СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Шмелева "На святой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного  чтения по рассказу И.С. Шмелева "На святой" . Основной прием работы на уроке "Чтение с остановками" служит развитием творческих способностей учащихся, заинтересовывает ребенка книгой, настраивает на осмысленное чтение.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Шмелева "На святой"»

Рассказ И.С. Шмелева «На Святой»

Тема: «Преображение души»

Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основании приема «чтение с остановками».

Задачи: 1. Постижение обучающимися вершинного произведения отечественной литературы, чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова.

2. Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

3. Формирование духовно развитой личности, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Универсальные учебные действия:

Название УУД


Личностные


• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

•уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Коммуникативные


• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

Регулятивные


• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные

• проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;


Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, эссе, синквейн.

Ход урока

Стадия вызова. (Следует обратиться к личному опыту детей, это подготовит их личному восприятию произведения).

*Были ли вашей жизни моменты, когда вы с нетерпением ждали чего-то?

*Можете ли вы вспомнить, какие чувства переполняли вас, когда вы были по-настоящему счастливы?

*Случалось ли вами обманываться в своих надеждах?

Прогнозирование по названию: произведение называется «На Святой». Как вы думаете, о чем произведение?

Слово учителя:

Людям свойственно чувство радости, счастья от праздника. Человек с нетерпением ждет праздников, зная, что они приносят то незабываемое чувство душевной теплоты, семейного благополучия, радостного благолепия. Маленького героя рассказа это чувство буквально переполняет. Он радуется всему. Но что создает благостную атмосферу святости в рассказе в целом?

Стадия осмысления содержания. Учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки. Они читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка с использованием вопросов разного вида.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

Примерные вопросы и задания:

*В чем мальчик видит необычность утра?

*Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?

*На ваш взгляд, почему рассказ назван «На святой»?

*О каких атрибутах Пасхи идет речь в рассказе? Что вы о них знаете?

*Объясните, почему все вокруг сияет, и даже тополь, посаженный под окном, выглядит как масличная ветка?

*Попробуйте передать чувства героя через цветовую палитру.

Запись в тетради: «яркое утро, солнце», → «розовый накомодник», → «яркие розы на иконе», → «радостное пунцовое, светится золотом и серебрецом», → «золотисто-хрустальное яичко», → «светится все, как в солнце», → жестяная птичка, в «золотисто-зеленых перышках», → «и будет солнце», → «выставили рамы, и потому в комнатах так светло».



*Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?

Ответы на этот вопрос записываем на доске, для того чтобы в дальнейшем проверить правильность выдвинутых предположений. Желательно еще записать автора высказывания.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Примерные вопросы и задания:

*За что наказывают Гришку? Почему именно водой наказывают ослушника?

Работа с культурологическим материалом.

Слово учителя:

Вода - в народных предсказаниях одна из основных стихий мироздания, опора, на которой держится земля. Считалось, что через воду могла осуществляться связь с иным миром. Всех верующих крестят в воде, т.к. сам Иисус Христос прошел крещение в воде. Вода в христианской культуре – это учение Иисуса жить по вере. Широко распространено поверье, что в полночь пере Пасхой вода в источниках превращается в вино (в кровь Христа). За водой ходят ранним утром до восхода солнца, соблюдают молчание, поят больных, скот, используют для гадания.

*Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

*Случайно ли Гришка расхрабрившись выпросил вместо трех десяток ведер , чтобы на него вылили ?

* Какова же проблема рассказа? Если ваше мнение изменилось, попробуйте обосновать его.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

Примерные вопросы и задания:

*С чего начинает свой рассказ герой о том, что видел он в Кремле ?

Работа с культурологическим материалом. Опережающее домашнее задание группа учащихся получает задание создать презентацию или видеоролик «Достопримечательности Кремля».

*Какими предстают люди, с которыми встретились герой с Горкиным в Кремле ?

* Как вы поняли смысл сказанной героем фразы: « Мы в малые попросили поблаговестить? Что означает слово поблаговестить?

( Поблаговестить от слова благовест- звон , когда мерно ударят в один колокол или поочередно в несколько. Постный или редкий водится меньшим по величине колоколом в семичные дни Великого поста перед началом Всенощного бдения).

* Согласны ли вы с тем, что на колокольню герой не полез «компанию, чтобы не расстраивать»?

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА

Примерные вопросы и задания:

*Для чего столь подробно описывает автор, чем угощала их Домна Панферовна?

* Какие известные вам лакомства попробовал герой у Домны Панферовны?

* Обратите внимание на фразу, которая подводит итог перечислению угощений: «ну закормила». С какой интонацией она может быть произнесена?

* Какие лакомства едят в пасхальную неделю в ваших семьях?

*Почему описывая святости, увиденное в квартире Домны Панферовны, герой употребляет слово святыньки? Как, на ваш взгляд, соотносится то, что увидел герой в Кремле, с тем, что увидел он у Домны Панферовны?

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА

Примерные вопросы и задания:

* Старость связывается в нашем сознании с угасанием, немощью, концом, разрушением, жалостью. Почему к старикам – музыкантам в доме героя такое почтительное отношение?

* Предположите, что стоит за последними словами рассказа: « … , с последним пасхальным ходом, трезвон кончается - до будущего года»?

* На всем протяжении действия рассказа, мы ни разу встретили имени героя. Попробуйте описать героя, рассказа. Почему у него нет имени?

Концептуальное осмысление произведения.

Разгадка графического изображения концепции: (учитель оформляет на доске заранее подготовленный лист):

Ребенок → Семья → Кремль, люди вокруг → Москва → Россия → Христианский мир.

Вы видите цепочку, в которой скрыта закономерность. Постарайтесь открыть эту закономерность, предложите свои суждения.

Стадия рефлексии. Запишите три самых ярких, запоминающихся образа, названия, понятия с сегодняшнего урока. Выделите одно из них и подчеркните. Напишите синквей на выбранную тему. (Синквей - это стихотворение из 5 строк:

в первой строке заявляется тема или предмет( 1 существительное),

во второй дается описание предмета(2 прилагательных или причастия),

в третьей, состоящей из 3 глаголов, характеризуются действия предмета,

в четвертой приводится фраза, обычно из 4-х значимых слов, выражающая отношение автора к предмету,

в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета/ одно слово).

ИЛИ Попробуйте использовать только что открытую вами закономерность для определения основной мысли автора, отраженной в рассказе «На Святой».

Домашнее задание. Озаглавьте части рассказа. Напишите сочинение- рассуждение о том, почему вы дали частям рассказа такие названия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!