СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Великие просветители России"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 6 классе "Великие просветители России"»

«Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры»

Тема занятия : « Литература Древней Руси».

Эпиграф урока : «Слава Вам, братья, славян просветители!»

Класс: 6 класс

Цель: расширить кругозор обучающихся , познакомившись с истоками русской письменности, с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения ;

– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей ;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками ;

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Ключевые вопросы: 

Словарная работа: « фольклор», « пергамент» , «книга рукописная», «кириллица» , « алфавит».

Оборудование занятия:   кириллица, русский алфавит, портреты Кирилла и Мефодия, пословицы и поговорки о роли знаний, высказывания о значении русского языка.

Оборудование: компьютерная презентация «День славянской культуры и письменности», интерактивная доска.

Прогнозируемы результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся выполняют творческую работу « Наш дар бесценный – речь… ».

Тип занятия: внеклассное мероприятие.

Форма занятия: образовательное событие.

Предварительная подготовка:

учащиеся делятся на 3 группы:

1 группа ( « историки») собирает материал на тему « Великие просветители - братья Кирилл и Мефодий» - обзор материалов школьной энциклопедии .

2 группа ( « литературы» ) – сообщение на тему «Наш дар бесценный –книга» ( Книга рукописная и книга печатная).

3 группа - ( «лингвисты» ) - « любители славянского языка»

Диагностическая карта внеклассного мероприятия.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.



Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя.

Ежегодно 24 мая этот праздник отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

До Кирилла и Мефодия многие славяне не могли прочитать Священное Писание на родном языке, потому что богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков своей письменности.

Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

Жизнь братьев была служением славянской культуре.

Два брата — Кирилл и Мефодий
В вере праведной жили,
Господу верно служили,
К свету тропу проложили.
Два брата — Кирилл и Мефодий
Учением Русь окропили,
Мудрость на землю пролили,
Славянский язык сотворили.
Два брата — Кирилл и Мефодий
Тёмный народ просветили,
Из букв ростки посадили,
Книгой святой наградили.
Два брата — Кирилл и Мефодий
Тайны писаний раскрыли,
До миров заветных доплыли,
Божьим Словом озолотили.

Учащиеся знакомятся с Портретами Кирилла и Мефодия , высказыванием Я.К.Грота:  "Письмо-необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания».


2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Задает вопросы. Организует дискуссию учащихся.

Вопросы для обсуждения.

-Нужны ли были грамотные люди на Руси?

-Известны ли вам имена таких людей?

-Было ли необходимостью создавать азбуку?

-Чем рукописная книга отличалась от печатной?

.


Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками


3

Постановка учебных задач

Подводит учеников к теме урока.

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, жизненное назначение которых заключалось в служении Родине и своему народу. Они положили начало особому направлению в христианстве – кирилло-мефодиевской традиции, которая совмещает в себе черты различных христианских учений. Этих братьев нарекли « учителями словенскими» Звали их Кирилл и Мефодий.

Формулируют тему занятия, учебные задачи

5

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.


Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы.

Сообщения учащихся по группам.

1 группа – историки

2 группа – литераторы

3 группа – лингвисты.

Учащиеся были предварительно разбиты на группы, им было предложено выполнить задания : найти материал на данную тему.

1 группа – подготовить сообщение о Кирилле и Мефодии.

2 группа – подготовить сообщение о рукописной и печатной книге.

3 группа – подготовить сообщение на тему « Кириллица и славянский алфавит».

Каждой группе на выступление отводится по 6 минут.


6

Работа над проектом. Принятие критериев оценки

Организует рассказ учащихся на выбранную тему.

.

Слушают выступление учащихся - смотри приложение.

Работают со слайдами презентации.


7

Защита проектов

Организует вопросы учащихся к выступающим:

-Какой была первая славянская азбука?

-Как выглядели первые книги?

-Что получили славяне после создания азбуки?

-В чем заслуга Кирилла и Мефодия?

Задают вопросы, высказывают свое мнение

Выполняют творческое задание : сочинение-миниатюра на тему «Наш дар бесценный – речь».


8

Рефлексия деятельности

Выслушивает мнение учеников о данном мероприятии.

Заключительное слово учителя.

Славянская азбука очень удивительна. Она до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига. И каждый человек, изучающий русский язык, должен хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - Кирилла и Мефодия.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Высказывают свое мнение о данном мероприятии


Прогнозируемый результат:


На занятии учащиеся учатся:

· принимать поставленную задачу и сохранять её;

· планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

· работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

· слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.

Приложения.

1. Сообщение о Кирилле и Мефодии.

Кирилл ( до принятия монашества –Константин) ( годы жизни : 827- 14.02.869) и Мефодий ( годы жизни : 815 -6.04.885) – создатели славянской азбуки. Происходили они из знатной греческой семьи , жившей в Солуни. Мефодий был старшим из 7 братьев, Константин –младшим. Мефодий имел военное звание и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств. Он изучил славянский язык. Через 10 лет он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Константин обучался вместе с будущим византийским императором Михаилом у лучших константинопольских учителей, в том числе у будущего патриарха Фотия. За свой ум получил прозвание Философа. После окончания обучения принял священный сан и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии в Константинополе. Затем стал учителем философии. В 851 году Константин был в византийское посольство в арабские страны. После этого удалился к своему брату Мефодию в монастырь.

В 862 году по просьбе моравского князя Ростислава и приказанию императора Михаила начал работать над переводом на славянский язык текстов Священного писания. С помощью брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку - «кириллицу». Также перевел на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтирь. В том же году братья отправились с проповедью христианства в Моравию , где были обвинены в ереси и вызваны в Рим. Папа римский Адриан утвердил богослужение на славянском языке. Находясь в Риме , Константин заболел, принял постриг с именем Кирилл и через 50 дней скончался. После смерти брата Мефодий был послан в Паннонию. Там вместе с учениками продолжал распространение христианства, письменности и книг на славянском языке. Последние годы жизни провел в столице Моравии , с помощью 2 учеников перевел на славянский язык Ветхий завет., а также написал Житие Константина Философа. Мефодий был погребен в соборной церкви Велеграда. Братьев нарекли «учителями словенскими». День памяти святых Кирилла и Мефодия – 24 мая. В этот день во многих славянских странах отмечается Праздник славянской письменности и культуры.

2. Рукописная и печатная книга.

До изобретения книгопечатания книги писали от руки, и потому назывались рукописными. Киевские князья покровительствовали книжному делу. Большим ценителем книги был Ярослав Мудрый. В Софийском соборе он основал первую на Руси библиотеку, в которой собирались и переписывались книги. Князь приказывал хранить их как зеницу ока.

26 июля 1951 года археологи, ведущие раскопки древнего Новгорода, нашли первую берестяную грамоту. Грамота была найдена прямо на мостовой XIV в. Для письма выбирались самые тонкие слои бересты. Из неё аккуратно вырезали листы. Их специально обрабатывали. Буквы на таких листах прорезали на внутренней стороне остро отточенным с одного конца металлическим или костяным стерженьком, который назывался «писало». Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказывался на наружной стороне.

При раскопках древнего Новгорода археологи находили деревянные дощечки, одна сторона которых была покрыта воском, а на другой вырезаны все буквы алфавита. Это были книги из воска. По своему виду они очень похожи на обычные .Страницы книги в середине выстругивались, а образовавшееся углубление заливали воском. По воску писали стилем – металлической палочкой, один конец которой был заострён, а другой выкован в виде лопаточки. Острым концом писали, а лопаточкой заглаживали воск, когда допускали ошибку.

Книга в привычном виде появилась с изобретением пергамента. Киевская Русь хорошо знала рукописные пергаментные книги. Они делались из очень ценного материала – пергамента, который получали из кожи телят и ягнят (по имени города Пергам в Малой Азии, откуда она вывозилась). Но пергамент был очень дорог, редок, его не хватало даже для переписки богослужебных книг. Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят и ягнят. Позже материалом для книг стала служить бумага. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить её лишь в XVI – XVII веках.

Переписыванием книг занимались писцы-монахи. Переписка книг была делом сложным. Все строчки в ней были ровные, примерно одинаковой длины, для чего лист заранее расчерчивался свинцовым карандашом, оставлявшим едва заметный след. Текст писался одним шрифтом, чётко и красиво. Писали книги птичьим пером, его конец особо срезался и затачивался специальным ножичком. Писали чернилами, которые делали сами. Краски, которыми рисовали заглавные буквы, орнамент делались на яичном желтке с добавлением натуральных красителей.

Первую букву каждого абзаца рисовали особенно тщательно. Заглавные буквы писались с помощью кисточки киноварью - красной краской (отсюда выражение «писать с красной строки»). Иногда эти буквы и узорчатые украшения в начале книги писались золотом. Также книги украшались великолепными цветными иллюстрациями-миниатюрами.

Переписка книг была делом длительным. Обычно переписывали по полторы – две страницы в день. Чтобы переписать всю книгу, требовалось от трёх месяцев до года. Потом переписанные листы соединяли в тетради, сшивали и переплетали . Переплёт обычно делали из досок и обтягивали его кожей или красивыми тканями: парчой, бархатом или атласом. Чтобы книга была долговечнее и имела дорогой вид, переплёт книги украшали золотыми или серебряными уголками, иногда даже драгоценными камнями или узорными пластинами. Книга запиралась красивыми металлическими застёжками и замками. Книг было мало, и стоили они очень дорого.

В 1563 году по поручению царя Иван Федоров возглавил Печатный двор в Москве на Никольской улице. Эта была первая государственная типография. Главной заботой Ивана Фёдорова было создание печатного станка и шрифта – типографских букв. Он продумывал каждую его деталь, производил расчёты, изготовлял модели. Весь станок был деревянным. Он состоял из пресса с прикреплённым к нему рычагом. Под прессом стоял стол с выдвижной доской. Печатник за один день работы мог напечатать столько страниц, сколько писцу не переписать и за год.

В апреле 1563г. московская типография начала печатать свою первую книгу. Она называлась «Апостол». Вторая книга была отпечатана всего за два месяца. Это был «Часовник», вышедший из типографии в 1565 году. Он являлся первой и основной русской книгой в России того времени для обучения грамоте. В 1574 году во Львове Иван Фёдоров составил и отпечатал первый русский букварь – «Азбуку». По ней долгое время дети учились грамоте.

3. « Кириллица и славянский алфавит».



Одна из двух , наравне с глаголицей, древнейших славянских азбук. Первоначально состояла из 38 букв. Позднее были добавлены еше 5 букв. Ученики Кирилла и Мефодия продолжают дело своих учителей и открывают школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать все досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить кого - нибудь , как следует, высечь или наказать.

Стоять фертомстоять , уперев руки в боки, как буква Ф.

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

 Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает своей простотой и удобством.

Сергей Крыжановский в стихотворении «Старославянский язык» писал :

« Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий имее два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

И лишь только в царствование Петра Первого были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”.

Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”. Сегодня наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит 33 буквы. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли за основу латинский язык , до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа] -я, [jу] -ю.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!