СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу М.Горького Старуха Изергиль

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу М.Горького Старуха Изергиль»

МОУ средняя общеобразовательная школа № 8

г. Выксы Нижегородской области.











Урок внеклассного чтения

«Легенда о Данко»

по рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль».



Методическая разработка урока

(для учащихся 7 класса).







Разработала

Полякова Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы

МОУ средней общеобразовательной

школы № 8 г. Выксы







г.Выкса

2011 г.

Автор – Полякова Ольга Ивановна

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8

Предмет – Литература.

Класс – 7

Тема «Легенда о Данко» по рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль».

Тип урока: Урок внеклассного чтения.

Технология: развитие критического мышления.

Программа: "Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень) " (Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.)

Цели урока:

1) образовательная: проанализировать легенду о Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героя;

2) развивающая: развивать навыки критического мышления, умение ставить и формулировать вопросы, проблемы, совместно искать ответы на них;

3) воспитательная: вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности; воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию,  добру, служению людям.

Оборудование к уроку:

  • Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.»./ авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2009

  • Презентация урока.

  • Компьютер и мультимедийный проектор.



Урок внеклассного чтения в 7 классе

«Легенда о Данко»

по рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль».

Эпиграф:

Жизнь – не тающая свеча.

Это что-то вроде чудесного факела,

который попал человеку в руки на мгновение,

и его нужно заставить пылать как можно ярче,

прежде чем передать грядущим поколениям.

Б. Шоу

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап урока.

1)Приветствие. Оформление тетради.

2) Актуализация опорных знаний.

Мини-викторина по биографии А.М.Горького

  1. В каком году родился А. М. Горький?

  2. Известно, что Горький- псевдоним. Назовите настоящую фамилию писателя.

  3. Как звали отца М. Горького, и кто он был по профессии?

  4. Где воспитывался и рос после смерти родителей А. Пешков. (с1873-1878)

  5. Кто облегчил жизнь осиротевшего подростка?

  6. В каком году Горький начал путешествовать « по Руси»?

  7. Какой рассказ стал одним из известных ранних произведений писателя? Где и когда он был опубликован?

  8. Дополните факты биографии писателя.

( по учебнику или другим источникам)

Сообщение дополнительных сведений о А.М.Горьком.

В 1891 году Пешков опять ушел из Новгорода бродить по Руси. Он был в Бессарабии, на Дунае и на Черном море. Через Аккерман пришел в Одессу. Из Одессы направляется на Кавказ. Пешков немало пережил за свою жизнь. Многое он рассказывал своему другу Калюжному, который попросил Алексея Максимовича все записать. Первый рассказ «Макар Чудра» Калюжный отнес в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». В сентябре 1892 года рассказ и подписан придуманным псевдонимом «М. Горький».

По возвращению в Нижний Новгород Горький много пишет. В 1895 г. написан рассказ «Старуха Изергиль».

2. Исполнительский этап урока.



1)Вступительное слово учителя.

         Известный американскому драматург и писатель Бернард Шоу, который сказал: «Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».

- Эти слова заставляют задуматься над смыслом жизни. Давайте вместе порассуждаем, с помощью чего человек может заставить этот факел пылать ярче? (С помощью своих поступков, направленных на добро, справедливость, бескорыстное служение человеку, Родине, заботу об окружающем мире).

- Все перечисленное вами составляет жизненную позицию, философию человека, а слова Б. Шоу, я считаю, целесообразно использовать как эпиграф к нашему уроку.

2)Объявление темы и целей урока

Мы продолжаем разговор о творчестве Максима Горького, сегодня мы будем знакомиться с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль», легендой о Данко. Тема нашего урока: «Подвиг во имя людей». Мы попробуем понять, о чём же нам хотел сказать автор своим произведением и ответить на вопрос: в жизни всегда есть место подвигу?



3)Постановка проблемного вопроса.



- Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем исследовать? (Проблему выбора жизненной позиции, проблему эгоизма, жизни ради себя, жизни ради других, проблему подвига)



4)Работа над темой урока.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”.

Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

5) Сообщение ученика о романтизме.(реализация опережающего домашнего задания)

Задание детям.

Прослушайте сообщение ученика и запишите черты романтизма.

Романтизм- литературное направление, предполагающее утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящий к действительности с позиций своего идеала, предъявляющий ей исключительные требования.



Романтик- герой, который всегда одинок, потому что люди не понимают его и не принимают его идеалов.

6) Работа с текстом художественного произведения.

Рассказа «Старуха Изергиль» о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье. Старуха – молдаванка по имени Изергиль, рассказывает легенду о юноше Данко.

Что такое легенда?

(Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)



Почему Горький выбирает жанр легенды?

Выразительное чтение текста подготовленным учеником.

Анализ текста художественного произведения.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ о Данко?

- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

- Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

- Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

- Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)

В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперед внушает страх, появляется Данко. Нарисуйте словесный портрет Данко. (Высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они полны необыкновенным сиянием.) Портрет Данко.

- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

-Проследите по тексту, как в пути складываются отношения между Данко и толпой. Объясните, почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? (Это объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера , что Данко один справится с возможными трудностями.)

- Найдите в тексте ответ, почему люди стали роптать на Данко. (Толпа разочарована, им кажется, что он даже в чем-то уступает многим – «молодой и неопытный».)

- Найдите в тексте объяснение, почему люди в «гневе обрушились на Данко». (Данко, который шел впереди их, вызывал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».)

- Какие чувства испытывал Данко к людям?



- Как выглядят люди в этот момент?

- Какой момент следует считать кульминационным?

(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.

- Скажите, пожалуйста, с какой библейской историей схожа легенда о Данко? (В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ)


- Вспомните ее. В чем сходство или различие библейской истории и легенды?


- Как можно охарактеризовать романтического героя?

(Данко сильный, гордый, свободолюбивый. Но такие люди одиноки, они разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.)

-.Какую роль играют пейзаж в произведении?

(Такие образы как Данко могут воплотиться только в романтическом пейзаже. Пейзаж яркий, красочный, построен на контрасте света и тьмы.)

Работа в группах.

Задания:

1 группа.

Л.А.Турбина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья».

-Какой поступок вы назовете подвигом?

-Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

-Действительно ли в окончании легенды говорится об утверждении идеи подвига во имя общего счастья?

2 группа.

В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах»

-Разумен или неразумен поступок Данко?

-В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершить?

3 группа.

Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно».

-Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?

-В чем заключен смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать этот героизм? Или в чем-то другом?

4 группа.

А.Н. Семенов пишет: «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей».

-Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?

-Для чего написана легенда о Данко?

-Как бы вы ответили на вопрос, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

5 группа.

- Как вы понимаете смысл выражения Данко: «Не своротить камня с пути думою»

- Почему люди хотели убить Данко?

- Какие качества характера Данко помогли ему вывести людей к свету?

-Чего, на ваш взгляд, мог бояться осторожный человек, который наступил на сердце Данко и раздавил его?



Обсуждение результатов работы в группах.



7) Творческое задание:

написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.



III. Рефлексивно-оценочный этап урока.



1)Решение проблемной ситуации

- Итак, какова же, на ваш взгляд, жизненная позиция героя рассказа Горького?

- Ребята, перед каждым человеком рано или поздно возникает вопрос выбора жизненной позиции. А как бы вы ответили на него? (Заслушиваются ответы детей, некоторые записываются в тетрадь)

2) Рефлексия.

Использование методики «Мысли по кругу». Учащиеся продолжают фразу «Сегодня я задумался о том, что…»

3) Обобщение.

-Я желаю, чтоб каждый из вас нашел в себе силы и желание быть полезным людям, обществу и тем самым зажег факел, освещающий путь другим, в своей душе и достойно пронес его по жизненному пути.



Домашнее  задание.

- Подготовить художественный пересказ легенды о Данко.

-Письменно ответить на вопрос: «Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы себе его представляете?»

Прочитать дополнительно рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!