмам, трагедиям. Герои-любовники преодолевают любые испытания. История любви Василия и Василисы вписывается в этот круг понятий: по кипению страстей, преодолению серьезного испытания. Но мы лишены возможности наблюдать за этими страстями. Более того, их не выражают и сами герои, не высказывают своих чувств, и их странная жизнь рядом и порознь кажется чудачеством, глупостью.

Первый эпизод рассказа весь построен на антитезе:

Василиса просыпается рано.

Василий поднимается не рано.

Она всегда вздыхает…

Он… не пыхтит, не кряхтит, не стонет

Василиса пьет чай с сахаром-рафинадом.

Василий пьет без сахара.

 

Он и она противопоставлены. «Она всегда вздыхает, вздохи у нее имеют множество оттенков – от радости и удивления до боли и страдания». Она по-женски очень эмоциональна, только проявляет свои эмоции сдержанно – вздохами. Она любит подслащенный чай, тоже очень по-женски. Василий по-мужски не кряхтит, не стонет. Перед нами обычная супружеская пара, и их молчание за утренним чаем  естественно. Утреннее чаепитие – важный ритуал в отношениях мужа и жены. Это время, когда проблемы вчерашнего дня отодвинуты ночью, а проблемы сегодняшнего еще не возникли. Дети спят. Это отношения, очищенные от посторонних взглядов, от «примесей» окружающей жизни. Это истинные отношения двоих, когда «молчание – это вовсе не молчание, а обычное физическое состояние без слов, когда слов никто не ждет, и они не нужны». Важно само физическое присутствие человека рядом. Ключевые слова этого отрывка – «он» и «она» в финале сменяются на «они», что в конечном счете подтверждает мысль об единстве противоположностей.

Они молчат, а «на кровати у стены, скрючившись, спит Петр, последний сын Василия и Василисы». Может быть, поэтому слова не нужны. Семеро детей, дарованные Богом, - это те «стальные звенья», которые трудно разорвать.

Таким образом, это история об обычной «вечной» любви, в существование которой позволяет поверить и  тот факт, что герои рассказа уже не молоды, как если бы герои известных нам любовных историй дожили до старости.



















О пространстве и времени.

Завязкой сюжета служит вторая часть рассказа, которая удивляет читателя тем, что Василий живет не в доме с Василисой, а в амбаре. Словами «там» и «тут» автор определяет пространство, в котором живут его герои. Это дом, разделенный на две половины: в одной живет Настя, дочь Василия и Василисы, во второй – сама Василиса с младшим сыном. Через три дома живет старшая дочь Анна. Рядом с домом – амбар, в котором живет Василий. Так, все семейство существует почти на одной территории.

Далее глава строится по принципу параллельности, смежности происходящих событий: разговор Василия с Петром, отмечающих удачную охоту, и разговор Василисы с  подругой Авдотьей, пришедшей в гости. Такое построение позволяет нам видеть сразу и Василия и Василису, так что к концу главы создается ощущение , что они находятся в непосредственной близости друг от друга, несмотря на то что она – в избе, а он – в амбаре. Она прислушивается к их пению и вздыхает, «но ей и самой непонятно, что было в этом вздохе». Вероятно, все же и радость по поводу такого единения отца и сына, и досада на собственную отчужденность, которая пока читателю непонятна.

В начале этой части повествование сосредоточено на Василии: «Василий не скупой…Без тайги Василий жить не может». В этом фрагменте рассказа создается образ достойного человека, положительного во всех отношениях. Он любит детей, недаром они все время «вьются» у его амбара. Он знает и любит тайгу. Ему нравятся лесоустроители тем, что «они никогда не пустят в лесу пала» и не нравятся геологи, которые «могут напакостить, повалить из-за десятка шишек богатеющий кедр или не притоптать костер».  Недоумение вызывают пренебрежительные и оскорбляющие Василия замечания, отпускаемые в адрес мужа Василисой. Читатель заинтригован отношениями Василисы и Василия, живущих рядом и порознь.

В.Я. Курбатов так характеризует построение многих произведений В. Распутина: «Материал собирается и выстраивается как в мозаике: то, что важно для создания общего впечатления, настроения, цельного образа, располагается в порядке , видимо, произвольном, независимом от хронологии, места действия… . » Следующий эпизод рассказа как раз иллюстрирует такое «мозаичное» построение произведения. Речь пойдет об одном дне, выхваченном из череды дней более чем пятидесятилетней жизни Василия и Василисы.  Примечательно, что другие равнозначные эпизоды охватывают годы жизни героев. Какое же впечатление должен произвести на нас этот фрагмент?

В традициях русской литературы сенокос всегда изображался как праздник. На покос собирается, как правило, вся семья. Здоровый физический труд на природе в жаркую, солнечную погоду и отдых после него ночью у костра умиротворяют и объединяют людей; они испытывают чувство радости от общения с родными, от причастности к общему делу, приносящему общую пользу. Казалось бы, в такие минуты примирение неизбежно, но и здесь Василий и Василиса не разговаривают друг с другом. И все же нельзя сказать, что они не замечают друг друга: когда Василиса в разгаре дня вдруг уходит полежать в шалаш, Василий спрашивает у сына: «Чего это с матерью?» - и в этом вопросе слышится тревога за нее. Петр отвечает отцу, что она просто постарела.  Василий недоумевает по этому поводу. Он никогда не задумывался о том, сколько им лет:

- Старая, - обычным голосом отвечает Петр. – Сколько ей лет?

- На два года моложе меня была.

- Старая, - повторяет Петр.

Старость представляется обычным явлением для молодого Петра. Василий же еще не чувствует себя старым, для него невозможна и старость Василисы,  поэтому становится понятным, что он никогда не отделял ее от себя.

Вопросы о возрасте возникают снова, когда Василий решает жениться. Новая жена Александра ненамного старше его старшей дочери Анны. Прежде чем привести ее к себе, он объясняет свое решение жениться сыну. Петр одобряет это решение, мотивируя тем, что он еще не стар. «Дело не в том, старый или нестарый, - невесело поправил Василий. – Надоело мне самого себя обстирывать, самому себе кашу варить. Хозяйка нужна – вот какое дело ».  Василию в его годы совестно жить без жены, это неправильно, так не положено, он определяет свое одинокое житье как арестантское. Происходит удивительная вещь: вопросы о возрасте оказываются важными для одинокого человека, но не для двоих.

Время в рассказе можно охарактеризовать как субъективное. Хронология событий своеобразная: она зависит от того, как ощущают время герои рассказа. Для них тридцать лет пролетело как одно мгновение, а одно утро длится целую вечность.

Об испытании как качественной особенности рассказа.

О том, что случилось между Василием и Василисой мы узнаем не сразу, а лишь с третьей главы. «Случилось это за два года до войны», - так она начинается. И событие это отбрасывает читателя на тридцать с лишним лет назад от того времени, в котором протекает действие в первых двух главах. «Тогда Василий вдруг задурил». Василий начал пить и избивать жену после двадцати лет совместной жизни. Что произошло?  Василиса не может объяснить такое поведение мужа. «Дурость» Василия заключается в том, что он приносит в дом, в свои отношения с женой злобу, никак не связанную с семьей. Неуспех на работе, разлад с друзьями, ссора с соседями и прочее выбивают человека из колеи, и он часто вымещает свое раздражение на самых близких людей. Семья, дом – это та крепость, которая должна надежно ограждать от жестокости внешнего мира. Василиса не может простить Василию того, что внешние разрушительные силы повлияли на  их личные отношения так, что в прямом смысле убили их ребенка: пьяный разъяренный муж «до смерти» напугал жену, так что у нее случился выкидыш. Василий сделал их дом уязвимым, в их «крепости» он пробил брешь. Народная мудрость гласит: «Пришла беда – отворяй ворота». И поэтому война приходит в дом, в котором уже нет Василия, а значит, она остается одинокой, а ее дети уязвимыми в эту страшную годину. И в этом вина Василия. Он вину свою осознает и уходит на войну в первые же дни, хотя по возрасту его не могли призвать. «Он аккуратно прикрыл за собой ворота и зашагал к сельсовету, где фронтовиков ждали подводы». Прикрывая ворота в свой двор, Василий пытается уберечь его от новых несчастий. Но ему не удается: «один из сыновей не вернулся совсем». А Василий как раз вернулся. «Была уже осень, в деревне копали картошку, Василиса только что принесла на себе мешок и собиралась высыпать картошку в подполье, когда прибежала Настя с известием о том, что приехал отец.

- Живой, выходит, остался, - рассуждая сама с собой, неторопливо сказала она. – А вот Сашку убили». Тяжелый мешок картошки, который она сбросила в подполье, ударяется обо что-то твердое и заставляет ее вздрогнуть. Василиса снова переживает боль утраты. И первое, что она произносит при встрече с Василием: «Сашку убили», - значит, что прощения ему, открывшему «ворота» несчастиям, нет. Василий пытается построить свою жизнь отдельно от семьи, уезжает на прииски, но жить вдали не может и возвращается.

Испытанием для героев можно считать и женитьбу Василия на Александре – «чужой», «пришлой», «новенькой» в деревне. Василий не берет в жены деревенскую, потому что в этом случае она стала бы соперницей Василисе, а его молодая жена – другая. Женитьба Василия помогает понять, что чувства Василисы к мужу все еще живы. Она радуется ее недостаткам, злится на всех и вся: «Василисе казалось, что никто ее больше не замечает, никто с ней не считается, а только терпят, - мол, живешь, ну и живи». Никто в данном случае – не кто иной, как Василий. Следовательно, все годы, что были прожиты порознь, она не чувствовала невнимания со стороны Василия. Теперь же она чувствует себя одинокой: «Она стала молчаливой, задумчивой, по вечерам, убравшись по хозяйству, уходила к старухам на чай и возвращалась только ко сну». Казалось бы,  ничего не изменилось для Василисы с приходом Александры, ведь она жила одна в своей избе, а он как жил в амбаре, так в нем и остался.  Оказалось, что она не готова совсем расстаться с Василием, она не готова к тому, что Василий – не ее, чужой муж. Как ни странно, но именно с Александры начинается примирение Василия и Василисы.

Василиса очень чутка к чужой боли, потому что и у нее «кровь порченая», «судьба не сладкая была». «Не могу, когда бабы плачут, для меня это нож острый по сердцу…» Александра рассказывает свою драму: она потеряла в войну сына и теперь ищет его, поэтому она и оказалась в деревне. Чувство утраты, потери ребенка так знакомо Василисе, оно снова возвращает ее к далеким событиям, заставляет заново пережить прожитое. Она как бы возвращается в тот момент, когда их отношения с Василием разладились. Но теперь она переосмысливает случившееся и понимает, что и Василий, возможно, перечувствовал многое с тех пор, и поэтому чужая Александра стала ему близкой. Александра решается продолжить поиски сына, и Василиса благословляет ее, понимая, что Александра должна найти собственный путь к успокоению, к примирению с болью потери. «Она вышла проводить ее за ворота и долго смотрела ей вслед, как когда-то в войну, когда провожала ребят». Василиса как бы пытается уберечь ее от разочарования, от беды.

Таким образом, фрагменты рассказа, повествующие об испытаниях, перекликаются во многих моментах, так что можно говорить о кольцевой композиции произведения.

 



О чаепитии как структурном элементе сюжета.

Чаепитие в рассказе играет немаловажную роль, являясь необходимым структурным элементом сюжета. Рассказ начинается с чаепития, продолжается повествованием о первом и втором испытаниях, между которыми вставлены эпизоды из жизни героев, являющихся зарисовками этой жизни (они воспринимаются как обычные в череде других), и вновь возвращается к чаепитию. 

В русской традиции чаепитие – священнодействие. Это время для осмысления прожитых мгновений, для задушевных бесед. День для Василисы измеряется не часами, а самоварами. За чаем разговорились Василиса и Александра. За чаем же Василий открывает своему сыну Петру самые сокровенные мысли: «Я привык один – жить, значит, привык один. Умирать одному страшно.  Не привык». Смерть – это некий итог жизни. Оттого как, где и с кем умирают люди, можно составить представление о том, как они жили. Василий хочет умереть днем, когда «люди разговаривают, курицы крыльями хлопают, собаки лают». Ночью люди спят, и никто не замечает, как кто-то уходит из жизни. «Ночью все спят, а тут ребенок кричит – вышел из матери. В другом месте старик кричит – из него жизнь уходит. А люди, которые посредине, спят. Вот это и страшно, что спят. Проснутся, а уж кочевье произошло». Человеческая жизнь только тогда имеет смысл, когда замечаема кем-то, когда человек умирает не один.

Наступает последний срок для Василия. Ему тяжело переживать это состояние, и он зовет внука – Ваську, а приходит жена Василиса. Она плачет над Василием, а это значит, что они никогда не были одиноки. Последние тридцать лет они даже не разговаривали, но нельзя сказать, чтобы не замечали друг друга. Напротив, они ощущали острую потребность друг в друге. Как много может значить маленькое слово «оборачиваться». Оборачиваться – возвращаться, переосмысливать, прощать. Оборачиваться – надеяться, ожидать. Долгое время Василиса не оборачивалась на Василия, лишь перед самой его смертью она обернулась, и они, наконец, встречаются, возвращаются к истокам своей любви. Равновесие жизни в том, чтобы, обернувшись, найти исходную позицию, совпасть с ней.

 



Заключение.

Анализ  названия рассказа, пространственно-временной организации текста, сюжетно-композиционной    организации текста позволяют сделать следующие выводы:

- пространственно-временные рамки пластичные, меняющиеся;

- испытания героев происходят посредством однородных ситуаций и составляют единый испытательный момент;

- чаепитие как структурный элемент создает кольцевое построение рассказа.

Анализ композиции, структурных элементов сюжета позволяет понять, что события соединены и сцеплены так, что в каждой малой части прослеживаются черты общего, целого.  Фрагменты картин жизни Василия и Василисы накладываются друг на друга, в результате чего все полотно жизни размывается, утрачивает четкие контуры, потому что многочисленные линии переплетаются, так что основного рисунка уже не видно, и в то же время какие-то элементы остаются неизменными и абсолютно совпадают в каждом фрагменте (испытания, чаепитие), повторяясь же многократно, становятся  особенно выпуклыми, яркими. Анализ этих элементов позволяет сделать вывод о том, что перед нами история обычной «вечной» любви.

Художественная форма, в которую претворяется жизненный материал, преобразует  и содержание.    Авторское видение мира заключается в том, что «жизнь принадлежит не только тебе, что жизнью нельзя распорядиться по собственному произволу».  








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!