СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "Антоний Погорельский. Нравоучительность сказки "Чёрная курица, или подземные жители"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему: "Антоний Погорельский. Нравоучительность сказки "Чёрная курица, или подземные жители"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "Антоний Погорельский. Нравоучительность сказки "Чёрная курица, или подземные жители"»

Класс: 5

Дата:

Тема: «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Цель: показать, в чем заключается нравоучительный смысл сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»; расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.

Задачи:

Обучающие: способствовать формированию умений читать, комментировать и анализировать художественный текст; обучать представлению собственных оценок и суждений по поводу прочитанного

Развивающие: развивать использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Воспитательные: формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний.

Мы продолжаем работу по сказке А.Погорельского “Чёрная курица”. И теперь нам предстоит с вами дать ответ на вопросы: “Каковы главные уроки сказки? Следует ли автор принципу русских народных сказок заканчивать произведение победой добра над злом”.

3. Работа над изученным материалом.

Беседа с учащимися.

- Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?

Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.

(работа в парах, обсуждение, выписывание на доску).

- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(Не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся).

- Почему изменилось отношение детей к Алёше? (Стал гордым, высокомерным, заносчивым).

- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша? (Он потерял волшебное зёрнышко).

Выразительное чтение эпизода “Потеря конопляного зёрнышка”. Стр.140. («На следующий день…»)

- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок? (Навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания).

- А для нас с вами это урок?

- Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?

- Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика? (Хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным).

- Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”? К чему привела неблагодарность Алёшу? (Он предал маленьких жителей).

- Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”? (Легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).

Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.с.144 ( когда поутру….)

– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода? Можем ли мы эти слова взять в качестве эпиграф к уроку?

(«Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло». Надо развивать таланты, данные нам. Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши).

- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз? (Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).

- Если так трагично заканчивается сказка: Жители подземного королевства ушли - Алёша наказан - предательство,то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом? (Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).

- Встречали ли мы в какой-нибудь сказке подобное зло? (Нет. В фольклорных сказках зло олицетворено или опредмечено: Баба Яга, Змей Горыныч).

- Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?

- Что победило?

- Сформулируйте, пожалуйста, тему, идею сказки (Запись в тетрадь).

Тема: борьба добра со злом.

Идея: показать разрушительную силу порочного зла в человеке.

4. Обобщение и систематизация знаний. Фронтальный опрос.

-Какие уроки вы можете извлечь из проанализированной сказки?

-Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?

5. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы увидели, как вслед за Пушкиным и Жуковским русские писатели «осваивали» жанровые особенности сказки, еще раз убедились в том, что русский фольклор был одним из тех источников, к которым обращалась русская литература. Теперь вы знаете, зачем, почему и как в художественном тексте сохраняется культурное наследство.

6. Домашнее задание.

- В течение двух часов мы говорили с вами об уроках, которые получил Алёша.

А дома вы напишите сочинение-миниатюру: «Актуальность сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!