СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по повести А.Шорохова " Младенца Георгия..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по данному произведению заставляет задуматься о нравственных проблемах современности: духовной глухоте, девичьем целомудрии, вещизме и других.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести А.Шорохова " Младенца Георгия..."»



Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе

по повести Алексея Шорохова «Младенца Георгия…»

Цели: 1) помочь учащимся разобраться в проблематике повести и выразить своё отношение к ней;

2) развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества, умение аргументировать, обосновывать свои прогнозы;

3)сформировать негативное отношение к безнравственности в любых её проявлениях;

4) способствовать воспитанию скромности, ответственности за свои поступки и бережное

отношение к чувству любви.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя: Как-то , перелистывая журналы, я наткнулась на маленькую повесть с необычным названием «Младенца Георгия…» Прочитала и подумала, что вы обязательно должны её прочитать, потому что проблемы, поднятые в ней, очень актуальны. В конце урока вы сами сформулируете их, а пока – немного об авторе этой повести.

Ученик (сообщение подготовлено заранее): Алексей Шорохов - молодой российский писатель, работающий в основном в малых жанрах: рассказ, повесть. Герои его произведений- наши современники, молодые люди. Основные проблемы, которые волнуют Шорохова, - молодая семья, судьбы участников «горячих точек», незанятость молодёжи, падение нравов и другие.

Повесть «Младенца Георгия…» была напечатана в журнале « Наш современник». Я считаю, что она поучительна и злободневна, поэтому её надо читать молодёжи, а особенно девушкам.

Стадия вызова.

Учитель: – Как можно назвать наш урок?( ученики предлагают свои варианты, например: Чему учит повесть , Уроки повести, Основные проблемы повести и др.)

- Кто главные герои повести и что с ними произошло? ( краткий пересказ)

Стадия осмысления.

- Дайте оценку поступку главной героини, почему автор называет её не Ниной, а Нинкой? (искусственное прерывание беременности -это страшный грех, с точки зрения христианской морали; автор осуждает героиню не только за аборт, но и за то, как она живет.)

- А как она живет? Что мы узнали о её образе жизни до того момента, как она обнаружила, что беременна? ( работа с текстом, затем учащиеся делают вывод о том, что Нинка ведет себя легкомысленно и безответственно прежде всего по отношению к самой себе.)

-Как Нинка отнеслась к тому, что она беременна? (испугалась,её охватил ужас )

-Почему? Разве такие чувства должна испытывать будущая мама. Работа с кластером:





Материнство.









радость счастье любовь

Поработаем с «тонкими « и «толстыми « вопросами:

-А что испытывает Нинка?(ужас)

- Объясните ,почему?( она не готова быть матерью, сама еще ребенок, боится реакции окружающих, родителей, особенно матери)

-Какие отношения были между матерью и Нинкой?(Нинка боялась матери, никогда с ней не была откровенна, они почти не разговаривали друг с другом, были как чужие)

- А какие, по-вашему, отношения должны быть между матерью и дочерью ? ( доверительные; самые близкие люди –мать и дочь - должны понимать друг друга, быть чуткими и искренними)

-Что мы узнаём об отношения между родителями и дочерью в этой семье, может быть, здесь кроется причина беды, случившейся с героиней рассказа?( работа с текстом: учащиеся зачитывают эпизоды)

Сделайте выводы: нет взаимопонимания между самыми близкими людьми в этой семье, они никогда не говорили по душам, не доверяли друг другу. Если бы мать поддержала Нинку, посоветовала…)

-- Откуда такая нравственная глухота? Люди много лет живут рядом, вместе и ничего друг о друге не знают и не понимают, находятся в духовной изоляции , почему? ( работаем с текстом – ищем эпизоды)

Сделайте выводы: в этой семье царит культ вещей; благополучие заключалось в том, что у родителей хорошая ,пусть и не интересная, но высокооплачиваемая работа, автомобиль, дорогие вещи. И никакой любви!

- Какое прозвище дал жене муж? (комод.) Озвучьте это средство выразительности. (учащиеся называют – метафора)

- Какой смысл скрывается в ней? ( учащиеся отвечают: все человеческие живые чувства этой женщины спрятаны, как вещи в комоде; она, как комод закрыта для общения с дочерью, глуха к её внутреннему миру; для матери самое главное, чтобы был материальный достаток в доме; в их семье видимость благополучия : дочь -отличница, муж не пьёт, , жена на хорошем счету у начальства. Что ещё надо? На самом деле накопительство и жадность - вот главные черты.)

«Чтение с пометками»

- Каковы жизненные принципы , интересы Нинки? ( работаем по тексту, зачитываем : «одного любимого мужчины у неё не было», «по-настоящему она ещё не любила» , «настоящих подруг у неё не было». Ничего настоящего! У неё своя жизнь, полная развлечений. Нинка поступает, как все, потому что ей не с кем посоветоваться – ведь не с комодом же, а собственных идеалов у неё нет.)

- Вас это удивляет? А разве могла Нинка быть другой в этой семье? ( конечно, нет… )

-Был ли кто-то, кто любил Нинку по-настоящему?

Да, единственный, кто был её и по-настоящему любил Нинку – это живое существо, зародившееся в ней. Автор называет его –Он. Вроде бы ещё и не человек , но Шорохов наделяет его чувствами , он умеет любить. Он как бы изнутри видит и слышит всё, что происходит с ней, сочувствует Нинке и называет Мамой!( ищем в тексте подтверждения и зачитываем)

- Какой он был? (Юркий- говорит Нинка. Умненький. Понимающий состояние мамы и жалеющий её.)

- А Нинка? Как она относилась к своему ребёнку? Неужели ни разу не испытала к нему нежных чувств?( по тексту: «Он опять юркнул внутри неё…»- она с нежностью подумала, что он юркий. Когда она открылась отцу и он предложил её сделать аборт, ей стало неприятно; время шло, а она всё тянула с решением.)

-Как Шорохов рассказал о гибели младенца? Потрясающая сцена! ( учащиеся делятся впечатлениями: он испытывает те же чувства, что и его мама – боль, страх, ужас.

- А ведь было время, чтобы подумать, были какие-то сигналы, которые должны были остановить Нинку! Какие? (во-первых, сны про детей, затем первый визит в женскую консультацию, где её встретила молодая врач с чистым лбом и удивительно синими глазами, читавшая книжку с изображением какой-то иконы на обложке.) Не случайны все эти детали – попытка автора остановить героиню?

-Как встретила врач Нинку? ( сначала ласково, а когда поняла, что она рожать не будет, «сухо добавила: - или?»

-Где и как продолжился страшный сон? Как писатель передает безмерную глубину преступления героини? ( использует приём фантастики, гротеск, слова с яркой эмоциональной окраской, эпитеты – «низким и густым», задёрнутым тучами небом, удесятирённый… и т.д. – по тексту)

- Какая боль больнее: душевная или физическая? Как писатель подчёркивает всю тяжесть преступления Нинки? (по тексту6 в глазах её стояла «такая чернота и гиблость, за которыми уже ни смерти, ни жизни не могло быть»). Как вы понимаете эти слова? ( как будто душу вынули, пустота.)

- Вам жалко Нинку? А автору? Закончились ли страдания героини после тог, как в ней убили ребёнка? ( Конечно же, нет. Самое страшное и тяжёлое для неё только начиналось: это муки совести, раскаяние, когда уже ничего нельзя исправить.)

- А она пытается что-то поправить и как? ( вспомнила молодого человека, который когда-то любил её и пошла к нему в надежде, что он поймёт и простит, Нинке важно было, чтобы кто-то её простил.)

- Как писатель даёт понять, что прощение невозможно? ( по тексту: «чистая девушка», а Нинка в отчаянии мысленно взмолилась: «Господи, неужели всё, Госпо-ди-и?»

- А может быть, шанс всё-таки есть? Шорохов надеется, что какая-то частичка души Нинки не погибла? В каком эпизоде? (Нинка идёт в церковь). Что сказала старуха, продающая свечи? ( «Не печалуйся, он теперь у Господа…») В чём смысл этих слов? (Ему там лучше ,чем с мамой).

Не кажется ли вам, что беда, случившаяся с девушкой, изменила что-то в семье? ( По тексту: они стали духовно ближе, поняли трагедию дочери и осознали свою вину, можно надеяться, что они стали более чуткими.)

-Итак, прощение всё-таки состоялось? Почему вы так думаете?( последние строчки повествования).

Выводы ,рефлексия:

- В чём же смысл названия повести? ( эти слова из поминальной молитвы по умершим: «Помяни, Господи, младенца Георгия…» звучат как голос совести и сострадания по всем неродившимся . А ведь имени не было, добрая старушка , недослыша, невольно нарекла убиенного младенца именем святого.)

-Какие уроки можно извлечь из этой короткой повести? ( учащиеся делятся мнениями и впечатлениями).

- Как бы вы определили основные проблемы повести?

1)Безнравственное, безответственное поведение девушек, которые вступают в случайные половые связи, приводит к трагическим последствиям- надо об этом помнить.

2) Отсутствие любви, чуткости и доверительности в семье ведёт к духовной пустоте , одиночеству.

3) Женщина несёт моральную ответственность за жизнь, зародившуюся в ней.

4) убийство ребёнка – преступление перед Богом.

5) Самое тяжкое наказание – муки совести.

Пробуем составить синквейн:

Женщина

Безнравственная, безответственная, распущенная

Губит, разрушает, страдает

Женщина несет моральную ответственность за ребенка.

Итоги урока. Согласны ли вы с мнением писателя?

В качестве задания можно предложить сочинение : Нравственные уроки повести А. Шорохова «Младенца Георгия…» .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!