СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина. "Я усвоил все местоимения". Презентация к уроку. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку-викторине "Я усвоил все местоимения".

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина. "Я усвоил все местоимения". Презентация к уроку. 6 класс»

Я усвоил все местоимения Урок-викторина по русскому языку в 6 классе.

Я усвоил все местоимения

Урок-викторина по русскому языку в 6 классе.

Цель урока: раскрыть особенности значения и употребления местоимений в речи, показать их соотнесённость с существительными, прилагательными, числительными, наречиями.
  • Цель урока: раскрыть особенности значения и употребления местоимений в речи, показать их соотнесённость с существительными, прилагательными, числительными, наречиями.
Я усвоил все местоимения Какие местоимения имеются в названии темы? Какое слово в названии темы образовано от местоимения? (Я, все, у свои л) Придумайте 5 слов, которые образованы от местоимений. Напишите, от каких местоимений образованы и какой частью речи являются. (Например, самоуверенность – сам, сущ.) (Например:  самоуверенность, свойство, себялюбие, всемирный, ничегонеделание  и т.д.) Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья)

Я усвоил все местоимения

Какие местоимения имеются в названии темы? Какое слово в названии темы образовано от местоимения?

(Я, все, у свои л)

Придумайте 5 слов, которые образованы от местоимений. Напишите, от каких местоимений образованы и какой частью речи являются. (Например, самоуверенность – сам, сущ.)

(Например:  самоуверенность, свойство, себялюбие, всемирный, ничегонеделание  и т.д.)

Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин?

(Ничья)

Иногда другие части речи выступают в значении местоимений. Определите, в значении каких местоимений употребляются слова  данный  и  один . В данном  случае деление без остатка невозможно. Учился один  ученик в спортивной школе... В данном  (этом)  случае деление без остатка невозможно. Учился один  (какой-то)  ученик в спортивной школе...

Иногда другие части речи выступают в значении местоимений. Определите, в значении каких местоимений употребляются слова  данный  и  один .

  • В данном  случае деление без остатка невозможно.
  • Учился один  ученик в спортивной школе...
  • В данном  (этом)  случае деление без остатка невозможно.
  • Учился один  (какой-то)  ученик в спортивной школе...
Выпишите все местоимения и определите разряд.  На рыбную ловлю  мы  отправились той    дорогой,  которая  вела к озеру. На  всякий случай   мы  взяли с  собой свои  купальные принадлежности.  Некоторое  время  мы ничего  не видели, кроме зарослей.  Что-то  блеснуло вдалеке! Наконец-то озеро.

Выпишите все местоимения и определите разряд.

На рыбную ловлю  мы  отправились той   дорогой,  которая  вела к озеру. На  всякий случай   мы  взяли с  собой свои  купальные принадлежности. 

Некоторое  время  мы ничего  не видели, кроме зарослей.  Что-то  блеснуло вдалеке! Наконец-то озеро.

Проверь себя!  мы - личное  той - указательное  которая - относительное   всякий - определительное   мы - личное  с собой - возвратное  свои - притяжательное  некоторое - неопределенное   мы - личное  ничего - отрицательное  что - вопросительно-относительное

Проверь себя!

  • мы - личное
  • той - указательное
  • которая - относительное
  •   всякий - определительное
  •   мы - личное
  • с собой - возвратное
  • свои - притяжательное
  • некоторое - неопределенное
  •   мы - личное
  • ничего - отрицательное
  • что - вопросительно-относительное
Разряды местоимений Какие 3 местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.) Какие разряды различаются только значением? (Вопросительные и относительные.)

Разряды местоимений

Какие 3 местоимения могут быть и личными, и притяжательными?

(Его, ее, их.)

Какие разряды различаются только значением?

(Вопросительные и относительные.)

Изменение местоимений Какие 2 местоимения различаются в косвенных падежах только ударением?   (Сам – самого, самый – самого –  определительные.) В середине какого местоимения мужского рода пишется Ь во всех падежах, кроме И. и В.? (Чей – чьей) Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам? (Свой)

Изменение местоимений

Какие 2 местоимения различаются в косвенных падежах только ударением?

  (Сам – самого, самый – самого –  определительные.)

В середине какого местоимения мужского рода пишется Ь во всех падежах, кроме И. и В.?

(Чей – чьей)

Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам?

(Свой)

  Придумайте три фразеологизма, чтобы в них входили местоимения, и объясните значение фразеологизмов. Например: зарубить себе на носу,  бог с тобой,  не в своей тарелке,  ни в какие ворота,  отправиться на тот свет,  на каждом шагу,  взять себя в руки и т.д.

  Придумайте три фразеологизма, чтобы в них входили местоимения, и объясните значение фразеологизмов.

Например:

зарубить себе на носу, бог с тобой, не в своей тарелке, ни в какие ворота, отправиться на тот свет, на каждом шагу, взять себя в руки и т.д.

Найдите ошибки в употреблении местоимений А) Стал ейной мордой мне в харю тыкать. Б) От энтого места до того 100 м. В) На площади толпился народ. Они шумели. Г) На его было много жалоб. Д) Крамник играл с Каспаровым в шахматы. Он у него выиграл.

Найдите ошибки в употреблении местоимений

А) Стал ейной мордой мне в харю тыкать.

Б) От энтого места до того 100 м.

В) На площади толпился народ. Они шумели.

Г) На его было много жалоб.

Д) Крамник играл с Каспаровым в шахматы. Он у него выиграл.

Прочитайте предложения. Что нужно учесть, чтобы предложение имело правильный смысл? - Крокодила хотел снять кинооператор. Он медленно полз к нему на брюхе, открыв огромную зубастую пасть. - Я взял из книжного шкафа словарь и оставил его открытым. Чтобы не возникло путаницы, обязательно следите за тем, чтобы местоимение оказалось недалеко от того существительного, которое оно заменяет 3) Перестройте предложения так, чтобы не было смешной путаницы, и запишите их. - Около клетки с павлинами толпились любопытные, которые распустили свои пышные хвосты. - Около поезда стоял проводник, на котором мы приехали.

Прочитайте предложения. Что нужно учесть, чтобы предложение имело правильный смысл?

  • - Крокодила хотел снять кинооператор. Он медленно полз к нему на брюхе, открыв огромную зубастую пасть.
  • - Я взял из книжного шкафа словарь и оставил его открытым.

Чтобы не возникло путаницы, обязательно следите за тем, чтобы местоимение оказалось недалеко от того существительного, которое оно заменяет

  • 3) Перестройте предложения так, чтобы не было смешной путаницы, и запишите их.
  • - Около клетки с павлинами толпились любопытные, которые распустили свои пышные хвосты.
  • - Около поезда стоял проводник, на котором мы приехали.
Устаревшие местоимения  Найдите в предложении устаревшие местоимения. Подберите к ним современные синонимы.  Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз.

Устаревшие местоимения

Найдите в предложении устаревшие местоимения. Подберите к ним современные синонимы.

Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз.

Найдите «четвёртый лишний». Такой, сей, оный, столько Такой, сей, этот, тот Столько, таков, тот, этот. Такой, сей, оный,  столько .  Такой,  сей , этот, тот.  Столько,  таков , тот, этот.

Найдите «четвёртый лишний».

Такой, сей, оный, столько

Такой, сей, этот, тот

Столько, таков, тот, этот.

Такой, сей, оный,  столько . Такой,  сей , этот, тот. Столько,  таков , тот, этот.

Местоимения «вежливости»  Когда ВЫ обозначает одного человека? (При вежливой форме обращения к взрослому человеку.) В чём особенность употребления МЫ в данных предложениях? А) В чинах мы небольших. (Замена единственного числа множественным показывает подчиненное положение говорящего.) Б) Мы , Николай Второй, повелеваем. (Признак власти.) В) В заключение нашей статьи мы отмечаем. (Научный оборот.)

Местоимения «вежливости»

Когда ВЫ обозначает одного человека?

(При вежливой форме обращения к взрослому человеку.)

В чём особенность употребления МЫ в данных предложениях?

А) В чинах мы небольших.

(Замена единственного числа множественным показывает подчиненное положение говорящего.)

Б) Мы , Николай Второй, повелеваем.

(Признак власти.)

В) В заключение нашей статьи мы отмечаем.

(Научный оборот.)

Местоимения «вежливости» Поясните, как относится говорящий к тому человеку, о ком говорит: « Они не привыкли-с ещё». (Подобострастие.)  ( Тургенев.  Муму) льстивое угодничество, усердно проявляемое раболепие, обычно по отношению к вышестоящим ◆ Этот слой населения смотрит вверх с опаской и подобострастием, вниз с презрением и снисходительностью. Синонимы угодливость ,  раболепие Антонимы высокомерие

Местоимения «вежливости»

  • Поясните, как относится говорящий к тому человеку, о ком говорит: « Они не привыкли-с ещё».
  • (Подобострастие.)  ( Тургенев.  Муму)
  • льстивое угодничество, усердно проявляемое раболепие, обычно по отношению к вышестоящим ◆ Этот слой населения смотрит вверх с опаской и подобострастием, вниз с презрением и снисходительностью.
  • Синонимы

угодливость ,  раболепие

  • Антонимы

высокомерие

Бонус Расскажите о роли местоимений в шуточном стихотворении А.С.Пушкина, обращённом к маленькому мальчику Павлу, сыну поэта Вяземского. Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то, Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный. Серьезное это или шуточное стихотворение? Почему? Какие местоимения употребляет Пушкин? На что они указывают?

Бонус

  • Расскажите о роли местоимений в шуточном стихотворении А.С.Пушкина, обращённом к маленькому мальчику Павлу, сыну поэта Вяземского.

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то,

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

  • Серьезное это или шуточное стихотворение? Почему? Какие местоимения употребляет Пушкин?
  • На что они указывают?
Ответьте на вопросы: а) Какие три местоимения самые чистые?   (Вы-мы-ты.)  б) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?  (Я-мы.)  в) Какое местоимение требует чистоты?  (Мой, вы-мой.)  г) Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я:  ячество – признак нескромности , я –  последняя буква алфавита.)

Ответьте на вопросы:

а) Какие три местоимения самые чистые?  

(Вы-мы-ты.) б) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? 

(Я-мы.) в) Какое местоимение требует чистоты? 

(Мой, вы-мой.) г) Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

(Я:  ячество – признак нескромности , я –  последняя буква алфавита.)

Местоимения и другие части речи: Одни местоимения изменяются по падежам и связываются с другими словами, как существительные, например: 1) Тебя просят к телефону (тебя связано с глаголом просят, стоит в винительном падеже, является дополнением). 2) Долго говорили о тебе (о тебе связано с глаголом говорили, стоит в предложном падеже, является дополнением). (Сравните: 1) Сестру просят к телефону. 2) Долго говорили о сестре.) Местоимения-существительные

Местоимения и другие части речи:

  • Одни местоимения изменяются по падежам и связываются с другими словами, как существительные, например:
  • 1) Тебя просят к телефону (тебя связано с глаголом просят, стоит в винительном падеже, является дополнением).
  • 2) Долго говорили о тебе (о тебе связано с глаголом говорили, стоит в предложном падеже, является дополнением).
  • (Сравните: 1) Сестру просят к телефону. 2) Долго говорили о сестре.)

Местоимения-существительные

Местоимения и другие части речи: Другие местоимения изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными, как прилагательные, например: Саша потерял твою ручку (местоимение твою согласуется с существительным ручку в единственном числе, женском роде, винительном падеже, является определением). (Сравните: Саша потерял сестрину ручку.) Местоимения-прилагательные

Местоимения и другие части речи:

  • Другие местоимения изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными, как прилагательные, например:
  • Саша потерял твою ручку (местоимение твою согласуется с существительным ручку в единственном числе, женском роде, винительном падеже, является определением).
  • (Сравните: Саша потерял сестрину ручку.)

Местоимения-прилагательные

Местоимения и другие части речи: Наконец, есть местоимения, которые по характеру изменений и по связи с другими словами сходны с числительными, например: 1) Прошептал несколько невнятных слов (местоимение несколько стоит при глаголе прошептал в винительном падеже, а существительное слов –при этом местоимении в родительном падеже; образуется цельное сочетание несколько слов). 2) Вопрос разбирался на нескольких заседаниях (местоимение нескольких согласуется с существительным заседаниях, стоит во множественном числе, предложном падеже). Сравните: 1) Я прочитал пять статей. 2) Во всех пяти статьях я нашёл много интересного материала. Местоимения-числительные

Местоимения и другие части речи:

  • Наконец, есть местоимения, которые по характеру изменений и по связи с другими словами сходны с числительными, например:
  • 1) Прошептал несколько невнятных слов (местоимение несколько стоит при глаголе прошептал в винительном падеже, а существительное слов –при этом местоимении в родительном падеже; образуется цельное сочетание несколько слов).
  • 2) Вопрос разбирался на нескольких заседаниях (местоимение нескольких согласуется с существительным заседаниях, стоит во множественном числе, предложном падеже).
  • Сравните: 1) Я прочитал пять статей. 2) Во всех пяти статьях я нашёл много интересного материала.

Местоимения-числительные

Местоимения и другие части речи: В зависимости от характера значений, словоизменительных характеристик и связей с другими словами местоимения делятся на группы: 1) Местоимения-существительные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что, никто, ничто, кто-то, что-то и т. п. 2) Местоимения-прилагательные: мой, ваш, этот, сам, какой, некоторый, никакой и т. п. 3) Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько.

Местоимения и другие части речи:

  • В зависимости от характера значений, словоизменительных характеристик и связей с другими словами местоимения делятся на группы:
  • 1) Местоимения-существительные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что, никто, ничто, кто-то, что-то и т. п.
  • 2) Местоимения-прилагательные: мой, ваш, этот, сам, какой, некоторый, никакой и т. п.
  • 3) Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько.
Местоимения и другие части речи: Примечание. Есть и четвёртая группа местоимений – местоимення-наречия, которые не имеют форм изменения, примыкают к другим словам, как наречия, и имеют значения обстоятельств, например:  Выстрелы доносились справа: там, очевидно, разгорелся бой (местоимение там замешает наречие справа, оно не изменяется, примыкает к глаголу разгорелся, является обстоятельством); сравните: Справа, очевидно, разгорелся бой.

Местоимения и другие части речи:

  • Примечание. Есть и четвёртая группа местоимений – местоимення-наречия, которые не имеют форм изменения, примыкают к другим словам, как наречия, и имеют значения обстоятельств, например:
  • Выстрелы доносились справа: там, очевидно, разгорелся бой (местоимение там замешает наречие справа, оно не изменяется, примыкает к глаголу разгорелся, является обстоятельством);
  • сравните: Справа, очевидно, разгорелся бой.

Укажите, к какому из девяти разрядов относится каждое местоимение, затем – каким оно является по своим изменениям и по связям с другими словами: местоимением-существительным или местоимением-прилагательным.

Дикий-Барин (так его прозвали; настоящее же его имя было Перевлесов) пользовался огромным влиянием во всём округе; ему повиновались тотчас и с охотой, хотя он не только не имел никакого права приказывать кому бы то ни было, но даже сам не изъявлял малейшего притязания на послушание людей, с которыми случайно сталкивался. Он говорил – ему покорялись; сила всегда своё возьмёт. Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение. В этом человеке было много загадочного; казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нём, как бы зная, что, раз поднявшись, что, сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся; и я жестоко ошибаюсь, если в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва, если он, наученный опытом и едва спасшись от гибели, неумолимо не держал теперь самого себя в ежовых рукавицах. Особенно поражала меня в нём смесь какой-то врождённой, природной свирепости и такого же врождённого благородства,– смесь, которой я не встречал ни в ком другом.

Проверь себя! его – личное, сущ. во всём - определительное, прил. ему – личное, сущ. он – личное, сущ. кому бы – неопределенное, сущ. сам – определительное, прил. с которыми - относительное, прил. своё - определительное, прил. в этом – указательное, прил. какие-то - неопределенное, прил. в нём - личное, сущ. что – относительное, сущ. себя – возвратное, сущ. всё – определительное, сущ. я – личное, сущ. этого – указательное, прил. самого – определительное, прил. какой-то - неопределенное, прил. такого же - относительное, прил. которой - относительное, прил. ни в ком- отрицательное, прил.

Проверь себя!

  • его – личное, сущ.
  • во всём - определительное, прил.
  • ему – личное, сущ.
  • он – личное, сущ.
  • кому бы – неопределенное, сущ.
  • сам – определительное, прил.
  • с которыми - относительное, прил.
  • своё - определительное, прил.
  • в этом – указательное, прил.
  • какие-то - неопределенное, прил.
  • в нём - личное, сущ.
  • что – относительное, сущ.
  • себя – возвратное, сущ.
  • всё – определительное, сущ.
  • я – личное, сущ.
  • этого – указательное, прил.
  • самого – определительное, прил.
  • какой-то - неопределенное, прил.
  • такого же - относительное, прил.
  • которой - относительное, прил.
  • ни в ком- отрицательное, прил.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

Благодарю за внимание!
  • Благодарю за внимание!
Список используемой литературы: http://www.myshared.ru/slide/621816/ http://studnb.ru/russkij-yazyk-i-kultura-rechi-teoriya/item/1418 http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/ebbc76cf-46b6-4d51-ad92-d9a84db35cfa/[S-RUS_5-6-1_06]_[TE_01-SU]/[S-RUS_5-6-1_06]_[TE_01-SU].html http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100708 https://ru.wiktionary.org/wiki/%EF%EE%E4%EE%E1%EE%F1%F2%F0%E0%F1%F2%E8%E5 http://otvet.mail.ru/question/40598784 http://s1literator.ucoz.ru/publ/urok_russkogo_jazyka_v_6_klasse/mestoimenie_i_drugie_chasti_rechi/6-1-0-52

Список используемой литературы:

  • http://www.myshared.ru/slide/621816/
  • http://studnb.ru/russkij-yazyk-i-kultura-rechi-teoriya/item/1418
  • http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/ebbc76cf-46b6-4d51-ad92-d9a84db35cfa/[S-RUS_5-6-1_06]_[TE_01-SU]/[S-RUS_5-6-1_06]_[TE_01-SU].html
  • http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100708
  • https://ru.wiktionary.org/wiki/%EF%EE%E4%EE%E1%EE%F1%F2%F0%E0%F1%F2%E8%E5
  • http://otvet.mail.ru/question/40598784
  • http://s1literator.ucoz.ru/publ/urok_russkogo_jazyka_v_6_klasse/mestoimenie_i_drugie_chasti_rechi/6-1-0-52


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!