СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе Тема: «Мы будем помнить!» по повести А.Лиханова «Последние холода».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока- урок отработки умений и рефлексии.

Форма урока- урок-исследование.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе Тема: «Мы будем помнить!» по повести А.Лиханова «Последние холода».»

МБОУ «Кудинцевская СОШ»

Льговского района Курской области



Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе

Тема: «Мы будем помнить!» по повести А.Лиханова «Последние холода».



Постных Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы















2017 г.



Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Форма урока: урок- исследование

Метод: комбинированный.

Модель обучения: Количество часов по программе- 105 ч. Количество часов в неделю - 3 ч. Раздел: «Произведения о Великой Отечественной войне»

Реализуемая программа: составлена на основании программы ««Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение, 2011год.

УМК: Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

Цель: ознакомить учащихся с творчеством А.А. Лиханова, раскрыть идейное содержание произведения.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с творчеством писателя А. Лиханова,

- развитие умения анализа художественного произведения;

- формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог;

- развитие умения выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы.

Развивающие:

- развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

- развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;

- развитие аналитических способностей;

- развитие творческих способностей.

Воспитывающие:

- воспитание любви, уважения к личности и творчеству писателя;

- воспитание любви к литературе и родному языку;

- воспитание любви к чтению;

- воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, человеческого участия. ·  

Образовательные технологии:

- обучение в сотрудничестве,

- технология исследовательского обучения,

- технология индивидуализации обучения учащихся.

Методические приёмы: создание «ситуации успеха», выразительное чтение текста, эвристическая беседа, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, чтение по ролям и анализ отдельных эпизодов.

Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение.

Оборудование: портрет писателя А.А. Лиханова, буклеты, текст повести, тетради, запись на доске, раздаточный материал, листы оценивания, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты:

Предметные: показать значение повести А. Лиханова; размышлять о прочитанном; совершенствовать умение анализировать текст.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.




















Сценарий урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Этап мотивации к коррекционной деятельности


Формы, методы и приёмы: Инсёрт (приём технологии критического мышления)- по ходу всего урока.

«Хочу спросить».

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

-Хочу спросить. Ребята, а у кого дома есть золотая полка?

- Писатель Ю. Олеша говорил: “Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги”. Так у кого же есть золотая полка?

- Книги каких писателей стоят у вас на полке?

- Я хочу, чтобы на вашей золотой полке, в вашей светлой голове заняла своё место и повесть современного писателя Альберта Лиханова “Последние холода”.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Подготовка мышления обучающихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Регулятивные УД

целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные УД 
самостоятельное выделение и формулирование познав.цели;

анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия

Формы, методы и приёмы: просмотр видео, «Идеал»








Просмотр видеофрагмента.

-Интересно, в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. 
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы.
Есть ли хорошие решения?
А теперь выберем единственное решение.

-Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К числу таких событий, несомненно, относится и выдающаяся Победа войск Красной Армии в Великой Отечественной войне, ставшей поистине символом всемирно исторического подвига Советского народа.

Дети и война... Кажется, эти слова несовместимы, не могут, не должны стоять рядом. Однако целое юное поколение мы называем детьми войны. У этого поколения военное лихолетье пыталось отобрать детство, вырвать из рук книги, тетради, учебники... Но война обладает странным свойством — не только отнимать, не только убивать и ранить. Война заставляет сильнее ненавидеть, крепче любить, лучше знать цену товариществу.



Осознание учащимися потребности к выявлению причин и затруднений в собственной деятельности







Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. 

Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. 

Регулятивные УД

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Познавательные УД

установление  причинно-следственных связей; 

общеучебные действия постановки и решения проблем;

Коммуникативные УД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


III. Этап локализации индивидуальных затруднений 


Формы, методы и приёмы: наблюдение, работа с текстом, проблемный, «Вопрос к тексту»


-На доске записан эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: «Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди! Не забудьте!»

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать?

-Тема урока?


- Составить к тексту список вопросов.


Чтение сведений об авторе из буклета.




Осознают место и причину собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Комментируют ошибки.


Регулятивные УД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Познавательные УД

умение структурировать знания;

Коммуникативные УД

умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные УД 
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

IV. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Формы, методы и приёмы: «тонкие» и «толстые» вопросы.

«Предмет как проблема»


-Представьте, что вы попали в то время. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Чтобы это почувствовать, что надо сделать? Обратимся к повести и посмотрим, как ведут себя герои повести.

-Повесть была написана в 1984 году, почти через 40 лет после войны.

- Ваше первое впечатление об этом произведении?

- О чём эта повесть?

- В чём нас убеждает писатель? Над чем заставил нас задуматься?

- Да, война – это трагедия. Это кровь, смерть, слёзы, голод.

-Цели урока?

-От чьего имени ведется рассказ?

Оценить ответы в листках самооценки №1.

Приложение 2.

Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий, выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, анализируют выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках.






Эта повесть о том, как люди жили во время Великой Отечественной войны в тылу.


Это повесть о том, как люди жили во время войны в тылу, как трудно и голодно жилось детям во время ВОв, голод – это страшно.

От имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство.

Регулятивные УД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УД

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания;

выдвижение гипотез; их обоснование.

Коммуникативные УД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

V. Этап реализации построенного проекта

Формы, методы и приёмы: словесный, познавательный.


«Морфологический ящик» ( копилка личностных качеств для характеристик героев)


«Логические поисковые задачи»

-Теперь остановимся на конкретных судьбах героев. Подготовьтесь на заданную тему по определённому плану («Жизнь Коли и его семьи в эвакуации», «Судьба Маши и Вадима»). (Приложение 1).


-Что мы узнаем о Вадике и Маше?

- Как автор создаёт картины того времени (передаёт дух времени, атмосферу)?

Работа с текстом.

- Согласны ли вы с тем, что война и «закаляла»?

- Какими примерами вы можете подтвердить эту мысль?

- Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

- Как вы считаете: взрослость – это годы или состояние души? --Что сделало подростка Вадима взрослым?

- А как вообще к людям приходит взрослость?

Работа в группах.

- Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел, ведь он учился лишь в 3-м классе? Подтвердите текстом повести, показ инсценировок.

















- Да, вы правы, ребята, ребёнок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя. В этом весь Коля, это поступки взрослого человека.

Приложение 2.

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий



Коля воочию увидел, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой… Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, - это невозможно забыть.

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.


Ответы учащихся: на примере семьи Русаковых.


Чувство ответственности за сестру и мать.


Когда они совершают поступки.


Коля задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Коля называет Владика благороднейшим человеком, так как понял, какую тяжесть взвалил этот мальчик на себя. Ему стыдно перед Вадиком. Эти дети сумели пробудить в Коле добрые чувства: в нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Такое чувство появляется не вдруг, его нужно воспитывать в себе, преодолевая боязнь и страх.


Не говорил маме про шум в ушах: беспокоился за её спокойствие. Коля принимает решение отдать свою куртку Вадиму. Диктует письмо Маше. Коля несёт письмо для матери ребят в тифозный барак. Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием: «Как тебе не стыдно!»

Инсценировка эпизодов

Регулятивные УД 
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Познавательные УД 
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи

«Публичное выступление»


Формы, методы и приёмы: «тонкие» и «толстые» вопросы

- Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло?

Чтение отрывка




-Почему в эти тяжкие годы всё-таки удавалось спасти детей от голодной смерти?







- Почему книга называется «Последние холода»?

- Наступила весна. Всё возрождается к жизни. Давайте посмотрим, с каким мастерством автор выписывает через картины природы возрождение жизни: надежду.

Книга носит автобиографический характер. Какой завет передала учительница Анна Николаевна своему ученику Коле? Прочитайте его.

Творческая работа.

- Как вы считаете, ребята, донёс писатель А. Лиханов завет своей учительницы не забывать войну, не забывать, что пережили дети? Донёс ли он её слово-предупреждение до нас?

- А почему нельзя забывать об этом трудном, тяжёлом времени?

Поразмышляйте, не торопитесь с ответом.

Оценить ответы в листках самооценки №2

- Ребята, мы пришли к правильным выводам: вся прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и мы должны её знать, причём не только победные страницы, но и горькие дни поражения, страдания, голод.

И эти знания не просто расширяют кругозор, они формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать друг другу в беде.

Мы должны помнить, что без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Священная память должна быть у каждого из нас.

Проговаривают формулировки способов действия.


В тексте есть прямой ответ на этот вопрос: «Просто я жил в одном мире, а он (Вадим) существовал в другом».



Детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школах; бойцы отдавали свои пайки; на рынках торговки закрывали глаза на голодных воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили!



Кончилась война. Стаял снег. Пришла весна.














«Ну вот, – сказала негромко Анна Николаевна, – война кончилась…Понимаете?...»

Конечно, да. Он стал писателем, пишет о детях того поколения, трудностях, которые они пережили.

Коммуникативные УД 
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
разрешение конфликтов; 
управление поведением партнера; 
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.


Динамическая пауза



Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.


Регулятивные УД 
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные УД 
умение структурировать знания;

умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;

построение логической цепи рассуждений.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Формы, методы и приёмы: рефлексия, контроль.

Здоровьесберегающие технологии, коммуникативная технология.

«Создай паспорт»

-Поделитесь своими впечатлениями, что затронуло ваши души, что показалось вам важным.



Оценить ответы в листках самооценки №3



Проводят самопроверку



VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


Формы, методы и приёмы: сопоставление, работа с текстом.

«Личностный текст»


-Вернемся к нашему произведению. К какому жанру относятся «Последние холода»?

-Назовите отличительные особенности повести.

-Как строится повествование? От чьего имени ведется рассказ в повести?

-Рассмотрим завязку. Опишите эти события.

-Рассмотрим кульминацию.

-Что происходит с главным героем?

-С какого момента изменяются взгляды мальчика на жизнь, когда он начинает ощущать по-настоящему беду?

- Рассмотрим развязку.

-Почему люди так радостно восприняли известие о победе?

-Почему Анна Николаевна просит детей, чтобы они не давали забывать войну «новым людям»?

-Как вы думаете, «новые люди» забыли войну?

Оценить ответы в листках самооценки №4


Спасибо вам, ребята, за эти работы. Слушая ваши рассказы, я подумала о том, что вы тоже выполняете наказ Колиной учительницы не забывать ни горя, ни слёз, ни трудностей жизни уходящего поколения, чтобы не оборвалась ниточка, связывающая прошлое, настоящее и будущее. И надо уметь быть благодарными писателю, который разбудил в наших душах добрые, умные мысли и чувства. Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку взрослее.

- Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке?


Применяют способы действия, повторяют и закрепляют раннее изученное, подготавливаются к изучению следующих разделов курса.






«Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нет у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем».

Регулятивные УД 
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УД
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;
Личностные УД
личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций

IX. Этап рефлексии деятельности на уроке



Формы, методы и приёмы: «тонкие» и «толстые» вопросы, рефлексия, контроль.

«Лестница успеха»













Домашнее задание

-В повести «Последние холода» нет боевых эпизодов. И в то же время герои очень даже сражаются, потому что их враг не в каске и с автоматом, он чаще безлик, как безликим бывает голод. И незрим, как бывает незримой подступающая смерть.
Слова сострадание, сочувствие, сопереживание – не только воспитывают людей, но и делают их мудрее.

И на сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти самые главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события полувековой давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость своих предков.

Мы будем помнить!



Приложение 3. Рефлексия. Лестница успеха

Осознают метод преодоления затруднений, самооценка результатов своей коррекционной деятельности.

Уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавшие затруднение, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, оценивают собственную деятельность на уроке, намечают цели последующей деятельности.

Определяют своё эмоциональное состояние.


Познавательные УД 
умение структурировать знания;
умение адекватно передавать содержание текста;
анализ объектов с целью выделения признаков; 
классификация объектов;
установление  причинно-следственных связей.








Приложение 1

«Жизнь Коли и его семьи в эвакуации».

План.

I. Коля – главный герой повести.

II. Жизнь Коли.

1. Как жилось Коле?

2. К чему он привык, находясь рядом с мамой и бабушкой?

3. Какое слово употребляет писатель, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки, спасающих ребёнка от голода?

4. Когда мальчик по-настоящему ощутил, что такое война?

5. Как автор передаёт душевное состояние героя?

III. Ваше отношение к герою.


«Судьба Маши и Вадима».

План.

I. Маша и Вадим – герои повести.

II. Дети, попавшие в беду.

1. Почему дети попали в беду?

2. Как они кормились? Кто такие шакалы?

3. Что сделал для них Коля?

4. Какие черты характера помогли брату и сестре выжить?

III. Ваше отношение к героям.

Приложение 2

Лист самооценки

Ф.И.

1. Определить цели урока.


2. Беседа по вопросам.


3. Беседа о повести и её героях.


4. Работа над текстом произведения


5.




Приложение 3

Рефлексия. Лестница успеха

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что ….

Я вспомнил(а) о том, что …

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…





Фрагмент послания матери Терезы:


Люди часто бывают глупы и упрямы,

Эгоистичны и нелогичны.

Всё равно прощай их.

Если ты добр,

Тебя будут обвинять в том, что

Под маской доброты ты скрываешь корысть,

Всё равно оставайся добрым.

Если ты честен и прям,

Люди будут обманывать тебя.

Всё равно будь честным и прямым.

То добро, которое ты делаешь сегодня,

Завтра люди позабудут.

Всё равно делай добро.

Отдай миру самое лучшее из того,

Что у тебя есть, и мир попросит ещё.

Всё равно отдавай самое лучшее.

Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь,

Всё равно нужно не людям…

Это нужно ...(?)






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!