Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №14» имени В.И.Слядневой
Урок внеклассного чтения
по произведениям Ш. Перро (Сказки)
Выполнила:
Учитель начальных классов
Рагозина Ирина Юрьевна
2021-2022 г.
Урок внеклассного чтения
по произведениям Ш. Перро (Сказки).
Тема: Путешествие по волшебным сказкам.
Цель: познакомить учащихся со сказками Ш. Перро; вызвать у них интерес к чтению сказок; закрепить умение анализировать сказки; развивать память, логическое мышление, речь, воображение, способность к творчеству; воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование: портрет Ш. Перро, выставки сказок народов мира и книг Ш. Перро, плакат «волшебный экран», карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
— С раннего детства вы знакомы со сказками. Когда вы были маленькими, их рассказывали мамы и папы, бабушки и дедушки. А потом вы научились читать сами.
Вы открываете книгу сказок и сразу попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, населенный великанами, огромными змеями, волшебными птицами, красными девицами и добрыми молодцами. Сегодня мы вспомним любимые сказки, побываем в гостях у любимых героев, поиграем.
В каждой сказке есть чудеса: то злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Назовите их.
— Вы уже знаете, что сказка — один из любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. И нет такого народа, который бы не слагал сказки.
Учитель обращает внимание детей на выставку книг «Сказки народов мира».
— Сказки бывают разные. Какие? (Волшебные, бытовые, о животных.)
— Как называют человека, который сочиняет сказки?
— Каких писателей-сказочников вы знаете? (Ханс Кристиан Андерсен, Корней Чуковский, братья Гримм, Александр Сергеевич Пушкин, Василь Витка.)
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками великого французского сказочника. Посмотрите на «волшебный экран» и назовите его.
— Давным-давно — более трехсот лет тому назад — в одной стране — она называется Францией — жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали почти одинаково. Один брат стал адвокатом, второй выучился на врача, третий стал ученым-богословом
и математиком, четвертый — главным сборщиком налогов, а самый младший — Шарль Перро — посвятил себя делам государственным. Но государственные заслуги этого человека были забыты, а запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Правда, не обошлось здесь без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро — Пьером. Ведь сочинение сказок считалось очень несерьезным делом, да еще для человека взрослого. Однако истина восторжествовала. К третьему изданию авторство было возвращено досточтимому Шарлю Перро. А сами сказки стали гордостью французской литературы.
3. Игра «Из какой мы сказки?».
— А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки Шарля Перро. Посмотрите на выставку книг: их названия спрятаны. Сейчас я прочитаю небольшие отрывки из сказок, которые любят многие дети. Ваша задача — определить, из какой сказки эти строчки.
1. Сказка начинается так: «Ко дню рождения внучки бабушка подарила ей...». А что подарила, не скажу, не то вы сразу догадаетесь. («Красная Шапочка».)
2. «И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо. Так и прозвали его...». («Мальчик-с-палъчик».)
3. «Король услыхал этот крик, приоткрыл дверцу кареты и, узнав кота, который столько раз приносил ему в подарок дичь, сейчас же послал свою стражу выручать маркиза де Карабаса». («Кот в сапогах».)
4. «Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а затем и все в доме прозвали ее...». («Золушка».)
5. «Молодая женщина обезумела от ужаса и уронила из рук ключ. Опомнившись, она подняла его, заперла дверь и, вся бледная, пошла в свою комнату». («Синяя Борода».)
— Молодцы, вы хорошо знаете сказки Шарля Перро. А сегодня мы прочитаем сказку о девушке, которая была вынуждена ходить в шкуре домашнего животного, хотя она являлась потомственной принцессой. Сказка называется «Ослиная шкура».
4. Работа над текстом.
• Чтение сказки учителем.
• Проверка общего восприятия.
— Понравилась ли вам сказка? Почему?
— Назовите героев сказки?
• Анализ художественного произведения.
— О чем попросила королева короля?
— Почему король долго не мог жениться?
— На ком посоветовал жениться королю главный министр?
— Почему принцесса не захотела стать женой короля?
— Как она поступила?
— Что посоветовала волшебница девушке?
— Какие испытания пришлось преодолеть принцессе?
• Обобщение прочитанного,
— Какой момент сказки вам показался самым интересным?
— Кто из героев вам особенно понравился? Почему?
— Когда вам было особенно грустно?
— Почему Шарль Перро так назвал сказку?
— Чему учит эта сказка?
б. Физкультминутка.
А теперь пора нам
Отдохнуть,
В сказочной стране
Глубоко вздохнуть!
«Кроссворд»
Дети получают схему кроссворда (одну на двоих. Работают в парах. Первые пять пар, решившие кроссворд правильно, получают очки).
По горизонтали: 4. Предмет, которым уколола себе руку Спящая красавица. 6. Предмет, под который спрятала мальчиков жена людоеда. 7. Овощ, из которого была сделана карета Золушки.
По вертикали: 1. Что собирала Красная Шапочка, идя по дороге к бабушке? 2. Кем был по профессии отец Мальчика-с-пальчика? 3. Что получил в наследство от отца старший брат в сказке «Кот в сапогах»? 5. Из чего была сделана туфелька Золушки? 8. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-хохолок», когда гуляла по лесу?
Ответы:
По горизонтали:4. Веретено. 6. Кровать. 7. Тыква.
По вертикали: 1. Цветы. 2. Дровосек. 3. Мельница. 5. Хрусталь. 8. Кухня.
8. Подведение итогов урока.
— Вот и подошел к концу наш урок. Много сказок Шарля Перро мы сегодня вспомнили. В них торжествует любовь и доброта, ум и находчивость. Читайте сказки и анализируйте их. Старые волшебные сказки научат вас самому главному волшебству — жизни на Земле! И на последок давайте с вами нарисуем картинки по сказкам и сделаем выставку рисунков.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
И научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее!
9. Рефлексия.
— Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?
— Какие трудности вы испытали на уроке?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
10. Задание на дом.
Прочитать к следующему уроку произведения Б. Заходера.