Тема: Последовательное и параллельное соединения проводников.
Цели урока:
Образовательные: формировать умение решать задачи разных типов;
повторить, закрепить знание соотношений для общего значения силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников.
Развивающие: развивать графическую культуру, навыки самостоятельности и творческого мышления, умение слушать, проводить самооценку, взаимооценку деятельности.
Воспитательные: воспитывать уверенность в себе при презентации своих знаний, умений, навыков.
Оборудование: операционная система Windows ХР, презентация.
Ход урока.
I.Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте. Рада вас видеть! Я надеюсь, что вы уже оценили свое эмоциональное состояние. Желаю вам успешного урока! На вас с надеждой смотрят Ампер, Вольта и Ом.
В начале и конце урока!
На предыдущих уроках вы изучали тему «Последовательное и параллельное соединения проводников». Сегодняшний урок посвящен решению задач по изученной теме.
Цель нашего урока: - закрепить знания закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, закрепить умения: читать и составлять электрические схемы, рассчитывать параметры электрических цепей.
И закреплять ваши знания и умения мы будем через решения задач разных типов.
А для успешного решения задач необходимо хорошее знание теории, немного смекалки и простая арифметика.
В конце урока каждый из вас оценит собственную деятельность на уроке и выставит ее за свою работу! Ваши самооценки будут выставлены в журнал и вы докажите ее справедливость при решении заданий контрольной работы.
III . Закрепление знаний.
А)Работа по карточкам: №1. Переведите внесистемные единицы в систему СИ: 1) 2мА, 300кВ, 50МА, 80 мОм, 25 мкА; 2) 370 кВ, 35 мкОм, 400 мВ, 9000 мОм, 600 кА;
№ 2. Какой вид соединения использовался при монтаже электрического освещения кабинета физики? Обоснуйте ваш ответ.
Предполагаемый ответ: Параллельное, так как при выходе из строя одной из ламп, остальные продолжают работать, в этом преимущество параллельного соединения.
№ 3.Вам представлены схемы подключения электроизмерительных приборов. В каком случае приборы подключены верно (неверно) для измерения сопротивления проводника? Объясните свой ответ.
Предполагаемый ответ: Правильное подключение электроизмерительных приборов изображено на рисунке Д, так как амперметр подключается последовательно, а вольтметр – параллельно к тому потребителю, напряжение на котором необходимо измерить.
Б) Работа с классом:1)Используя предложенное оборудование, составьте схему электрической цепи, в которой измеряется полное напряжение на реостате и лампе.
Как следует переместить ползунок реостата, чтобы накал лампы был максимальным?
Предполагаемый ответ: Вправо, так как при этом уменьшится длина проволоки реостата, а следовательно и сопротивление реостата. Общее сопротивление лампы и реостата уменьшится, а накал лампы увеличится, потому что согласно закона Ома, чем меньше сопротивление, тем больше сила тока, следовательно, и накал лампы.
2)Каким должно быть сопротивление резистора, чтобы накал лампы был минимальный?
Предполагаемый ответ: R 1 . Согласно графику зависимости силы тока от напряжения, чем больше сопротивление проводника, при одинаковом напряжении, тем меньше сила тока, а значит и накал лампы. Этому условию отвечает сопротивление R 1.
(Выборочная проверка заданий)
В) Самостоятельная работа учащихся.
Вам представлены условия трех задач в виде электрических схем. Сформулируйте условия и решите задачи.
1.
Самопроверка.
R=R1/3=6,7Ом; U=I*R=6,7 Ом *3A=20B; U1=U2=U3=U=20B;
I1=I2=I3=U1/R1=20B/20Ом=1А
2.
Самопроверка.
R=R1+R2=13Ом; I=I1=I2=U/R=26В/13Ом=2А; U1=I*R1=2А*6Ом=12В; U2=I*R2=2А*7Ом=14В
3.
Самопроверка.
U1=I*R1=60В; U1=U2=U; I2=U/R2 =4А; I1+I2= 10А
IV. Подведение итогов. Рефлексия урока.
Вы знаете пословицу «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет»?
Переведите ее на язык физики, если нужна подсказка, то я готова помочь.
Больший ток пойдет по пути наименьшего сопротивления.
Как вы думаете, мы достигли цели урока?
Какие задания были наиболее интересны?
Какие задания были наиболее трудные?
Оцените собственную деятельность на уроке и поставьте себе самооценку.
Спасибо за урок!
V. Домашнее задание. Повторить §38,39.