СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в  5 классе К.Д.Бальмонт «Фейные сказки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в  5 классе

К.Д.Бальмонт «Фейные сказки»

На уроке учащиеся познакомятся с понятием «Серебряный век» на примере сборника «Фейные сказки» К. Бальмонта; урок способствует развитию  образного  мышления, умению анализировать и делать выводы, эмоций учащихся; воспитывает чувство прекрасного, умение удивляться, желание делать добро.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в  5 классе К.Д.Бальмонт «Фейные сказки»»

Урок внеклассного чтения в 5 классе

К.Д.Бальмонт «Фейные сказки»

Цель: познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» на примере сборника «Фейные сказки» К. Бальмонта; развивать образное мышление, умение анализировать и делать выводы, эмоции учащихся; воспитывать чувство прекрасного, умение удивляться, желание делать добро.


Оборудование: портрет писателя и его дочери Нины, иллюстрации разных художников к сборнику «Фейные сказки», цветные карандши, кукла-фея, видео с записью анализируемых стихотворений, «строительные материалы» для замка – рисунки, наклейки и др., клей-карандаш.


Ход урока

І Подготовка к восприятию

Слово учителя

- Доброе утро, юные любители поэзии. Наверное, вы согласитесь с английским поэтом Колриджем, который сказал замечательные слова: «Стихи – это лучшие слова в лучшей последовательности». Как поняли?

(Лучшие – красивые, убедительные; лучшая последовательность – нельзя менять местами, разрушатся ритм и рифма: «у лукоморья зеленый дуб»)

- Сегодня мы вновь прикоснемся к «лучшим словам в лучшей последовательности». И на этот раз – к стихам… Нет, не скажу сразу. Попробуем создать образ автора из отдельных деталей, чтобы не имя узнать, но хотя бы облик, душу…

Нас ждёт серьёзная умственная и творческая работа, приготовимся же к ней: цветными карандашами от центра листа обеими руками ведём волны и представляем… Кто что представил?

(Ответы детей)


ІІ Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, кто такой лирический герой. Каким он может быть, кем?

(Ориентировочные ответы детей: второе «я» автора, фантазёр, оптимист, собака, фея)


ІІІ Мотивация учебной деятельности

- Вот фея и будет сегодня главной героиней нашего урока (учитель показывает куклу в наряде феи). Нравится? Надеюсь, что фея из стихов понравится вам ещё больше. Кто такая фея? (Добрая волшебница, красивая и нежная) Мы уже встретились с образом фей в одном из прочитанных стихотворений. Кто запомнил автора? Кем в обычной жизни были феи для простых людей? А для кого волшебные существа?


Работа с листом мотивации

- Напишите на карточке, что вы планируете, предполагаете делать сегодня на уроке.


«Ассоциативный куст»

- На бумаге изобразите свои чувства и запишите ассоциации, связанные со словом «фея» (1 человек работает у доски) Аудиозапись Г.Свиридов «Весна и осень»


«Мозговой штурм»

- Следующее задание: представьте, откуда может появиться фея?

из леса, из цветка, из подземелья, из морской воды, из замка

Откуда?










Ответ на вопрос

- Кто может находиться рядом с феей? (Рыцари, принцесса, колдун…)


Образ поэта

- А теперь очень трудное задание. Попробуем угадать поэта, который написал стихи о фее, по строчкам из других стихотворений. Я прочитаю вам несколько строк из стихотворений разных авторов. Подумайте, кто из них мог написать о фее.

А) Вот опять окно

Где опять не спят… (Марина Цветаева)

Б) Ведь если звёзды зажигают,

Значит, это кому -нибудь нужно? (В. Маяковский)

В) Я мокрый, как мне стыдно! (К. Бальмонт)

Г) Моя зеленая избушка –

В старинном парке над рекой. (Игорь Северянин)

(Ответы детей)


IV Сообщение темы урока

- Автору сборника стихов «Фейные сказки» К.Д. Бальмонту принадлежит строчка: «Я мокрый, как мне стыдно!»

Удивлены? Замечательно. А чем удивлены?

Учитель открывает портреты, пишет годы жизни


V Восприятие учебного материала

1. Слово о писателе

В наши дни трудно поверить в то, что К.Бальмонт был одним из самых знаменитых российских поэтов начала ХХ века. Его стихи читали, учили, свои стихи посвящали ему.

Бальмонт был неутомимым тружеником, всегда занимался самообразованием, знал несколько языков, читал запоем и оставил огромное литературное наследство. Очень любил природу, много путешествовал. Первые стихи написал в десятилетнем возрасте.

- Обратите внимание на записи на доске.

Запись на доске: Константин Дмитриевич Бальмонт 1867-1942

- Почему темой урока я выбрала стихи именно Бальмонта? (4 июня 150 лет со дня рождения поэта)

2. Знакомство с «Посвящением»

- Сборник «Фейные сказки» написал уже зрелый поэт. Открывается он посвящением. Кому можно посвятить такие стихи? (Ответы детей)

Чтение стихотворения.

- Кто же эта Ниника? Как поэт к ней относится? (4-х летняя дочь поэта, а стихи – свидетельство его огромной отцовской любви)

3. Чтение и анализ стихов

- Познакомимся поближе с главной героиней книги.

А) Стихотворение «Фея»

- Послушайте стихотворение, попытайтесь нарисовать в воображении образ Феи.

- Перечитайте стихи, есть ли непонятные слова? (Лилея – уст. лилия)

- Опишите главную героиню стихотворения.

- В чём состоит её богатство?

- Кто такая Муза? (В Древней Греции – покровительниц искусств)

- Почему лирический герой выбрал именно фею себе в помощницы? Кто он?

- Если бы вам нужно было передать своё впечатление от стихотворения с помощью рисунка, что бы вы изобразили?

(Ответы детей. Ответ учителя: изящная паутинка)

Б) «Наряды Феи»

-Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова не понятны?

Словарная работа

Грёза – светлая мечта, фантастическое представление о желаемом

Хризолит – прозрачный камень золотисто-зелёного цвета

Опал – минерал молочного цвета

Топаз – драгоценный камень, обычно дымчатый, но бывает и голубой

- А теперь послушайте это же стихотворение, пытаясь представить картины, нарисованные в нём. (Дети слушают запись стихотворения)

- Эти картины цветные или одноцветные?

- Почему яркие, ведь прилагательное, обозначающее именно цвет, в стихотворении только одно?

Найдите его. (Голубой)

- Откуда ощущение разноцветности, блеска, яркости?

- Какие приёмы (художественные средства) использует поэт, чтобы описать красоту нарядов Феи?

(эпитеты)

- Найдите метафору, которая помогает автору так красиво сказать о ландыше.

- Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая. А что нового узнаём о лирическом герое? (Творческая личность, может быть, художник)

- С помощью какого символического рисунка изобразили бы содержание стихотворения

(Ответы детей. Ответ учителя: россыпь драгоценных камней.)

В) – А теперь «страшное» стихотворение под названием «У чудищ». Вы верите в то, что будет страшно?

Видеозапись чтения стихотворения

- Что общего со сказкой в построении? (Повествователь встречается со сказочными персонажами.)

- Какие звуки чаще всего повторяются? (Шипящие, свистящие, угрожающие.)

- А нам всё равно не страшно. Почему?

- Зачем герой проникает в сказочный мир? Кстати, кто он: мальчик, юноша, мужчина?

(«Кручу свой ус»)

- С какой строки понятен юмористический смысл стихотворения?

- Откуда герой знает, что там всё как прежде?

- Что «стянул» он у Бабы Яги? (две нитки бус – символ тайн двух миров)

- А какой жемчуг он ищет? (слова)

- Удивительные тёмные силы изображены в стихотворении: оказывается, им известны тайны вдохновения.

И стихотворение это о тайнах поэзии, творчества. (Два образа, которые необходимо разгадать: две нитки бус и перлы)


VI Осмысление учебного материала

- Каким же предстал перед нами, читателями, «фейный» мир? (светлым, добрым, ярким, интересным, интригующим)

- А теперь выразите своё мнение, построив замок для феи и украсив его. Впрочем, стены уже есть. Не перенасыщайте свою работу деталями, которые не важны для понимания образа героини «Фейных сказок». Замок должен быть прекрасным, изящным, как сама хозяйка. Замок – символ сказочного мира, доброго, защищающего от зла.

- Каждый ряд строит свой замок. На первой парте лежат «строительные материалы». По одному ученику с каждого ряда, начиная с первой парты, первого варианта. Вы выбираете одну деталь и крепите к стенам замка. Следите за тем, чтобы ваша постройка выглядела гармоничной.

Подведение итогов


VII Обобщение изученного

- Мы приближаемся к самой трудной части нашего урока. Попробуем побыть немножко учёными-литературоведами.

- Может ли случайно в творчестве поэта повторяться какая-то тема, восприятие мира, художественный образ, изобразительные средства? Конечно, нет.

Образы, которые казались загадочными, неопределёнными, мысли, которые вызывали вопросы, а не ответы, намёки, подчёркнутая звукопись – это признаки литературного течения в поэзии, которое называют символизмом.

«...вот черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; она возбуждает в душе сложное настроение, - более чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления». К.Бальмонт

Красота видится Бальмонту и целью, и смыслом жизни. Красота и мечта, верность мечте, самой далёкой от реальности.

И эпоха, в которую возник и развился символизм в русской поэзии, тоже была необыкновенной.

Это был второй расцвет русской поэзии после «золотого века» Пушкина и поэтов его круга. Длился он лет 30 и получил своё название уже после завершения.

- Попробуйте предположить, как же его назвали? (Ответы детей)

-«И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл»

Можно спорить о том, какой металл красивее: золото или серебро, нельзя не согласиться с тем, что «серебряный век» русской поэзии прекрасен сложной внутренней жизнью поэтов, трагической и радостной, наполненной искренними чувствами, а имена многих из них вам уже известны: Константин Бальмонт, Марина Цветаева, Саша Чёрный, Александр Блок, Игорь Северянин.


VIII Рефлексия, оценивание

- Заполните, пожалуйста, обратную сторону карточки, с которой вы работали в начале урока.

Оправдались ли ваши ожидания, что было главным для вас сегодня на уроке?

- С какими литературоведческими понятиями мы работали? (лирический герой, образ, символ, метафора, эпитет)

Выставление оценок, комментирование

- Если у кого-то осталось неудовлетворённость оценкой или невозможностью высказать все свои мысли, подойдите после урока.

Но если у вас хотя бы появилось и сохранилось желание узнать, кто же сказал: «Я мокрый, как мне стыдно!», значит, вы заинтересовались поэзией Бальмонта и его «Фейными сказками». Это главное.


ІХ Домашнее задание

- Найти в интернете фотографии обложек к «Фейным сказкам»., выбрать наиболее понравившуюся и доказать, что именно она полнее всего раскрывает замысел поэта и содержание стихов. Или предложить свою обложку и защитить её.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!