СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок в 5 классе по теме: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  на –ия, -ий, -ие.

ЦЕЛИ:

  • создать условия для усвоения учащимися правописания гласных в падежных окончаниях существительных  на –ия, -ий, -ие;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, память;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
  • воспитывать интерес к предмету;

 Оборудование:  презентация

 

ТИП УРОКА: комбинированный

ВИД УРОКА: урок практикум

ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент.

         Прозвенел звонок.           Начинается урок.           Он пойдёт, ребята, впрок,          Постарайтесь всё понять,          Будем правильно писать.

Сегодня мы с вам закрепим наши знания по теме «Имя существительное», а также познакомимся с “Правописанием безударных падежных окончаний имён существительных на –--ия, -ий, -ие ”.  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

III. Актуализация опорных знаний.

 

 1. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

−Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

    --- Рассказать о том, какие бывают части речи, привести примеры.

 

 2. Прослушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»

     Всему название дано-                       И все, что может видеть глаз-

     И зверю, и предмету,                        Над нами и под нами,-

     Вещей вокруг полным-полно,         И все, что в памяти у нас,-

     А безымянных – нету!                      Означено словами

 

 3.  Приведите примеры слов, которые дают названия

1-й ряд- зверям,

2-й ряд- предметам,

3-й ряд- вещам.

- К какой части речи относятся эти слова?

 

 Учитель: - Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажете свои знания.

 

 Каверза: - Ох, все – то они знают. Так я  вам и поверили.(Появляется Каверза)

 

 Учитель:- А вы кто?

 

 Каверза: - Кто я? Я Каверза. А эти ребята ничего не знают. Я вам докажу.

--Что такое имя существительное?

 

Учитель: - Ну что, Каверза, убедили тебя ребята?

 

 Каверза: - Подумаешь, я не верю и проверю.

 

Учитель: - Расскажите, что вы еще знаете об имени существительном?

 Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

 Приведите примеры.

 

Каверза: - А вот у меня тут в сумочке есть кое-что./Достает яблоко, апельсин и грушу/ Отгадайте, чем они отличаются. /Ребята отвечают, что у них разный род.

 

 Учитель:- Что вам еще известно о существительных?

 

 Ученики: - А еще они относятся к 3 склонениям.

 

 Склонения: - Ой, это про нас./Выбегают к доске 3 ученика, исполняющие роль склонений/

 

 1 скл:. - Я самое главное склонение, потому что первое! Со мной дружат  существительные мужского и женского рода.

 2 скл.: - Подумаешь первое! Вот как красиво написано мое склонение. Ну и что! И со мной дружат существительные мужского рода, а еще среднего.

 1 скл.: - Зато нет женского.

 3 скл.: - Ой, женский род мой самый любимый.

 2 скл: - И всего-то один женский.

 

 Каверза: - Назвать-то они назвали, а определять не умеют. Вот тут у меня есть тетрадочка, пусть запишут правильно слова по склонениям../ Подает учителю листок со словами, которые нужно записать на доске в 3 столбика.

 

 Учитель: - Да, очень трудные слова придумала Каверза.

 Окрестность, брошюра, трамвай, местность, прорубь, программа, аллея, иней, правило, объем, температура, медаль, отрасль, расчет, газета.

 

 Каверза:- Ой, какие умные!

 

 Учитель: - Что еще вам известно об имени существительном?/ / Ответ учеников: изменяются по падежам и числам.

 

Каверза: - А умеют они правильно писать безударные окончания существительных? Проверим! А ну напишите:

         Жаворонок

На солнц… темный лес задел,

В долин… пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазур… жаворонок звонкий.

         Он голосисто с вышины

 Поет, на солнышк… сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

 Я здесь пою приход весны ».

  В.А. Жуковский

 

 Задание. Записать и объяснить правописание окончаний.

 

 Учитель: - А вот у меня есть стихотворение А.Фета, в котором нет ни одного глагола, ну-ка, Каверза, найди в нем существительные

 Шепот, робкое дыханье,

 Трели соловья,

 Серебро и колыханье

 Сонного ручья,

 Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

 Ряд волшебных изменений милого лица,

 В дымных тучках пурпур розы,

 Отблеск янтаря,

 И лобзания, и слезы,

 И заря, заря!..

А.Фет

Каверза: -Да наши ребята – молодцы, и они будут очень старательно изучать имена существительные. Каверза превращается в ученицу

 

 Учитель.- Давайте откроем с.214 в учебнике и поведем исследование, какие окончания пишутся у существительных –ия, -ий, -ие.

 

IY. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

  1. Знакомство с правилом- с.214
  2.  Составление таблицы

 

ж. р  -  -ия

м. р  - ий

ср. р

армия, Мария

санаторий, лекторий

решение, произведение

Р.п.   -ии

 

 

Д.п   -ии

 

 

П.п   -ии

П.п.  -ии

П.п.  -  ии

 

Y. Физкультминутка.

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

 

YI. Систематизация и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.

1.Упражнение 536 –

2.Работа с текстом. Упражнение 537

3.  Упражнение 544

 

YII.Итог урока

YIII. Домашнее задание. Упражнение 539, п.97

 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.»


ТЕМА: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.


ЦЕЛИ:

  • создать условия для усвоения учащимися правописания гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, память;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

  • воспитывать интерес к предмету;

Оборудование: презентация


ТИП УРОКА: комбинированный

ВИД УРОКА: урок практикум

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.

Сегодня мы с вам закрепим наши знания по теме «Имя существительное», а также познакомимся с “Правописанием безударных падежных окончаний имён существительных на –--ия, -ий, -ие ”. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

III. Актуализация опорных знаний.


1. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

  • Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

--- Рассказать о том, какие бывают части речи, привести примеры.


2. Прослушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»

Всему название дано- И все, что может видеть глаз-

И зверю, и предмету, Над нами и под нами,-

Вещей вокруг полным-полно, И все, что в памяти у нас,-

А безымянных – нету! Означено словами


3. Приведите примеры слов, которые дают названия

1-й ряд- зверям,

2-й ряд- предметам,

3-й ряд- вещам.

- К какой части речи относятся эти слова?


Учитель: - Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажете свои знания.


Каверза: - Ох, все – то они знают. Так я вам и поверили.(Появляется Каверза)


Учитель:- А вы кто?


Каверза: - Кто я? Я Каверза. А эти ребята ничего не знают. Я вам докажу.

--Что такое имя существительное?


Учитель: - Ну что, Каверза, убедили тебя ребята?


Каверза: - Подумаешь, я не верю и проверю.


Учитель: - Расскажите, что вы еще знаете об имени существительном?

Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

Приведите примеры.


Каверза: - А вот у меня тут в сумочке есть кое-что./Достает яблоко, апельсин и грушу/ Отгадайте, чем они отличаются. /Ребята отвечают, что у них разный род.


Учитель:- Что вам еще известно о существительных?


Ученики: - А еще они относятся к 3 склонениям.


Склонения: - Ой, это про нас./Выбегают к доске 3 ученика, исполняющие роль склонений/


1 скл:. - Я самое главное склонение, потому что первое! Со мной дружат существительные мужского и женского рода.

2 скл.: - Подумаешь первое! Вот как красиво написано мое склонение. Ну и что! И со мной дружат существительные мужского рода, а еще среднего.

1 скл.: - Зато нет женского.

3 скл.: - Ой, женский род мой самый любимый.

2 скл: - И всего-то один женский.


Каверза: - Назвать-то они назвали, а определять не умеют. Вот тут у меня есть тетрадочка, пусть запишут правильно слова по склонениям../ Подает учителю листок со словами, которые нужно записать на доске в 3 столбика.

Учитель: - Да, очень трудные слова придумала Каверза.

Окрестность, брошюра, трамвай, местность, прорубь, программа, аллея, иней, правило, объем, температура, медаль, отрасль, расчет, газета.


Каверза:- Ой, какие умные!

Учитель: - Что еще вам известно об имени существительном?/ / Ответ учеников: изменяются по падежам и числам.


Каверза: - А умеют они правильно писать безударные окончания существительных? Проверим! А ну напишите:

Жаворонок

На солнц… темный лес задел,

В долин… пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазур… жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышк… сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны ».

В.А. Жуковский


Задание. Записать и объяснить правописание окончаний.


Учитель: - А вот у меня есть стихотворение А.Фета, в котором нет ни одного глагола, ну-ка, Каверза, найди в нем существительные

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А.Фет

Каверза: -Да наши ребята – молодцы, и они будут очень старательно изучать имена существительные. Каверза превращается в ученицу


Учитель.- Давайте откроем с.214 в учебнике и поведем исследование, какие окончания пишутся у существительных –ия, -ий, -ие.


IY. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

    1. Знакомство с правилом- с.214

    2. Составление таблицы


ж. р - -ия

м. р - ий

ср. р

армия, Мария

санаторий, лекторий

решение, произведение

Р.п. -ии



Д.п -ии



П.п -ии

П.п. -ии

П.п. - ии


Y. Физкультминутка.

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.


YI. Систематизация и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.

      1. Упражнение 536 –

      2. Работа с текстом. Упражнение 537

      3. Упражнение 544


YII.Итог урока

YIII. Домашнее задание. Упражнение 539, п.97


  1.  Озаглавьте текст.

  2.  Определите тип речи.

  3.  Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.

  4. Укажите имена собственные и собственные наименования.

  5. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении, составьте схему.

  6. На основании данного текста составьте рассуждение на тему «Собака – лучший друг человека»


                                     

Уровень 3

         Кто из нас в детстве не мечтал о собак…, ласковом существ..  с  преданными глазами, которое способно разделить радость, не бросит в трудной  ситуаци... ?

       Собака сопровождает человека на протяжени..   многих тысячелетий.

       Помогая людям, наши четвероногие друзья                                  проявляют чудеса храброст.., сообразительност.., выносливост.. .                                                                                                В годы Великой Отечественной войны в Советской Арми..  служило около 70 тысяч собак, которые спасали раненых, выполняли  работу  связистов, часовых.   Неся  на  себе  взрывчатку,  собаки бросались под фашистскую технику.  В  битв.. под Сталинградом  псы сожгли 63 немецких танка.

      И сейчас собаки исправно несут военную службу, работают на таможн.., в милици...

     Наши четырехлапые помощники первыми побывали в космическом пространств.. .

     Великолепное чутье собак все чаще используется для диагностик… больных.

     Псы работают поводырями, облегчая жизнь незрячим людям.

    О самоотверженност.., смелост..   и уме псов слагают  легенды. Данью собачьей верност.. стал миф о псе Арго – он много лет терпеливо ждал Одиссея и умер от радост.., когда тот вернулся.

     О благодарност..  людей за преданность и безупречную службу свидетельствуют памятники, установленные собакам. Есть они и в Росси.. . В 2003 году в Тольятти был открыт памятник псу, который до самой смерт..  ждал погибших хозяев на мест.. авари.. .

       Замечательные писатели: А.П.Чехов, И.С.Тургенев, Л.Андреев, Г.Н.Троепольский, А.И.Куприн – создали трогательные произведения о жизн..  собак.

 Диктант «Пишу на 5»

А.П. Чехов был страстным путешественником и к тридцати годам побывал и на Цейлоне, и в Индии, и в Турции, и в Италии, и на Дальнем Востоке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!