МБОУ «Кудинцевская СОШ»
Льговского района Курской области
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе
Тема: «Мы будем помнить!» по повести А.Лиханова «Последние холода».
Постных Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2017 г.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Форма урока: урок- исследование
Метод: комбинированный.
Модель обучения: Количество часов по программе- 105 ч. Количество часов в неделю - 3 ч. Раздел: «Произведения о Великой Отечественной войне»
Реализуемая программа: составлена на основании программы ««Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение, 2011год.
УМК: Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
Цель: ознакомить учащихся с творчеством А.А. Лиханова, раскрыть идейное содержание произведения.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с творчеством писателя А. Лиханова,
- развитие умения анализа художественного произведения;
- формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог;
- развитие умения выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы.
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
- развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;
- развитие аналитических способностей;
- развитие творческих способностей.
Воспитывающие:
- воспитание любви, уважения к личности и творчеству писателя;
- воспитание любви к литературе и родному языку;
- воспитание любви к чтению;
- воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, человеческого участия. ·
Образовательные технологии:
- обучение в сотрудничестве,
- технология исследовательского обучения,
- технология индивидуализации обучения учащихся.
Методические приёмы: создание «ситуации успеха», выразительное чтение текста, эвристическая беседа, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, чтение по ролям и анализ отдельных эпизодов.
Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение.
Оборудование: портрет писателя А.А. Лиханова, буклеты, текст повести, тетради, запись на доске, раздаточный материал, листы оценивания, мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Предметные: показать значение повести А. Лиханова; размышлять о прочитанном; совершенствовать умение анализировать текст.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации к коррекционной деятельности Формы, методы и приёмы: Инсёрт (приём технологии критического мышления)- по ходу всего урока. «Хочу спросить». | Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! -Хочу спросить. Ребята, а у кого дома есть золотая полка? - Писатель Ю. Олеша говорил: “Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги”. Так у кого же есть золотая полка? - Книги каких писателей стоят у вас на полке? - Я хочу, чтобы на вашей золотой полке, в вашей светлой голове заняла своё место и повесть современного писателя Альберта Лиханова “Последние холода”. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Подготовка мышления обучающихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Регулятивные УД целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Познавательные УД самостоятельное выделение и формулирование познав.цели; анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные УД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия Формы, методы и приёмы: просмотр видео, «Идеал» | Просмотр видеофрагмента. -Интересно, в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Есть ли хорошие решения? А теперь выберем единственное решение. -Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К числу таких событий, несомненно, относится и выдающаяся Победа войск Красной Армии в Великой Отечественной войне, ставшей поистине символом всемирно исторического подвига Советского народа. Дети и война... Кажется, эти слова несовместимы, не могут, не должны стоять рядом. Однако целое юное поколение мы называем детьми войны. У этого поколения военное лихолетье пыталось отобрать детство, вырвать из рук книги, тетради, учебники... Но война обладает странным свойством — не только отнимать, не только убивать и ранить. Война заставляет сильнее ненавидеть, крепче любить, лучше знать цену товариществу. |
Осознание учащимися потребности к выявлению причин и затруднений в собственной деятельности
Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. | Регулятивные УД прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Познавательные УД установление причинно-следственных связей; общеучебные действия постановки и решения проблем; Коммуникативные УД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
III. Этап локализации индивидуальных затруднений Формы, методы и приёмы: наблюдение, работа с текстом, проблемный, «Вопрос к тексту» | -На доске записан эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: «Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди! Не забудьте!» -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать? -Тема урока? - Составить к тексту список вопросов. Чтение сведений об авторе из буклета. | Осознают место и причину собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Комментируют ошибки. | Регулятивные УД планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Познавательные УД умение структурировать знания; Коммуникативные УД умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные УД формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
IV. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений Формы, методы и приёмы: «тонкие» и «толстые» вопросы. «Предмет как проблема» | -Представьте, что вы попали в то время. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Чтобы это почувствовать, что надо сделать? Обратимся к повести и посмотрим, как ведут себя герои повести. -Повесть была написана в 1984 году, почти через 40 лет после войны. - Ваше первое впечатление об этом произведении? - О чём эта повесть? - В чём нас убеждает писатель? Над чем заставил нас задуматься? - Да, война – это трагедия. Это кровь, смерть, слёзы, голод. -Цели урока? -От чьего имени ведется рассказ? Оценить ответы в листках самооценки №1. Приложение 2. | Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий, выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, анализируют выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках. Эта повесть о том, как люди жили во время Великой Отечественной войны в тылу. Это повесть о том, как люди жили во время войны в тылу, как трудно и голодно жилось детям во время ВОв, голод – это страшно. От имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство. | Регулятивные УД планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные УД поиск и выделение информации; умение структурировать знания; выдвижение гипотез; их обоснование. Коммуникативные УД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
V. Этап реализации построенного проекта Формы, методы и приёмы: словесный, познавательный. «Морфологический ящик» ( копилка личностных качеств для характеристик героев) «Логические поисковые задачи» | -Теперь остановимся на конкретных судьбах героев. Подготовьтесь на заданную тему по определённому плану («Жизнь Коли и его семьи в эвакуации», «Судьба Маши и Вадима»). (Приложение 1). -Что мы узнаем о Вадике и Маше? - Как автор создаёт картины того времени (передаёт дух времени, атмосферу)? Работа с текстом. - Согласны ли вы с тем, что война и «закаляла»? - Какими примерами вы можете подтвердить эту мысль? - Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли? - Как вы считаете: взрослость – это годы или состояние души? --Что сделало подростка Вадима взрослым? - А как вообще к людям приходит взрослость? Работа в группах. - Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел, ведь он учился лишь в 3-м классе? Подтвердите текстом повести, показ инсценировок.
- Да, вы правы, ребята, ребёнок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя. В этом весь Коля, это поступки взрослого человека. Приложение 2. | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий Коля воочию увидел, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой… Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, - это невозможно забыть. Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Ответы учащихся: на примере семьи Русаковых. Чувство ответственности за сестру и мать. Когда они совершают поступки. Коля задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Коля называет Владика благороднейшим человеком, так как понял, какую тяжесть взвалил этот мальчик на себя. Ему стыдно перед Вадиком. Эти дети сумели пробудить в Коле добрые чувства: в нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Такое чувство появляется не вдруг, его нужно воспитывать в себе, преодолевая боязнь и страх. Не говорил маме про шум в ушах: беспокоился за её спокойствие. Коля принимает решение отдать свою куртку Вадиму. Диктует письмо Маше. Коля несёт письмо для матери ребят в тифозный барак. Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием: «Как тебе не стыдно!» Инсценировка эпизодов | Регулятивные УД коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; Познавательные УД действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи «Публичное выступление» Формы, методы и приёмы: «тонкие» и «толстые» вопросы | - Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло? Чтение отрывка -Почему в эти тяжкие годы всё-таки удавалось спасти детей от голодной смерти? - Почему книга называется «Последние холода»? - Наступила весна. Всё возрождается к жизни. Давайте посмотрим, с каким мастерством автор выписывает через картины природы возрождение жизни: надежду. Книга носит автобиографический характер. Какой завет передала учительница Анна Николаевна своему ученику Коле? Прочитайте его. Творческая работа. - Как вы считаете, ребята, донёс писатель А. Лиханов завет своей учительницы не забывать войну, не забывать, что пережили дети? Донёс ли он её слово-предупреждение до нас? - А почему нельзя забывать об этом трудном, тяжёлом времени? Поразмышляйте, не торопитесь с ответом. Оценить ответы в листках самооценки №2 - Ребята, мы пришли к правильным выводам: вся прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и мы должны её знать, причём не только победные страницы, но и горькие дни поражения, страдания, голод. И эти знания не просто расширяют кругозор, они формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать друг другу в беде. Мы должны помнить, что без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Священная память должна быть у каждого из нас. | Проговаривают формулировки способов действия. В тексте есть прямой ответ на этот вопрос: «Просто я жил в одном мире, а он (Вадим) существовал в другом». Детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школах; бойцы отдавали свои пайки; на рынках торговки закрывали глаза на голодных воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили! Кончилась война. Стаял снег. Пришла весна. «Ну вот, – сказала негромко Анна Николаевна, – война кончилась…Понимаете?...» Конечно, да. Он стал писателем, пишет о детях того поколения, трудностях, которые они пережили. | Коммуникативные УД умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Динамическая пауза | | Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. | Регулятивные УД выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УД умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений. |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Формы, методы и приёмы: рефлексия, контроль. Здоровьесберегающие технологии, коммуникативная технология. «Создай паспорт» | -Поделитесь своими впечатлениями, что затронуло ваши души, что показалось вам важным. Оценить ответы в листках самооценки №3 | Проводят самопроверку |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения Формы, методы и приёмы: сопоставление, работа с текстом. «Личностный текст» | -Вернемся к нашему произведению. К какому жанру относятся «Последние холода»? -Назовите отличительные особенности повести. -Как строится повествование? От чьего имени ведется рассказ в повести? -Рассмотрим завязку. Опишите эти события. -Рассмотрим кульминацию. -Что происходит с главным героем? -С какого момента изменяются взгляды мальчика на жизнь, когда он начинает ощущать по-настоящему беду? - Рассмотрим развязку. -Почему люди так радостно восприняли известие о победе? -Почему Анна Николаевна просит детей, чтобы они не давали забывать войну «новым людям»? -Как вы думаете, «новые люди» забыли войну? Оценить ответы в листках самооценки №4 Спасибо вам, ребята, за эти работы. Слушая ваши рассказы, я подумала о том, что вы тоже выполняете наказ Колиной учительницы не забывать ни горя, ни слёз, ни трудностей жизни уходящего поколения, чтобы не оборвалась ниточка, связывающая прошлое, настоящее и будущее. И надо уметь быть благодарными писателю, который разбудил в наших душах добрые, умные мысли и чувства. Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку взрослее. - Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке? | Применяют способы действия, повторяют и закрепляют раннее изученное, подготавливаются к изучению следующих разделов курса. «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нет у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем». | Регулятивные УД контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Познавательные УД рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; Личностные УД личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций |
IX. Этап рефлексии деятельности на уроке
Формы, методы и приёмы: «тонкие» и «толстые» вопросы, рефлексия, контроль. «Лестница успеха»
Домашнее задание | -В повести «Последние холода» нет боевых эпизодов. И в то же время герои очень даже сражаются, потому что их враг не в каске и с автоматом, он чаще безлик, как безликим бывает голод. И незрим, как бывает незримой подступающая смерть. Слова сострадание, сочувствие, сопереживание – не только воспитывают людей, но и делают их мудрее. И на сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти самые главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события полувековой давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость своих предков. Мы будем помнить!
Приложение 3. Рефлексия. Лестница успеха | Осознают метод преодоления затруднений, самооценка результатов своей коррекционной деятельности. Уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавшие затруднение, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, оценивают собственную деятельность на уроке, намечают цели последующей деятельности. Определяют своё эмоциональное состояние. | Познавательные УД умение структурировать знания; умение адекватно передавать содержание текста; анализ объектов с целью выделения признаков; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. |
Приложение 1
«Жизнь Коли и его семьи в эвакуации».
План.
I. Коля – главный герой повести.
II. Жизнь Коли.
1. Как жилось Коле?
2. К чему он привык, находясь рядом с мамой и бабушкой?
3. Какое слово употребляет писатель, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки, спасающих ребёнка от голода?
4. Когда мальчик по-настоящему ощутил, что такое война?
5. Как автор передаёт душевное состояние героя?
III. Ваше отношение к герою.
«Судьба Маши и Вадима».
План.
I. Маша и Вадим – герои повести.
II. Дети, попавшие в беду.
1. Почему дети попали в беду?
2. Как они кормились? Кто такие шакалы?
3. Что сделал для них Коля?
4. Какие черты характера помогли брату и сестре выжить?
III. Ваше отношение к героям.
Приложение 2
Лист самооценки | Ф.И. |
1. Определить цели урока. | |
2. Беседа по вопросам. | |
3. Беседа о повести и её героях. | |
4. Работа над текстом произведения | |
5. | |
Приложение 3
Рефлексия. Лестница успеха
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я убедился в том, что ….
Я вспомнил(а) о том, что …
Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…
Фрагмент послания матери Терезы:
Люди часто бывают глупы и упрямы,
Эгоистичны и нелогичны.
Всё равно прощай их.
Если ты добр,
Тебя будут обвинять в том, что
Под маской доброты ты скрываешь корысть,
Всё равно оставайся добрым.
Если ты честен и прям,
Люди будут обманывать тебя.
Всё равно будь честным и прямым.
То добро, которое ты делаешь сегодня,
Завтра люди позабудут.
Всё равно делай добро.
Отдай миру самое лучшее из того,
Что у тебя есть, и мир попросит ещё.
Всё равно отдавай самое лучшее.
Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь,
Всё равно нужно не людям…
Это нужно ...(?)
5