СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (технологическая карта+самоанализ).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предваряет итоговые уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», что предопределило его основную деятельностную цель - выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через призму фактологического контроля. Это предполагает наличие сформированного в достаточной мере умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитую рефлексию и интуицию; определенный уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (технологическая карта+самоанализ).»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»

(г. Эрдэнэт, Монголия)





СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ




ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА (МНОГОУРОВНЕВАЯ ВИКТОРИНА)

ПО РОМАНУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»



Учитель: Драгун Александр Николаевич

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 10

Дата: 23.02. 2017

























2017



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА (МНОГОУРОВНЕВАЯ ВИКТОРИНА)

ПО РОМАНУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»


Тип урока: комбинированный (обобщающий и контрольно-диагностический).

Форма урока: викторина.

Технология: игровая.

Цели урока: - деятельностные: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля; контроль умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; контроль умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитие рефлексии и интуиции; развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- содержательные: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста.

Планируемый результат: формирование УУД:

- познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение анализировать роль художественной детали; умение составлять ответы на вопросы;

- личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.

- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

- коммуникативные УУД: умение использовать навыки литературоведческого анализа для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.

Межпредметные связи: языкознание, история, философия.

Оборудование к уроку: учебник (Лебедев Ю.П. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Часть 2. \ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2015), презентация (иллюстрации к роману), дидактические материал (фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (викторина), музыкальное оформление.


Методы и средства: многоуровневая игра-викторина (фактологический контроль), самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод (догадка).

Предполагаемая результативность: показатели уровня достижения цели – ответы и вопросы учащихся на уроке, проверочный тест, домашняя творческая работа (сочинение).

Организация обратной связи: беседа, игровой диалог.

Условия для творческой активности учащихся: нацеливание на самостоятельную работу, на свободное проявление познавательной активности, дифференциация заданий по уровню сложности, возможность выбора уровня сложности и типа задания (вопроса), установка на выявление субъективного читательского опыта.

Подготовка к уроку: установка на внимательное перечитывание изучаемого произведения.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


п\п

Этапы урока

Цели

Дидактический материал


Организация деятельности

Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»);

- активизация деятельности учащихся («хочу»);

- мотивация к дальнейшей деятельности («могу»).

Презентация «Роман Достоевского «Преступление и наказание».

- Учебник: с 85 – 107.

Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия:

- сюжет и система образов романа; - нравственно-философская проблематика.

П: сюжет и система образов, проблематика.

Л: самооценка уровня знаний.

Р: планирование деятельности в соответствии с установкой.

К: монологическое высказывание.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.

Пробуждение интереса к получению новой информации;

- актуализация изученных способов действий;

- мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

Блиц-опрос (викторина)

Выполнение пробного учебного действия: узнавание сюжета и образов романа в новых условиях.

Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; выявление и фиксация причины затруднения

П: классификация объектов по вновь заданным параметрам.

Л: развитие познавательного интереса, рефлексия.

Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль.

К: предметный диалог, аргументация.

3

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление.

Целостное обобщение полученной информации;

- поставка цели: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста;

- планирование этапов и выбор средств достижения цели.

-уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения;

- закрепление достижения предварительного результата.

Схема литературной игры

Проектирование учебных действий: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа.

Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта для выявления уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля.

П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания.

Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению.

Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль.

К: предметный диалог.

4

Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границы применимости нового знания;

- интегрирование нового знания в систему межпредметных связей;

- формирование навыков комплексного анализа текста;

- закрепление достижения результата на эмоциональном уровне.

Дидактический материал: подборка разноуровневых вопросов по содержанию произведения и фрагментов художественного текста.

Музыкальная пауза.

Комплексный анализ художественного текста: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа, роль художественной детали.

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Определение уровня усвоения нового знания;

- организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха;

- мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского».

- Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа.

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: фиксация и самооценка достижения результата.

Р: планирование действий.

К: адекватное читательского опыта.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксация результатов урока в соответствии с целью;

- развитие рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся;

- формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии.


Творческое задание: сочинение- рассуждение с опорой на субъективный опыт восприятия и осознания художественного текста.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (нравственно-философская проблематика произведения).

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: создание собственного текста, самооценка речевого поведения.


Примечание.

П: познавательные УУД.

Л: личностные УУД.

Р: регулятивные УУД.

К: коммуникативные УУД.



Структура урока: многоуровневая игра-викторина (фактологический контроль), 6 этапов (учебных ситуаций), сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы, смена форм умственной деятельности и речевой коммуникации.

1 этап (мотивирование к учебной деятельности). Вступительное слово учителя: разъяснение условий блиц-игры.

2 этап (актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии). Блиц-опрос по содержанию романа «Преступление и наказание».

3 этап (построение проекта выхода из затруднения). Схема интеллектуальной литературной игры (3 уровня сложности А - базовый, В - повышенный, С - высокий). Ведущий - учитель задает вопросы приглашенному ученику. Ученик имеет возможность выбрать уровень сложности и тип вопроса, а также воспользоваться помощью одноклассников.

4 этап (включение в систему знаний и повторение). Подборка разноуровневых вопросов по содержанию произведения и фрагментов романа «Преступление и наказание».

5 этап (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского».

6 этап (рефлексия учебной деятельности). Послесловие учителя. Объяснение домашнего задания: сочинение в свободной форме «После чтения Достоевского» с установкой отразить в работе свой субъективный опыт прочтения романа. Предлагаются примерные варианты зачина: «Читая Достоевского, я обратил(а) внимание на то, что...»; «Когда я читал(а) Достоевского, меня поразило...».




ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ


Эпиграф: «Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни» (Н.А.Бердяев).


Вопросы уровня А (базовый)


Тип вопроса «Кто?»

  1. Чтение фрагмента из романа: «...Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (часть 1, глава 1). Кто это?

  2. Чтение фрагмента из романа: «...Крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом...» (1, 1). Кто это?

  3. Чтение фрагмента из романа: «...Маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» (2, 7). Кто это?

  4. Кто такой Лужин Петр Петрович?

  5. Кто такой Свидригайлов Аркадий Иванович?

  6. Кто был арестован по подозрению в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры?

  7. Кто произносит эту фразу? «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» (1, 2.)

  8. Кто произносит эту фразу? «Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает». (1, 2.)

Тип вопроса «Что?»

  1. Что принес Раскольников процентщице в качестве заклада во время пробного посещения?

  2. Что придумал Раскольников, чтобы незаметно нести топор по улице?

  3. Что послужило уликой против красильщика Миколки, арестованного по подозрению в убийстве?

Тип вопроса «Как?»

  1. Как звали старуху-процентщицу?

  2. Как звали следователя, который вел дело об убийстве процентщицы и ее сестры?

  3. Как (каким образом) Раскольникову удалось избежать встречи со свидетелями преступления на лестничной площадке?

Тип вопроса «Где?»

  1. Где познакомился Раскольников с Мармеладовым?

  2. Где Раскольников случайно подслушал разговор студента и офицера о старухе- процентщице?

Тип вопроса «Когда?»

  1. Когда (в какое время суток) было совершено преступление?

  2. Когда Раскольников впервые увидел Соню Мармеладову – до совершения преступления или после?

Тип вопроса «Какой?»

  1. Какой по счету ребенок в семье был Родион Раскольников?

  2. Какого цвета обои были в комнате Раскольникова?

  3. На каком этаже находилась квартира старухи-процентщицы?

Тип вопроса «Сколько?»

  1. Сколько лет Раскольникову (возраст главного героя)?

  2. Сколько детей было у Катерины Ивановны?

Тип вопроса «Почему?»

  1. Почему Раскольников оставил учебу в университете?

  2. Почему Раскольников, выходя из своей каморки, старался незаметно, кошкой проскользнуть мимо хозяйкиной кухни?

Тип вопроса «Зачем?»

  1. Зачем Раскольникову перед совершением преступления понадобились иголка и нитки?

  2. Зачем Раскольникову перед совершением преступления понадобились деревянная дощечка и металлическая пластинка?


Вопросы уровня В (повышенный)


Тип вопроса «Кто?»

  1. Чтение фрагмента из романа: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-под которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». (1, 2.) Кто это?

  2. Кто такой Заметов?

  3. Кто такой Зосимов?

  4. Кто первый заявил Раскольникову: «Ты убивец»?

  5. Кто произносит эту фразу? «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». (2, 4.)

  6. Кто произносит эту фразу? «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика». (1, 6.)

Тип вопроса «Что?»

  1. Что узнал Раскольников из случайно подслушанного разговора на Сенной площади за день до совершения преступления?

  2. Что читала вслух Соня по просьбе Раскольникова?

Тип вопроса «Как?»

  1. Как звали помощника квартального надзирателя (поручика Пороха)?

  2. Как (каким образом) Раскольников узнал, что старухи-процентщицы на следующий день вечером останется дома одна?

Тип вопроса «Где?»

  • Где спрятал Раскольников кошелек и вещи, похищенные из квартиры убитой им процентщицы?

Тип вопроса «Когда?»

  • Когда Раскольников, в душе которого боролись мотивы за и против преступления, почувствовал, что «все решено окончательно»?

Тип вопроса «Какой?»

  • По каким признакам Раскольников разделил в своей теории людей на два разряда – обыкновенные и необыкновенные?

Тип вопроса «Сколько?»

  • Сколько шагов было от дома, жил Раскольников, до дома, где жила старуха-процентщица?

Тип вопроса «Почему?»

  • Почему Раскольников не хотел зарабатывать репетиторством или уроками?

Тип вопроса «Зачем?»

  • Зачем Порфирий Петрович спрашивает Раскольникова, видел ли тот, спускаясь из квартиры процентщицы, маляров, работавших в квартире второго этажа?



Вопросы уровня С (высокий)


Тип вопроса «Кто?»

  1. Кто отписал в завещании 3 тысячи рублей на имя Авдотьи Романовны?

  2. Кто произносит эту фразу? «Ну, полноте, кто ж у на Руси нас себя Наполеоном не считает?» (3, 5.)

  3. Кто произносит эту фразу? «Ну как же, как же без человека-то прожить?» (5, 4.)

Тип вопроса «Что?»

  • Что важнее всего было узнать Раскольникову, когда он впервые шел к следователю Порфирию Петровичу?

Тип вопроса «Как?»

  • Как Авдотья Романовна узнала, что ее брат – убийца?

Тип вопроса «Где?»

  • Где была опубликована статья Раскольникова, в которой он излагает свою теорию «разрешения крови по совести»?

Тип вопроса «Почему?»

  • Почему Раскольников видит себя во сне в семилетнем возрасте? (Сон о лошади.)

Тип вопроса «Зачем?»

  • Зачем Раскольников посещает квартиру старухи-процентщицы через несколько дней после убийства?



Тест (пятый этап)


Ответьте на вопросы по содержанию романа «Преступление и наказание».


Вопрос

Ответ

Самопроверка

1

На какие два разряда разделил людей Раскольников в своей теории?



2

Почему Порфирия Петровича заинтересовала статья Раскольникова?



3

Зачем Раскольников просит Разумихина устроить встречу с Порфирием Петровичем?



4

Кто первый заявил Раскольникову: «Ты убивец»?



5

Что читает вслух Соня по просьбе Раскольникова?




Выполните самопроверку и оцените свой результат.


Результат

Оценка

Всё правильно.

5

3 – 4 правильных ответа

4

1 – 2 правильных ответа

3

Всё неправильно.

2



Итоги (шестой этап)


Сделайте самооценку результата собственной учебной деятельности.


Результат

Отметка

1

Я в достаточной мере знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание».


2

Я знаю в общих чертах знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание», но испытываю затруднения.


3

Я не знаю содержания и не понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание».



Домашнее задание


Сочинение в свободной форме «После чтения Достоевского» с установкой отразить в работе свой субъективный опыт прочтения романа. Предлагаются примерные варианты зачина: «Читая Достоевского, я обратил(а) внимание на то, что...»; «Когда я читал(а) Достоевского, меня поразило...»




САМОАНАЛИЗ УРОКА


Тема урока: «Интеллектуальная игра (многоуровневая викторина)

по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


Учитель: Драгун Александр Николаевич

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 10

Дата проведения: 23.02. 2017


Данный урок предваряет итоговые уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», что предопределило его основную деятельностную цель - выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через призму фактологического контроля. Это предполагает наличие сформированного в достаточной мере умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитую рефлексию и интуицию; определенный уровень коммуникативной компетенции учащихся. Содержательные (познавательные) цели урока: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста. Развивающие цели урока: активизация познавательной активности учащихся, развитие логического и интуитивного мышления. Воспитательные цели урока: приобщение учащихся к глубокому прочтению русской классики, формирование культуры художественного восприятия.

Для реализации поставленных целей в качестве основного метода выступал фактологическийй контроль в форме многоуровневой игры-викторины. В качестве дополнительных методов выступали самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод (догадка). Основная форма контроля – ответы учащихся и вопросы, заранее подготовленные ими, а также домашняя творческая работа (сочинение).

Структура урока включала 6 этапов (учебных ситуаций), последовательность которых позволила обеспечить сочетание индивидуальной, групповой и коллективной, смену форм умственной деятельности и речевой коммуникации, а также связь изучаемого материала с ранее изученным и предполагаемым к изучению. Главный аспект делался на умении увидеть художественная деталь, осознать ее роль в произведении. Это и было главным критерием определения уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста.

Применение игровой технологии на уроке позволило реализовать такие требования личностно-ориентированного обучения, как выявление субъективного опыта учащихся, возможность выбора типа задания (вопроса), активное стимулирование ученика в образовательной деятельности, контроль не только результатов, но и самого процесса обучения.

Урок прошел организованно, продуктивно. По итогам урока 7 учеников получили оценку «5», 2 ученика – оценку «4». (На уроке присутствовали 12 учащихся.) Данный урок проведен 23 февраля 2017 года в 10 классе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!