СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 37. Внекл. чтение. "Война в лирике Ю.В. Друниной, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внекл. чтения "Война в лирике Ю.В. Друниной, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского". Прилагается текст стихотворений с иллюстрациями для печати на каждую парту. В плане-конспекте указаны видеоролики, которые можно использовать на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок 37. Внекл. чтение. "Война в лирике Ю.В. Друниной, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского"»

Урок 37

Тема. Внеклассное чтение. Ю. В. Друнина «Зинка», А. А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…», А. Т. Твардовский «Две строчки», «Лежат они, глухие и немые…»

Цель урока:

1. Показать трагедию народа в годы вой­ны, отраженную в стихотворениях Ю. В. Друниной, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского; раскрыть умение поэтов соединять высокие па­триотические чувства с глубоко личными пере­живаниями лирического героя.

2. Развивать умение учащихся через ана­лиз характерных компонентов поэтической речи выявлять авторское видение мира, его своеобразие; совершенствовать навыки выразительного чтения

3. Вос­питывать высокие гражданские, патриоти­ческие, нравственные качества: любовь к Ро­дине, свободе, гуманизм, интернационализм, оптимизм, мужество, милосердие; помочь детям понять, что Великая Отечественная война — это не просто одно из главных событий XX века, понять, что это событие имеет непосредственное отношение к их собственной жизни.

Оборудование: плакат "Родина-мать зовет!" М. Тоидзе, репродукции картин на военную тему, презентация, распечатанные листы с текстами стихотворений.

Эпиграф:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда,

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки. А. Твардовский


Этапы урока

I. Объявление темы. Постановка целей урока

На фоне музыки песни "Обелиски" учитель объявляет тему урока "Великая Отечественная война в поэзии военных и послевоенных лет", цели урока, комменти­рует эпиграф.


II. Рассказ учителя о Великой Отечествен­ной войне

Сегодня мы продолжим разговор о ли­рических произведениях поэтов, воспев­ших в своих стихах, поэмах, балладах Родину, родную землю, народ, ратный подвиг, мужество, доблесть совет­ского солдата и всех советских людей в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

В 1941—1945 годах наша страна, в то время Советский Союз, пе­реживала тяжелое время — борьбу с немец­кими оккупантами. Каждый человек встал на защиту своей родины, своего народа, сво­ей семьи.

Искусство и литература также вышли на огневой рубеж.

Тематика лирики изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, вера в победу — вот что под пером разных художников отлилось в неповтори­мые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Уже в первые дни Великой Отечествен­ной войны многие поэты и писатели уехали на фронты — в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов; те же, кто не мог участвовать в ратном деле, стали участника­ми напряженной трудовой жизни.

Поэзия как са­мый оперативный жанр соединила высокие па­триотические чувства с глубоко личными пере­живаниями лирического героя.


III. Самоконструкция

Какие ассоциации у вас возникают при слове "война"? (Запись учащимися ассоци­ат. ряда.)

Социализация 1. Прочитайте свои слова.

Выбор. Подчеркните в ряду одно слово, которое, по вашему мнению, является са­мым точным.

Социализация 2. Прочитайте это слово.


IV. Работа в группах

Автор

Произведение

Основная мысль (цитата)

Образ

Юлия Владимировна Друнина

"Зинка"



Алексей Александрович Сурков

«Бьётся в тесной печурке огонь…»



Александр Трифонович Твардовский

"Две строчки"



"Лежат они, глухие и немые..."



Константин Михайлович Симонов

"Жди меня... "



Сергей Сергеевич Орлов

"Его зарыли в шар земной... "




V. Рассказ о Ю. В. Друниной. Чтение и анализ стихотворения «Зинка»

1. Рассказ учителя о лирике Ю. Друниной в период Великой Отечественной войны.

Юлия Друнина отправилась на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками семнадцатилетней девочкой. Примерно в середине войны она попала в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. Вместе с молодой поэтессой в нем служила санинструктор Зинаида Самсонова, погибшая в 1944 году в ходе боя за белорусскую деревню Холма. Она пыталась вынести раненого солдата с нейтральной полосы, но пуля немецкого снайпера остановила храбрую девушку. После смерти Самсонова была удостоена почетного звания Героя Советского Союза. Именно ей Юлия Владимировна адресовала одно из своих самых проникновенных и трагических стихотворений о войне — «Зинка». Произведение было крайне популярным среди солдат. Многие бойцы советской армии знали его наизусть.

(видеоролик, читает Анастасия Алёхина, Мария Габишева)

Стихотворение состоит из трех частей.

В первой поэтесса упоминает важную деталь, касающуюся характера главной героини, через ее прямую речь: «Знаешь, Юлька, я против грусти…». Так читателю становится понятно, что санитарный инструктор Самсонова обладала веселым нравом, старалась не унывать, несмотря на трудности идущей войны. Единственное, что заставляет девушку печалиться — старушка-мать, оставшаяся в одиночестве и с нетерпением ждущая возвращения дочери домой. Зина рассказывает, что у нее нет никого кроме матери на целом свете — ни друзей, ни любимого мужчины.

Вторая часть стихотворения посвящена описанию подвига, совершенного Самсоновой. Светлокосая девушка сумела спасти свой батальон, попавший в окружение под Оршей. Вот только для самой Зины геройский поступок обернулся смертельным ранением.

Третья часть произведения рифмуется с первой. Но если сначала мы видели прямую речь Самсоновой, то в финале слышим голос лирической героини. Самое сложное для нее теперь — написать матери Зинаиды о гибели дочери. Ей трудно подобрать подходящие слова, потому что словами невозможно облегчить горе старушки, узнавшей о ранней смерти собственного ребенка.

Друнина сожалела, что немного совместного времени выделила война боевым подругам. Кажется, что сидит она среди нас — тоненькая, хрупкая в своей солдатской гимнастерке и в таких неженских кирзовых сапогах. С красивым, но осунувшимся, усталым лицом — и с тихой горечью доверчиво говорит:

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Эти строки — живое, горячее послание человека человеку, которое никогда не потеряет своей силы и актуальности, потому что память и желание жить в мире объединяет людей разных поколений.


VI. Рассказ об А. А. Суркове. Чтение и анализ стихотворения «Бьётся в тесной печурке огонь…»

Обратимся к творчеству другого поэта военных лет – Алексея Александровича Суркова

«Не надо пытаться перекричать войну. Голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека», — говорил поэт Алексей Сурков.

Бьется в тесной печурке огонь,
   На поленьях смола, как слеза.
   И поет мне в землянке гармонь
   Про улыбку твою и глаза.

Кто же не слышал эту песню?! Она была самой известной во время Великой Отечественной войны и стала поистине народной. Слова и музыка этого произведения авторские: слова принадлежат поэту и фронтовому корреспонденту Алексею Суркову, а музыка – композитору Константину Листову.

Стихотворение было написано в ноябре 1941 года и первоначально называлось «В землянке». Сам Алексей Сурков находился тогда на Западном фронте. Посвятил он эти строки своей возлюбленной – Софье Крево.

Про тебя мне шептали кусты
    В белоснежных полях под Москвой.
    Я хочу, чтобы слышала ты,
    Как тоскует мой голос живой.

(видеоролик «Бьётся в тесной печурке огонь…», читает автор)

Самое главное – в этих строках звучит искренность. Даже сейчас, спустя много лет после Великой Отечественной войны, испытываешь особое волнение и трепет. Эта песня затрагивает самые тонкие струны в душе у любого человека. В ней поется о вечном – о жизни и смерти, о страхе и о силе, а самое главное — о любви, которая способна вдохновить, уберечь, спасти.

Ты сейчас далеко, далеко,
    Между нами снега и снега...
    До тебя мне дойти нелегко,
    А до смерти - четыре шага.
    Пой, гармоника, вьюге назло,
    Заплутавшее счастье зови.
    Мне в холодной землянке тепло
    От моей негасимой любви.

Любовь – вот то, что всегда спасает человека, поддерживает его в самой трудной ситуации. Любовь может быть разной: к женщине, к родителям, к Родине, но это та сила, в которой заключается смысл жизни.


VII. Рассказ об А. Т. Твардовском. Чтение и анализ стихотворений «Две строчки», «Лежат они, глухие и немые...»

Та память вынесенных мук

Жива, притихшая, в народе,

Как рана, что нет-нет — и вдруг заговорит...

Эти строки принадлежат А. Т. Твардов­скому. О его лирических произведениях и пойдет речь.

(видеоролик, группа «Дальше»)

Анализ стихотворения Твардовского «Две строчки»

Александр Твардовский принимал участие в нескольких войнах, отправившись на фронт в 1938 году в качестве военного корреспондента одной из московских газет. Поэтому к 1943 году, когда было написано стихотворение «Две строчки», личный архив Твардовского насчитывал несколько десятков блокнотов.

В основе произведения «Две строчки» также лежат реальные события финской военной кампании 1939 года, в которой из-за неподготовленности и отсутствия боевого опыта погибли десятки тысяч советских военнослужащих. Причем, рассчитывая присоединить Финляндию к СССР в рекордно короткие сроки, советское правительство отправляло на фронт молодых ребят, считая, что они прекрасно справятся с поставленными задачами. Чем это обернулось, Александр Твардовский знал не понаслышке. И один из наиболее ярких образов, связанных у поэта с этой бессмысленной и жестокой войной – молодой боец, «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Поэт отмечает, что «лежало как-то неумело по-детски маленькое тело», холод уже успел приморозить полы шинели юного солдата ко льду Финского залива, а отлетевшая далеко шапка обнажила коротко стриженую голову воина, который больше был похож на беззащитного ребенка. Описывая свои ощущения от увиденного, Твардовский отмечает, что ему до последнего момента казалось, будто бы солдат все еще продолжает бежать, просто случайно споткнулся и упал. Что вот сейчас он встанет, отряхнется от налипшего снега и продолжит свой путь.

Однако вскоре пришло осознание, что этого никогда не произойдет. Но Твардовского поразило не это, а тот факт, что среди тысяч смертей он так ярко запомнил именно эту. И не просто запомнил, а словно бы примерил ее к себе. Поэтому спустя несколько лет автору все еще кажется, что это он, а не тот неизвестный мальчишка, лежит на финском льду «примерзший, маленький, убитый», и никому нет дела до очередной гибели солдата, нелепой, жестокой и никому не нужной.


Анализ стихотворения Твардовского «Лежат они, глухие и немые…»

(стихотворение читает подготовленный учащийся)

Стихотворение «Лежат они, глухие и немые» написано именно в период войны. Главная тема произведения – смерть молодых девушек и парней на фронте, людей, которые должны были жить дальше. Автор показывает весь ужас их безмолвного сна в могиле под плотным грузом земли, используя грустные интонации и элегическую формулировку фраз. Он дает аудитории почувствовать связь с главными героями произведения, называя погибших девушек подружками, сестрами и медсестренками.

Таким образом автор делает боль от их утраты личной болью каждого. Каждое слово стихотворения имеет сильный эмоциональный окрас. Используя повседневную лексику наравне с литературной, Твардовский передает главное чувство, которое сопровождало всех людей в тот период – необратимость войны и смерти. Он восхищается доблестью павших солдат и медсестер, которые до последнего момента, даже «тоскуя в смертный час» — не думали о собственной славе, а просто отдавали долг Родине.

Стихотворение переполнено такой вселенской тоской и печалью, которую способен испытывать только самый гуманный и самоотверженный человек.

Тяжело воспринимаются строки: «И юноши, и люди пожилые, что на войну вслед за детьми пошли». Они показывают, что война поломала жизнь не одного поколения. Родители шли воевать за своих детей, надеясь обменять у смерти жизни сыновей и дочерей на собственные. В этом стихотворении можно понять, что наибольшей болью для автора является преждевременная смерть совсем еще юных девушек, что жертвовали своими жизнями на фронте ради того, чтобы спасти раненых солдат.

(просмотр буктрейлера на стихотворение А. Т. Твардовского «Немые»)


VIII. Обобщение

Слово учителя. Вы прочитали стихи советских поэтов, написанные во время Отечественной вой­ны или сразу после нее. Почти 75 лет отделяет нас от этой историче­ской победы, но и сегодняшнее поколение продолжает осмысливать ту дорогу мужества, памяти и надежд, которой прошел наш народ к победе.

Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.

Долг каждого человека — помнить уроки войны, помнить имена и подвиги героев, беречь память о тех, кто отдал свои жизни ради мира и свободы своей Родины.

Вопросы:

  1. Какие чувства и переживания соединила в себе поэзия периода Великой отечественной войны?

  2. Почему многие стихи стали песнями?

  3. В чём секрет популярности поэзии?

  4. Почему многие поэты выбирали жанр письма, дружеского послания?


IX. Рефлексия

Продолжите фразу: "Если бы я вел тет­радь любимых стихов, то записал бы сти­хотворение (название), потому что...".

«Строка, рождённая в бою…» О чём она, для кого она, какова она?


X. Домашнее задание.

Прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (с. 208—239)

























Ю. В. Друнина. Зинка

1

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

3

— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!



А. А. Сурков. Бьётся в тесной печурке огонь…

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

А. Т. Твардовский. Две строчки

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.



А. Т. Твардовский. Лежат они, глухие и немые…


Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли —
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сёстры наши, медсестрёнки,
Что шли на смерть и повстречались с ней
В родных краях иль на чужой сторонке.
И не затем, чтоб той судьбой своей
Убавить доблесть воинов мужскую,
Дочерней славой — славу сыновей, —
Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
Верней всего, не думали о ней.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!