СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе по изучению романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована как открытый урок-обобщение после изучения романа Салтыкова-Щедрина "История одного города".

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе по изучению романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"»


Тема: «М.Е. Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальни­ков и проблема народа и власти в романе-летописи»

(Слайд 1);

Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику, рассмотреть содержание отдельных глав, сформировать умение учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (М.Е. Салтыкова-Щедрина) в процессе анализа художественного произведения.

Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти. 
Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество); 
Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности. 

Задачи:

  1. Помочь ученикам осознать, какие пороки власти, государства выявляет Салтыков-Щедрин, какие приемы использует для их разоблачения.

  2. Продолжить обучению анализа эпизода.

  3. Проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Вид урока: лекция, беседа, дискуссия

Обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук; презентация к уроку; мультфильм Валентина Караваева «История одного города. Органчик», 1991 г.

Формы организации познавательной деятельности (включая подготовку к проведению урока): индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические; по степени самостоятельности обучаемых – частично-поисковый.



Ход урока

Я люблю Россию до боли сердечной и

даже не могу помыслить себя где-либо,

кроме России.


М.Е. Салтыков-Щедрин



  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята и гости нашего урока!

У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. 


  1. Мотивация к уроку. Постановка целей и задач урока (Слайд 2-3)


Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин).


- Как вы понимаете слова эпиграфа?

- Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

- Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшний урока? (Ответы учеников).

- Сегодня мы с вами будем говорить о глуповской власти романа Салтыкова-Щедрина «История одного города».

  1. Актуализация знаний

                       Тест по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (Слайд 4-6)

1.      Какой историк не упоминается во вступлении «Истории одного города»?

А) Костомаров; Б) Соловьев; В) Пыпин; Г) Гумилев.

2.      Какому жанру древнерусской литературы уподобляется «История одного города»?

А) житию; Б) военной повести; В) летописи; Г) сказанию.

3.      Как назывался народ, который начал искать себе князя?

А) губошлепы; Б) головотяпы; В) оглоеды; Г) чухонцы.

4.      Как звали старца, который предложил искать князя?

А) Добромысл; Б) Гостомысл; В) Остосмысл; Г) Верносмысл.

5.      Что ел князь, который  назвал народ глуповцами?

А) баранки; Б) пирожки; В) пряники; Г) ватрушки.

6.      Где был построен город Глупов?

А) в лощине; Б) на болотине; В) на холме; Г) у реки.

7.      Чем зарезался вор-новотор, правивший глуповцами?

А) репой; Б) огурцом; В) свеклой; Г) морковью.

8.      С каким словом начались в Глупове исторические времена?

А) Сворую!; Б) Сожгу!; В) Повешу!; Г) Запорю!

9.      Где учился М.Е. Салтыков-Щедрин?

10.  Какой троп широко применялся М.Е. Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»?

- Обменяйтесь тетрадками и проверьте работу соседа, оцените работу соседа. Поставьте оценку.

Ответы:

1 – Г; 2 – В; 3 – Б; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – Г; 9 – в Царскосельском Лицее; 10 – гротеск.


  1. Обобщение и систематизация знаний

История создания (сообщение подготовленного ученика)

Произведение создается писателем на протяжении десятка лет и является результатом его наблюдений в период службы на различных чиновничьих должностях за происходящими в обществе событиями, отразив в содержании романа авторское отношение к злоупотреблениям во всех ветвях власти, взяточничеству и жестокости самодержавного строя.

Первые главы произведения с формировавшимися идеями и замыслом писатель публикует в отечественном литературном издании за год до выхода книги под отдельной редакцией, и они подвергаются жесточайшей цензуре.

Интересным фактом является решение автора изменить название своего произведения, которое изначально именуется как «Глуповский летописец», а в окончательном варианте писатель представляет книгу под названием «История одного города» намного позднее.

Опубликовав роман в виде первого отдельного издания, писатель восстанавливает выкинутые при выпуске первых глав изменения цензуры, тем самым делая содержание романа насыщенным острой сатирой и едкими иносказаниями. Многочисленным изменениям подвергаются взаимоотношения народных масс и руководящих ими градоначальников, характеризующихся автором в более сжатом, четком, выразительном виде. Издание дополняется новой главой («Известие о Двоекурове»), а также писатель меняет в нем очередность изложения глав, которая с момента выхода романа является окончательной, знакомой для современных читателей.

В произведении писатель представляется исключительно в виде издателя, нашедшего, по его словам, старинную летопись, повествующую о жизни вымышленного города Глупова. Содержание романа рассказывает от имени выдуманного летописного старца о причинах происхождения глуповского населения, используя для раскрытия образов методы сатирических зарисовок.

После выхода в свет романа на писателя обрушивается масса критических замечаний и негодований, обвиняющих произведение, якобы не имеющее глубинного замысла и сути литературного своеобразия, в намеренном искажении исторических фактов и моральном издевательстве над народом. 

  1. Словарная работа (Слайд 7-9)

Гротеск (от франц. grotesque — смешной, необычайный) — художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.

Анахронизм (от греч. ana — назад и chronos — время) — отступление от исторической точности в изображении какой-либо эпохи, заключающееся в том, что в качестве действующих лиц одной эпохи в произведении выведены исторические лица, жившие в другое время; герои произведения употребляют слова или используют понятия, неизвестные в изображённую эпоху; описан быт и обстановка, характерные для другого исторического периода, и т. п. Например, в некоторых былинах богатыри идут пить вино «во царёв кабак» — в те времена не было царей.

Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

  1. Физминутка (электронная физминутка для глаз)



  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Что же такое «История одного города» в жанровом отношении? (Слайд 10)

  • Сатира на самодержавие?

  • Величайшая антиутопия на темы российской действительности?

  • Философский роман о парадоксах человеческого существования?

- Перед нами роман исторического плана, гротескный. (Запись в тетрадь)(Слайд 11-13)

  • Главный герой – город Глупов

  • Сюжет – смена правителей

  • Основной художественный прием – гротеск

  • Сам город условен, он то похож на «северную Пальмиру», то на город на семи холмах, как Москва (Р.S. в русской литературе с середины XVIII века Санкт-Петербург стали образно называть «Северной Пальмирой» в честь древнего города Пальмира на территории современной Сирии[)

  1. Работа в группах (Слайд 14)

Ученики приводят примеры смешного и страшного, которые они прочитали.

(Группа, которая выделяет смешное, называет свои эпизоды и даёт их интерпретацию, группа, выявляющая страшное,- свои.)

  • 1 группа – смешные эпизоды

  • 2 группа –страшные эпизоды

Выясняется, что один и тот же эпизод выбран обеими группами

- Как такое могло случиться?

(Ребята вспоминают эпизод с Бородавкиным (глава «Войны за просвещение», когда он вспоминает про инструкцию в самый неподходящий момент, спрашивает про пресловутую горчицу, которая никому не нужна. И ещё смешно, когда он силится делать то, что ему несвойственно: старается убрать «из голоса угрожающие ноты».



Другие ребята отнесли этот эпизод к страшным из-за самой ситуации, в которой происходит диалог Бородавкина с народом: «Ведь у людей дома погибло и всё имущество, а он про горчицу». И ещё ребята отмечают как страшное реакцию обывателей на вопрос про горчицу» «Толпа безмолвно поклонилась до земли». Это страшно, что нет протеста против самодурства.)

И так, разбирая эпизод за эпизодом, ученики приходят к выводу:

Страшное и смешное у Салтыкова не просто рядом, а практически всё смешное страшно. Особенно страшно даже не столько поведение градоначальников, которые унижают, грабят и практически уничтожают народ, а то, что сколько это ни продолжается, всё возвращается на круги своя.



Слайд 15 Вопрос: Салтыков не мог найти выход из создавшейся ситуации или он считал, что выхода и быть не может, что история России движется по кругу?



Слайд 16 Вывод делают школьники: Выхода Салтыков не видел именно потому, что считал принципиально неразрешимой проблему взаимосвязи власти и народа, он видел, что эта власть рождается из народной среды и этим же народом поддерживается, но описывает автор эту действительность с болью в сердце: ощущение собственного бессилия перед этой махиной власти, рождённой всем укладом жизни,- это и есть самое страшное и трагичное в повести.



- Какие наиболее яркие общие черты отличают всех градоначальников, упомянутых в описи?

(Для Салтыкова-Щедрина на первом месте сатира социальная. Автор хотел показать тупость и ограниченность чиновников. Наиболее полно она находит отражение в образах Брудастого Органчика. Он имеет в голове механическое устройство, которое исполняет лишь две пьесы: «не потерплю!» и «разорю!» А для Угрюма-Бурчеева идеал власти – казарма. Он все население разделил на роты и полки).

- Подберите слова, которыми можно охарактеризовать отношение градоначальников к глуповцам.

(Нагнетение страха, жестокость)

- Подберите из следующих глав «Истории одного города» примеры жестокости, самоуправства, произвола, хищничества градоначальников, их насилия над собственным народом.

(Таких примеров в романе очень много. Салтыков-Щедрин стремится дать объяснение произвола, раскрыть природу власти. Одним из наиболее ярких образцов для исследования является глава «Органчик».

- Давайте прочитаем описание Брудастого Дементия Варламовича.

(Выразительное чтение главы).

Одним основных героев творения «История одного города» считается градоначальник Глупово Дементий Варламович Брудастый. Дементий был восьмым градоначальником Глупово. Дементий Брудастый был мрачным и неразговорчивым человеком, одновременно герой был бессердечным и строгим.

Только став градоначальником, герой начал проявлять свою жестокость и избивать ямщиков. Иногда у градоначальника случались приступы ярости. Дементий любил приказывать и распоряжаться. Попав в Глупово, он начал давать указания. Он не выходил из кабинета, лишний раз не пил, и не ел. Градоначальник начал истово заниматься скопившимися делами, касаемо неуплаченных налогов.  Брудастый занимался бумажными делами и почти не разговаривал с глуповцами. При правлении Дементия работа полиции и бюрократов активно развилась. По требованию градоначальника, полицейские и чиновники нападают и избивают жителей, отнимая у них имущество в счет неуплаченных налогов.

Люди начали испытывать страх и ужас перед Брудастым. Жители города перестали смеяться, играть и веселиться. Улицы запустели, люди выходили из дома только о сильной нужде. Суровый градоначальник произносил только «Не потерплю!» и «Разорю!».  Чиновники заметили, что у главы города вместо головы есть оргАн. Дементия Брудастого начали обзывать органчиком.  Брудастый вместо настоящей головы имел оргАн. Как – то раз его голова сломалась, и чиновникам пришлось заказать новый оргАн. Орган чиновники приобрели у мастера в Петербурге. Голову градоначальника нужно было наполнять особой жидкостью. Иначе оргАн был простой оболочкой с отсутствием мозгов.

В это время мастер из Глупово начал исправлять старую голову. В итоге в городке начали работать 2 градоначальника под фамилией Брудастый. Чуть позже обманщиков отстраняют от должности и вывозят из Глупово. Главной правдой является только то, что градоначальники были обманщиками. За ними в Глупово приезжал рассыльный. Они были помещены в емкости со спиртом.

Подобным образом, за счет градоначальника писатель показал, что правители городка являются только пешками, над которыми властвуют подобные отрицательные качества как глупость, предубеждения, косность, злая проницательность. По словам автора, русский народ тоже смог бы жить без подобных руководителей. После того как градоначальник заболел, лишившись головы, в городке настали беспорядки и безвластие. Включив в произведение 2 градоначальников, автор написал, что все правители городка одинаково безличны и ничтожны, также ужасны.


Слайды 17-18

- Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

- На какие события реальной истории России намекает автор?

(В истории поспешного назначения Брудастого на место высланного за невежество голштинского выходца Пфейфера отразился государственный переворот 1762 года: смещение Петра III Екатериной II).

- Какие настроения переживают глуповцы в ожидании нового градоначальника?

(Приподнятое и восторженное настроение, это напоминает о либеральных надеждах русского общества перед приходом к власти Екатерина II).

- Чем же разочаровал жителей новый градоначальник?

(Автор показал отрыв власти от народа, замкнутость в себе самой, благодаря которой она в глазах народа становится таинственной, мистической. Так рождается ореол священного ужаса, окружающий власть. Народ распространяет слухи о вампиризме градоначальников).

- Ребята, оказалось, что двух слов «Не потерплю!» и «Разорю!» оказалось достаточно, чтобы установить порядок. Как это характеризует народ?

Слайд 19. Давайте запишем в тетрадь:

Глуповцы – это русский народ. Щедрин выступил сатириком не только по отношению к чиновникам, но и по отношению к народу. Глуповцы покорны, послушны, слепо любят своих правителей, видят в них благодетелей. По природе своей глуповцы хорошие, но в них есть воспитанная веками привычка рабства, вера в государя, помещика. Эта рабская привычка повиновения и мешает прозрению глуповцев.

Ребята, давайте посмотрим сейчас отрывок из мультфильма Валентина Караваева «История одного города. Органчик», 1991 г.

- Как вы считаете, может ли страх быть надежной основой государственного правления? Как это демонстрирует история Органчика?

(Мы увидели, что на страхе не может быть построена жизнь государства, так как при малейшем сбое, при проявлении властью хоть какой-то человечности или слабости механизмы управления рушатся. Так, улыбка Брудастого в прекрасный весенний день становится началом его катастрофы. При этом народ, отвыкший от самоуправления, впадает в анархию (Анархия - Безначалие, отсутствие организованной власти, приводящее к беспорядку, хаосу)).

- Какие художественные приемы использует автор в рассмотренных эпизодах?

(Запишем в тетрадь! Фантастика и гротеск являются главными средствами сатиры Щедрина, дополняясь такими приемами, как пародия, например пародийные документы в главе «Органчик», анахронизм, ирония).

  1. Итог урока

Ребята, давайте попробуем разобраться, почему Салтыков-Щедрин сказал: «Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывавший романсы «Не потерплю!» и «Разорю», а в том, что есть люди, которых всё существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?»

(Автор подчеркивает реалистический характер своего гротеска: его сатира направлена против уродливых явлений действительности, художественно преувеличенных, но отнюдь не выдуманных.

- Ребята, давайте в заключение урока подытожим характерные черты глуповской власти, порожденные ее механической, антинародной, античеловеческой сущностью.

Окончательным приговором становится история Угрюм-Бурчеева. Сходство с Органчиком не раз отмечается автором: «Он еще не сделал никаких распоряжений, не высказал никаких мыслей, никому не сообщил своих планов, а все уже понимали, что пришел конец».

Вывод. Угрюм-Бурчеев оказался все тем же Органчиком, доведенным до абсурдного логического конца. У Брудастого окрики: «Не потерплю!» и «Разорю» были только угрозой. А Угрюм-Бурчеев осуществляет это на практике, уничтожая Глупов и пытаясь унять реку.

Но автор верит, что искажение человеческой природы не может быть бесконечным. Именно поэтому народ прозревает. И прозрение делает невозможным продолжение глуповской истории в том русле, в котором она текла прежде. Ведь теперь глуповцы не могут быть уже такой же силой, как прежде. Для доказательства мы с вами рассмотрим на следующем уроке образ народа в романе «История одного города».



- Достигли ли мы своих целей урока?

X. Рефлексия. Выставление самооценок за урок

Прием «Три М»

Учащим предлагается назвать три момента, которые у них хорошо получились в процессе урока и предложить одно действия, которое улучшит работу на следующем уроке.

XI. Домашнее задание: проследить поведение глуповцев в главах «Голодный город», «Соломенный город», «Войны за просвещение», «Подтверждение покаяния. Заключение».

Подберите примеры сатирического гротеска в «Истории одного города». (Слайд 22)









































Приложение 1

История создания романа «История одного города»

Произведение создается писателем на протяжении десятка лет и является результатом его наблюдений в период службы на различных чиновничьих должностях за происходящими в обществе событиями, отразив в содержании романа авторское отношение к злоупотреблениям во всех ветвях власти, взяточничеству и жестокости самодержавного строя.

Первые главы произведения с формировавшимися идеями и замыслом писатель публикует в отечественном литературном издании за год до выхода книги под отдельной редакцией, и они подвергаются жесточайшей цензуре.

Интересным фактом является решение автора изменить название своего произведения, которое изначально именуется как «Глуповский летописец», а в окончательном варианте писатель представляет книгу под названием «История одного города» намного позднее.

Опубликовав роман в виде первого отдельного издания, писатель восстанавливает выкинутые при выпуске первых глав изменения цензуры, тем самым делая содержание романа насыщенным острой сатирой и едкими иносказаниями. Многочисленным изменениям подвергаются взаимоотношения народных масс и руководящих ими градоначальников, характеризующихся автором в более сжатом, четком, выразительном виде. Издание дополняется новой главой («Известие о Двоекурове»), а также писатель меняет в нем очередность изложения глав, которая с момента выхода романа является окончательной, знакомой для современных читателей.

В произведении писатель представляется исключительно в виде издателя, нашедшего, по его словам, старинную летопись, повествующую о жизни вымышленного города Глупова. Содержание романа рассказывает от имени выдуманного летописного старца о причинах происхождения глуповского населения, используя для раскрытия образов методы сатирических зарисовок.

После выхода в свет романа на писателя обрушивается масса критических замечаний и негодований, обвиняющих произведение, якобы не имеющее глубинного замысла и сути литературного своеобразия, в намеренном искажении исторических фактов и моральном издевательстве над народом. 
















Словарная работа

Гротеск (от франц. grotesque — смешной, необычайный) — художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.

Анахронизм (от греч. ana — назад и chronos — время) — отступление от исторической точности в изображении какой-либо эпохи, заключающееся в том, что в качестве действующих лиц одной эпохи в произведении выведены исторические лица, жившие в другое время; герои произведения употребляют слова или используют понятия, неизвестные в изображённую эпоху; описан быт и обстановка, характерные для другого исторического периода, и т. п. Например, в некоторых былинах богатыри идут пить вино «во царёв кабак» — в те времена не было царей.

Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.



























(Выразительное чтение главы)

Одним основных героев творения «История одного города» считается градоначальник Глупово Дементий Варламович Брудастый. Дементий был восьмым градоначальником Глупово. Дементий Брудастый был мрачным и неразговорчивым человеком, одновременно герой был бессердечным и строгим.

Только став градоначальником, герой начал проявлять свою жестокость и избивать ямщиков. Иногда у градоначальника случались приступы ярости. Дементий любил приказывать и распоряжаться. Попав в Глупово, он начал давать указания. Он не выходил из кабинета, лишний раз не пил, и не ел. Градоначальник начал истово заниматься скопившимися делами, касаемо неуплаченных налогов.  Брудастый занимался бумажными делами и почти не разговаривал с глуповцами. При правлении Дементия работа полиции и бюрократов активно развилась. По требованию градоначальника, полицейские и чиновники нападают и избивают жителей, отнимая у них имущество в счет неуплаченных налогов.

Люди начали испытывать страх и ужас перед Брудастым. Жители города перестали смеяться, играть и веселиться. Улицы запустели, люди выходили из дома только о сильной нужде. Суровый градоначальник произносил только «Не потерплю!» и «Разорю!».  Чиновники заметили, что у главы города вместо головы есть оргАн. Дементия Брудастого начали обзывать органчиком.  Брудастый вместо настоящей головы имел оргАн. Как – то раз его голова сломалась, и чиновникам пришлось заказать новый оргАн. Орган чиновники приобрели у мастера в Петербурге. Голову градоначальника нужно было наполнять особой жидкостью. Иначе оргАн был простой оболочкой с отсутствием мозгов.

В это время мастер из Глупово начал исправлять старую голову. В итоге в городке начали работать 2 градоначальника под фамилией Брудастый. Чуть позже обманщиков отстраняют от должности и вывозят из Глупово. Главной правдой является только то, что градоначальники были обманщиками. За ними в Глупово приезжал рассыльный. Они были помещены в емкости со спиртом.

Подобным образом, за счет градоначальника писатель показал, что правители городка являются только пешками, над которыми властвуют подобные отрицательные качества как глупость, предубеждения, косность, злая проницательность. По словам автора, русский народ тоже смог бы жить без подобных руководителей. После того как градоначальник заболел, лишившись головы, в городке настали беспорядки и безвластие. Включив в произведение 2 градоначальников, автор написал, что все правители городка одинаково безличны и ничтожны, также ужасны.










Лист самооценки своей деятельности

Фамилия И. ________________ 8 класс Дата ___________________

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

1

Работа с эпиграфом (1 балл)



2

Постановка целей и задач урока (1 бал л)



3

Тест (от 1 до 5 баллов)



4

Ответы на вопросы (за 1 вопрос – 1 балл)



5

Работа в группе (1 пример из текста 1 балл)



6

Выразительное чтение главы (1 балл)



7

Поиск информации из главы (1 балл)




Итого





Лист самооценки своей деятельности

Фамилия И. ________________ 8 класс Дата ___________________

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

1

Работа с эпиграфом (1 балл)



2

Постановка целей и задач урока (1 бал л)



3

Тест (от 1 до 5 баллов)



4

Ответы на вопросы (за 1 вопрос – 1 балл)



5

Работа в группе (1 пример из текста 1 балл)



6

Выразительное чтение главы (1 балл)



7

Поиск информации из главы (1 балл)




Итого







16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!