СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 6 классе «Общечеловеческая тема «блудных детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Общечеловеческая тема «блудных детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

«Блудный сын» - это сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 6 классе «Общечеловеческая тема «блудных детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».»

Урок внеклассного чтения в 6 классе

«Общечеловеческая тема «блудных детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Тема урока: Общечеловеческая тема «блудных детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

«Блудный сын» - это сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Цель урока:

  • сопоставить евангельское решение темы «блудного сына» и пушкинское переосмысление этой тематики;

  • привить любовь и уважение к родителям;

  • отрабатывать навыки выразительного чтения художественного текста

Знания на уроке:

эпиграф, притча, тема «маленького человека»

  • Эпиграф (от древнегреч. epigraphe – надпись, заглавие, оценка)

  • Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме.

  • «Маленький человек» - простой человек, без чинов и званий.

Словарная работа:

станционный смотритель, ирония, аллегория

  • Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка)

  • Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю)

  • Станционный смотритель – чиновник 14 разряда в табеле о рангах.


Ход урока.

1.Учитель. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Ирония в эпиграфе, в имени главного героя: маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря.

Абзац с рассказом о содержании картинок – горькая ирония по поводу современных вариантов библейских историй .

Все дело в этом «чудесном» превращении Дуни: оно ведь лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой и любимой, Но отец навсегда потерял любовь, а вместе с нею и саму жизнь. Да, Дуня стала богатой барыней, но отца не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню.

Бедняк не просто остался бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство.

А зримое посторонними семейное, женское, материнское счастье дочери лишь усугубляет в глазах читателей горе старика- отца. Да ведь и она – то в конце повести явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния.





2. Беседа.

А. Как начинается повесть?

Б. Что такое станционный смотритель? «Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».

В. Почему автор так хорошо знает многих смотрителей? Что даёт этот приём? Достоверность. Первая встреча- 1816 год.

Г. Будьте внимательны, автор рассматривает картинки на стенах. На них изображена история блудного сына. Намек (несколько картинок).

Д. Вспомним « Притчу о блудном сыне» .

Е. Что такое притча?

Притча – жанр литературы, представляет собой поучительный рассказ с элементами аллегории, близкий к басне, но в отличие от неё отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. «Притча о блудном сыне»

была рассказана Иисусом Христом (Евангелие от Луки, гл. 15) .

1 группа- содержание притчи-презентация «Притча о блудном сыне»

Было у отца два сына. Однажды подошел к нему младший сын и потребовал от дать часть наследства, которая ему причитается. Ушел из родного дома- бросил отца и старшего брата. Жил в чужой стране в безделье и праздности и вскоре прокутил все наследство, терпел голод и нужду. Нанялся на самую грязную, унизительную работу- пасти свиней. Мечтал есть с ними одну пищу, да никто не давал ему даже рожки, которыми кормили свиней. И решил вернуться домой, просить у отца прощение. Понимал, что недостоин называться его сыном, надеялся,что возьмет его отец хотя бы в работники Но радостно встретил отец младшего сына, простил и пир устроил.

Но старший сын обиделся и начал упрекать отца, что тот простил беспутного брата и радуется встрече так, как ему, праведнику, никогда не покидавшему отца, не радовался.


3. Учитель. Христос рассказывал не о какой-то конкретной, далекой от нас семье, а о каждом из нас, обо всех на свете, как и в любой другой притче . Сына простил отец, простил Бог, принял как родного сына, как готов принять и простить любого грешника,

Если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться .


4. Беседа.

А. Как вы думаете, случайно ли сюжет притчи о блудном сыне показан нам в повести ? В чем отличие, в чем сходство?

Б. Вспомним, кто является главным героем повести. Презентация «Музей в д. Выра Гатчинского района»

В. Как представляет отец будущее своей дочери?

Г. Чем закончилась история смотрителя? Зачитаем по ролям эпизод возвращения Дуни.

Д. Вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова в притче позиция отца и позиция Самсона Вырина?


5. Вывод. Позиция отца и позиция Самсона Вырина одинакова. А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня- нет.

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом.


6. Домашнее задание: Подготовиться к сочинению по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!