СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе. Н и НН в суффиксах прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  Урок объяснения нового материала.

Цель деятельности учителя:

Выяснить условия написания н и нн в суффиксах прилагательных; научить владеть способом выбора н и нн в суффиксах прилагательных; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе. Н и НН в суффиксах прилагательных.»

Вахрушева Светлана Михайловна

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение (интернат)
«Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус»

Учитель

Русский язык

6 класс


Урок № 108-109. Н и НН в суффиксах прилагательных.

Цель деятельности учителя

Выяснить условия написания н и нн в суффиксах прилагательных; научить владеть способом выбора н и нн в суффиксах прилагательных; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные ( объём освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарём.

Метапредметные ( компоненты культурно-компетентностного опыта): способность осознания целей

учебной деятельности и умение их пояснять; поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

www.uroki.net www.zavuch.info www.intergu.ru

Оборудование

Компьютер, экран; доска.

Наглядно-демонстрационный материал

Модели, кроссворд, рисунки с деревьями, листы с диктантом « Проверь себя».

Основные понятия

Суффикс, орфограмма-буква.


Организационная структура урока


Этапы

урока

Обучающие и развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая

деятельность

учащихся

Формы органи-зации

взаимо-действия

Формируемые

умения (УУД)

Промежу-точный

контроль

1.Моти-

вация к учебной

деятель-

ности

Эмоциональ-ная, психоло-

гическая и

мотивацион-ная подготов-ка учащихся к усвоению

изучаемого

материала

Вступительное слово (составляется учителем)

.а) После этого учащимся дано задание - выполнить морфемный разбор слов, записанных на доске: истинный, бездонный, стеклянный, ветреный, песчаный, безветренный, масляный, ржаной, воробьиный, станционный.




Слушают учите-ля, участвуют в диалоге. Разме-

щают учебные

материалы на рабочем месте, демонстрируют

готовность к уроку



Фрон-таль-ная

Познавательные: понимают познавательную

задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: ра

ботают в парах ( обме-

ниваются мнениями, аргументируют свою точку зрения, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей).

Проверка выполнен-

ного морфемного

разбора.






2.Актуализа-

ция и проб-ное учебное

действие.



3.Выявление места и при-

чины затруднения.


Воспроизве-дение ранее изученного, установление преемствен-ных связей и новых знаний и применение их в новых ситуациях.


б) Какие слова соответствуют схеме? Какие не подходят?

При помощи каких суффиксов образованы прилагательные?

( При помощи суффиксов –онн-, -енн-,

-ен-, -ан-, -ян-, -янн-, -ин-, -н-.)

По какому признаку можно сгруппиро-вать эти слова?


Обдумывают от-

веты на вопро-

сы, участвуют в

диалоге с учителем, понимают, что

у них недостаточно знаний для полных ответов

Фрон-таль-ная, инди-виду-

альная

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Устные ответы

4.Целепо-лагание и построе-ние проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.






















Физкульт-

минутка

– С какой проблемой мы столкнулись?

( В суффиксах прилагательных пишутся Н и НН.)

Значит, тема нашего урока – « Н и НН в суффиксах прилагательных».


– Эту орфограмму мы ещё не знаем. Должны узнать? Для этого исследуем словосочетания. Образуйте от существительных, данных в скобках, прилагательные с помощью суффиксов, о которых мы узнали. Запишите в два столбика, где, на ваш взгляд, надо Н или НН:

( Листва) лес, (тополь) пух, ( лекция) зал, (серебро) ложка, ( ветер) день, ( дерево) посуда, (ураган) ветер, ( кожа) перчатки.


Получившаяся запись:

лиственный лес, тополиный пух, лекционный зал, деревянная посуда, серебряная ложка, ветреный день, ураганный ветер, кожаные перчатки.


– Проверим, что получилось. ( Проверка.)

А как вы думаете, почему в слове СЕРЕБРЯНЫЙ – Н, а в слове ДЕРЕВЯННЫЙ – НН? Может, мы ошиблись? Обратимся к словарю и проверим. ( Работа со словарём,чтение словарных статей).


Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.


Мы играем целый день,

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Всё за нами повторяй.

Мы поднимем руки вверх,

Сразу станем выше всех.

Опускаем руки вниз.

Ниже, ниже наклонись.


Формулируют цель учебной деятельность в диалоге с учителем.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока.

























Выполняют движения в соответствии с текстом

Фрон-таль-ная,индиви-дуаль-ная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Выполня-ют задание



















Проверка выполненного задания.



Аргумен-тируют собст-венную точку зрения, задают вопросы для уточнения информа-ции

5.Творчес-

кая практи-

ческая деятель-

ность по реа

лизации по-

строенного

проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащих-ся.

Обсуждение результатов исследова-тельского проекта, выполнен-ного учащимися

– С какой проблемой мы столкнулись?

( От чего зависит выбор Н и НН в суффиксах прилагательных.)

– Попробуем построить модель. Может, она поможет ответить на наш вопрос.

( Работа в группах над моделью, обсуждение.)




МОДЕЛЬ

Если:

1)–ИН-, -АН-, -ЯН - Н

исключения: стеклянный, деревянный, оловянный

2)Н+Н

Если –ОНН- или –ЕНН - → НН

исключение: ветреный

–Теперь попробуем сформулировать правило.

Но есть уже правило в русском языку. Обратимся к учебнику, прочитаем.

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы в группах по заданию исследования. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Инди-видуа-

льная,

парная, груп-повая

Познавательные: аргументируют точку зрения своей группы и свою собственную, слушают других, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника, рабочих тетрадей, в созданных схемах.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы


6.Первичное закрепление с коммен-тирова-нием во

внешней речи.















7.Выпол-нение практи-

ческого задания. Проверка.























































8.Обоб-щение получен-ных на уроке знаний

Обобщение и системати-

зация знаний, формирова-

ние рацио-

нальных способов примене-

ния их на практике.

Составле-

ние связных рассказов об изучен-

ных нормах, подбор примеров, иллюстри-

рующих природу изучаемого языкового явления, письмен-ные работы

− Проверим, будет ли работать наша модель? А для этого «соберём листья» с деревьев и решим кроссворд.


1.« Соберём листья» с деревьев. Один ученик «собирает» те листья, на которых записаны прилагательные с Н, а другой − с НН (орфограммы нужно вставить, используя новое правило).

Слова на «листьях»: ветре(н,нн)ый, тыкве(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, дли(н,нн)ый, революцио(н,нн)ый, станцио(н,нн)ый, клюкве(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый, листве(н,нн)ый, деревя(н,нн)ый, кожа(н,нн)ый, гуси(н,нн)ый, лебеди(н,нн)ый, масля(н,нн)ый, стекля(н,нн)ый, румя(н,нн)ый, каме(н,нн)ый, дли(н,нн)ый.



2. − А теперь решим кроссворд (кроссворд распечатан на листах; работа выполняется в парах).

Кроссворд.

По горизонтали:

3.Нос стальной, хвост…(загадка).

4.Медаль за второе место в соревнованиях.

5.Буратино −…мальчик.

7.Сказочное существо, живущее в воде.

По вертикали:

1.Повесть-сказка Астрид Лингрен « Пеппи - …чулок».

2.Это прилагательное есть в названии Г.Х.Андерсена « Стойкий …. Солдатик».

4.Сделанный из стекла.

6.Детские соревнования по футболу на приз « … мяч».


- Нами проделана большая исследовательская работа. Мы узнали, от чего зависит выбор Н и НН в суффиксах прилагательных, построили модель и убедились, что она работает. А теперь проверим, как каждый из вас усвоил орфограмму урока. Для этого выполните диктант «Проверь себя», выберите нужную орфограмму и обозначьте условия выбора.

Диктант « Проверь себя».

1.Лебеди(н,нн)ый стон нарушает покой болот, в серебря(н,нн)ые трубы трубят журавли.

2.Я знал, что большая волна выносит на берег це(н,нн)ые камешки, и терпеливо обследовал песча(н,нн)ую отмель. 3.Отовсюду ползли безжизне(н,нн)ые чёрные зимние сумерки, заволакивали пусты(н,нн)ый берег.

4.Наш старый деревя(н,нн)ый дом полон таинстве(н,нн)ых звуков.

5. На со(н,нн)ые громады гор спустился тревожный ветре(н,нн)ый вечер.


После выполнения работы – взаимопроверка.


















































































Выполняют самостоя-тельную работу на листочках


Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участ- вовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.





Письмен-ная работа

















Решение кроссвор-да
























































Письмен-ная работа.

Оценива-ние выпол-ненной работы

9.Рефлек-сия учебной дея-

тельнос-ти на уроке (итог урока).

Заключи-тельная беседа по вопросам.

Запись домашнего задания.

--Что нового узнали на уроке?

--Какие трудности появлялись у вас в процессе работы? Как вы их преодолевали?

--А теперь запишите творческое домашнее задание: написать историю (сказку, детектив) о том, как появились прилагательные-исключения.

Определяют своё эмоцио-

нальное состояние на уроке


Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные:

оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!