Урок-викторина «Дикие и домашние животные»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних и диких животных
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни домашних и диких животных; знать и выделять существенные признаки животных, знать: чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят человеку; совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас, развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к животным; чувство товарищества.
Оборудование: Презентация, жетоны, диплом "Живой природы знатоки".
Ход урока
Ученики сидят по трем командам. За правильный ответ и выполненное задание команда получает жетон. В конце урока команде, набравшей большее количество жетонов вручается диплом "Живой природы знатоки".
1. Вводная часть
В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Какие?
Они разные по величине, окраске, они передвигаются разными способами. Какими?
(Бегают, ползают, летают )
Издают различные звуки. Какие? (Лают, мычат, каркают ...)
Мы знаем, что животные, которые живут рядом с человеком, называются...? (Домашние)
А как же называются животные, которые живут сами по себе? (Дикие)
2. Целеполагание
Сегодня, ребята, у нас не просто урок, а урок-викторина. Мы вспомним и закрепим наши знания о животных. За правильные и интересные ответы вы будете награждаться жетонами, а в конце урока мы подведем итоги нашей викторины.
Итак, начнем. Выберите для своей команды интересное название. (дети выбирают)
3. Игра "Угадай и покажи животное"
Я загадываю загадку , а отгадку вам нужно показать картинкой.
1.Куцехвостик, длинноушка, Слайд2
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал?
2.Какой зверь опасный Слайд3
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
3.Если видит – там чужой, Слайд4
Вздыбит шерсть и станет злой.
А хозяин на крылечке –
Хвост закрутится в колечко.
4Не прядёт, не ткёт, Слайд5
А людей одевает.
5У кого монеткой нос, Слайд6
У кого крючочком хвост,
По бокам жирок белявый,
И щетиной весь оброс?
6На овчарку он похож.Слайд7
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Молодцы! Я вижу вы хорошо знаете.
2. "Чей домик?"
Ребята, как вы думаете, домашние животные живут в доме вместе с человеком или на улице? (Предположения детей)
Некоторые животные, например собака с кошкой, или хомячки и попугайчики живут в доме с человеком. Но как же быть с большими домашними животными? Ведь корову или лошадь в дом с собой жить взять невозможно. (Предположения детей)
Для домашних животных люди строят жилища.
Например дом для коров называется коровник. Для кроликов - крольчатник, для свиней - свинарник, для кур - курятник. Если в одном большом помещении живут и коровы, и козы, и овцы то такое помещение называется хлев. А где же живут дикие животные?
Посмотрите на схему. Участник каждой команды по очереди выходит и соединяет линией животное и его дом. (Слайд 8)
бобр нора
медведь логово
лиса плотина
белка берлога
волк муравейник
муравей дупло Молодцы!
4. "Кто же я?"
Все все животные разные. Кто-то лохматый, а кто-то с рогами, кто-то любит мед, а кто-то гусениц. Давайте попробуем по описанию догадаться, о ком же идет речь.
Я буду читать вам описание животного, и какая команда первая подымет руки, та и отвечает. Если ответ неверный, то возвращаете мне один жетон.
■ «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.) Слайд9
■ «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.) Слайд 10
■ «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.) Слайд 11
■ «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.) Слайд 12
5. Физминутка
6. Мультяшки
Внимательно ли вы слушаете и смотрите сказки и мультфильмы? В этом мы сейчас убедимся, проведя шуточную викторину.
За каждый правильный ответ команды получают по 1 жетону.
Где Винни-Пух нашёл хвост Иа? (На двери у Совы)
Кто поёт песенку: «Я на солнышке лежу...»? (Черепаха и львёнок)
Назовите любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно»)
38 попугаев и 1 крылышко – это длина кого? (Удава)
«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро...» Чьи это слова? (Винни-Пуха)
Как звали черепаху из сказки «Приключение Буратино» (Тортилла)
Как зовут сказочного героя, у которого большие уши? (Чебурашка)
К кому спешил мамонтёнок? (К маме)
Этот страшный зверь съел сказочную Красную Шапочку вместе с её бабушкой (Волк)
7.Найди свой домик
Слайд 13
8. Чье объявление?
Ребята, мне попала в руки газета, в которой так много объявлений! Но вот беда! Не указано кто же автор этого объявления! Давайте поможем читателям и для каждого объявления найдем его автора. У вас на столах конверты с изображениями животных. Выньте их. Я читаю объявление, а вы поднимаете карточку того животного, кто по вашему мнению является автором. За правильный ответ жетон!
1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)
2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)
3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса)
4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
6. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха.)
9 «Сказочные животные»
1)В кого превратился великан – людоед? (мышь)
2) Кто нес Машу в корзине? (медведь)
3)Кто ходил за молоком? (коза)
5)Кто съел колобка? (лиса)
6)Как звали собаку в сказке «Репка»? (Жучка)
7)Кто разбил золотое яйцо? (мышка)
8)Он выгнал лису из заячьей лубяной избушки. (Петух.)
9)Кто попал под трамвайчик? (зайчик)
10«Назови недостающие имена»
1)Курочка….. (Ряба)
2)Мангуст …… (Рикки-Тикки - Тави)
3)Лиса ….. (Патрикеевна)
4)Черепаха ……(Тортилла)
5)Олененок…. (Бемби)
6)Поросята …. (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)
7)Кот ….. (Матроскин)
8)Медведь … (Винни –Пух)
11. Подведение итогов.
Сегодня все вы были большие молодцы! я вижу вы очень хорошо знаете и домашних и диких животных. А теперь пришло время подсчитать жетончики и получить награды.