Урок русского языка в 9 классе.
Сопутствующее повторение изученных ранее орфограмм: гласные и согласные в приставках.
Оборудование: таблицы-схемы строения сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.
Оформление доски: запись темы урока, таблицы-схемы.
Этапы урока | Цели на каждом этапе | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу | 1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты. 2. Целеполагание и мотивизация -Какова тема урока? - Какова цель урока? - Для чего это надо? | Совместно с учащимися ставит цель, формирует мотивацию. | Записывают число, совместно с учителем ставят цель, формируют мотивацию. |
2. Контроль выполнения домашнего задания. | Активизация деятельности учащихся | Проверка выполнения домашнего задания. (Дети дома писали сочинение-миниатюру “В лесу” с использованием СПП с двумя или несколькими придаточными). | Формулирует цель вместе с ребятами. Слушает, поправляет, помогает. | Формулируют цель вместе с учителем. Читают, слушают, оценивают выступления ребят. |
3. ”Орфографическая пятиминутка” | Мотивация к дальнейшей деятельности. | 1. Словарная диктовка на повторение орфограмм: гласные и согласные в приставках. 2.Орфограммы выделить, объяснить выбор букв. 3. Объяснить значения слов ориентир, ориентироваться. | Диктует словосочетания, оценивает выборочно, слушая. | Пишут, выделяют, самоконтролируют, взаимоконтролируют, самооценивают, объясняют. |
4. Исследование теоретического материала. | Формирование собственной позиции учащихся. | 1. Пользуясь таблицей, у доски отвечают 2 учащихся, рассказывая об основных видах СПП с двумя или несколькими придаточными. 2. Заполнение учащимися сигнальных карточек. | Контролирует выполнение задания, ответы на вопросы, заполнение карточек. | Повторяют теорию, заполняют сигнальные карточки. |
5. Закрепление изученного материала. | Осуществление текущего контроля за содержанием знаний и умственных действий. | 1.Индивидуальная работа учащихся у доски по карточкам (3 учащихся). 2.Остальные записывают под диктовку учителя предложение, выполняют его синтаксический разбор, чертят схему: Я пришел к тихому месту у ручья и услышал, как громко урчит снегирь, как зяблик шуршит, старой листвой. 3.Работа в группах: 1 группа (сильные ученики) выполняет упр. 132, конструируя предложения; 2 группа пишет под диктовку текст, расставляя знаки препинания и составляя схемы предложений: Каждый любит то место, где он родился и вырос, где он впервые пошел в школу. “Вот тут я рос”, - говорим мы. Так начинается любовь к родной природе, к родной стране. | Диктует предложения, оценивает выборочно, слушает, контролирует выполнение. “Тихий” опрос учителем учащихся. | Пишут, читают, отвечают на вопросы, чертят схемы предложений, выполняют разбор, самоконтролируют, оценивают себя и своих товарищей. |
6. Физкультминутка | Снятие усталости, напряжения у учащихся. | Физкультминутка | Проводит физкультминутку. | Выполняют физкультминутку. |
7. Диагностика усвоения темы. | Проверить, достигнуты ли цели урока. | Самостоятельная работа с текстовыми заданиями (тесты прилагаются). | Контролирует выполнение задания, оценивает ответы ребят. | Работают с тестовыми заданиями, читают варианты ответов, объясняют. |
8. Объяснение домашнего задания. | Помочь ученикам преодолеть трудности в выполнении задания. | 1. Упр. 136 (1 часть). | Объясняет, советует, отвечает на вопросы детей. | Слушают, записывают, задают вопросы. |
9. Рефлексия | Выявление плюсов и минусов урока | 1 беседа: что запомнилось на уроке? Кто заслуживает похвалы? Как оцениваешь свою работу на уроке? | Спрашивает, благодарит за работу, хвалит. | Отвечают на вопросы, оценивают, дают самооценку. |