ТЕМА: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.
ЦЕЛИ:
создать условия для усвоения учащимися правописания гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, память;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
воспитывать интерес к предмету;
Оборудование: презентация
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок практикум
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.
Сегодня мы с вам закрепим наши знания по теме «Имя существительное», а также познакомимся с “Правописанием безударных падежных окончаний имён существительных на –--ия, -ий, -ие ”. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
III. Актуализация опорных знаний.
1. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Дети. Мы узнаем что-то новое.
У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.
--- Рассказать о том, какие бывают части речи, привести примеры.
2. Прослушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»
Всему название дано- И все, что может видеть глаз-
И зверю, и предмету, Над нами и под нами,-
Вещей вокруг полным-полно, И все, что в памяти у нас,-
А безымянных – нету! Означено словами
3. Приведите примеры слов, которые дают названия
1-й ряд- зверям,
2-й ряд- предметам,
3-й ряд- вещам.
- К какой части речи относятся эти слова?
Учитель: - Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажете свои знания.
Каверза: - Ох, все – то они знают. Так я вам и поверили.(Появляется Каверза)
Учитель:- А вы кто?
Каверза: - Кто я? Я Каверза. А эти ребята ничего не знают. Я вам докажу.
--Что такое имя существительное?
Учитель: - Ну что, Каверза, убедили тебя ребята?
Каверза: - Подумаешь, я не верю и проверю.
Учитель: - Расскажите, что вы еще знаете об имени существительном?
Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
Приведите примеры.
Каверза: - А вот у меня тут в сумочке есть кое-что./Достает яблоко, апельсин и грушу/ Отгадайте, чем они отличаются. /Ребята отвечают, что у них разный род.
Учитель:- Что вам еще известно о существительных?
Ученики: - А еще они относятся к 3 склонениям.
Склонения: - Ой, это про нас./Выбегают к доске 3 ученика, исполняющие роль склонений/
1 скл:. - Я самое главное склонение, потому что первое! Со мной дружат существительные мужского и женского рода.
2 скл.: - Подумаешь первое! Вот как красиво написано мое склонение. Ну и что! И со мной дружат существительные мужского рода, а еще среднего.
1 скл.: - Зато нет женского.
3 скл.: - Ой, женский род мой самый любимый.
2 скл: - И всего-то один женский.
Каверза: - Назвать-то они назвали, а определять не умеют. Вот тут у меня есть тетрадочка, пусть запишут правильно слова по склонениям../ Подает учителю листок со словами, которые нужно записать на доске в 3 столбика.
Учитель: - Да, очень трудные слова придумала Каверза.
Окрестность, брошюра, трамвай, местность, прорубь, программа, аллея, иней, правило, объем, температура, медаль, отрасль, расчет, газета.
Каверза:- Ой, какие умные!
Учитель: - Что еще вам известно об имени существительном?/ / Ответ учеников: изменяются по падежам и числам.
Каверза: - А умеют они правильно писать безударные окончания существительных? Проверим! А ну напишите:
Жаворонок
На солнц… темный лес задел,
В долин… пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазур… жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышк… сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны ».
В.А. Жуковский
Задание. Записать и объяснить правописание окончаний.
Учитель: - А вот у меня есть стихотворение А.Фета, в котором нет ни одного глагола, ну-ка, Каверза, найди в нем существительные
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А.Фет
Каверза: -Да наши ребята – молодцы, и они будут очень старательно изучать имена существительные. Каверза превращается в ученицу
Учитель.- Давайте откроем с.214 в учебнике и поведем исследование, какие окончания пишутся у существительных –ия, -ий, -ие.
IY. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
Знакомство с правилом- с.214
Составление таблицы
ж. р - -ия | м. р - ий | ср. р |
армия, Мария | санаторий, лекторий | решение, произведение |
Р.п. -ии | | |
Д.п -ии | | |
П.п -ии | П.п. -ии | П.п. - ии |
Y. Физкультминутка.
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
YI. Систематизация и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
Упражнение 536 –
Работа с текстом. Упражнение 537
Упражнение 544
YII.Итог урока
YIII. Домашнее задание. Упражнение 539, п.97
Озаглавьте текст.
Определите тип речи.
Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.
Укажите имена собственные и собственные наименования.
Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении, составьте схему.
На основании данного текста составьте рассуждение на тему «Собака – лучший друг человека»
Уровень 3
Кто из нас в детстве не мечтал о собак…, ласковом существ.. с преданными глазами, которое способно разделить радость, не бросит в трудной ситуаци... ?
Собака сопровождает человека на протяжени.. многих тысячелетий.
Помогая людям, наши четвероногие друзья проявляют чудеса храброст.., сообразительност.., выносливост.. . В годы Великой Отечественной войны в Советской Арми.. служило около 70 тысяч собак, которые спасали раненых, выполняли работу связистов, часовых. Неся на себе взрывчатку, собаки бросались под фашистскую технику. В битв.. под Сталинградом псы сожгли 63 немецких танка.
И сейчас собаки исправно несут военную службу, работают на таможн.., в милици...
Наши четырехлапые помощники первыми побывали в космическом пространств.. .
Великолепное чутье собак все чаще используется для диагностик… больных.
Псы работают поводырями, облегчая жизнь незрячим людям.
О самоотверженност.., смелост.. и уме псов слагают легенды. Данью собачьей верност.. стал миф о псе Арго – он много лет терпеливо ждал Одиссея и умер от радост.., когда тот вернулся.
О благодарност.. людей за преданность и безупречную службу свидетельствуют памятники, установленные собакам. Есть они и в Росси.. . В 2003 году в Тольятти был открыт памятник псу, который до самой смерт.. ждал погибших хозяев на мест.. авари.. .
Замечательные писатели: А.П.Чехов, И.С.Тургенев, Л.Андреев, Г.Н.Троепольский, А.И.Куприн – создали трогательные произведения о жизн.. собак.
Диктант «Пишу на 5»
А.П. Чехов был страстным путешественником и к тридцати годам побывал и на Цейлоне, и в Индии, и в Турции, и в Италии, и на Дальнем Востоке.