СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10-м классе "Изобразительно-выразительные средства"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10-м классе "Изобразительно-выразительные средства"»

     Выразительность русской речи Из опыта работы учителя русского языка и литературы Барановской И.Б

Выразительность русской речи

Из опыта работы

учителя русского языка

и литературы

Барановской И.Б

Цели занятия 1) Обобщить знания о различных изобразительных средствах. 2) Уметь находить их в тексте. 3) Уметь пользоваться этими средствами в речи.

Цели занятия

1) Обобщить знания о различных изобразительных средствах.

2) Уметь находить их в тексте.

3) Уметь пользоваться этими средствами в речи.

Для выполнения анализа выразительного текста надо:  знать  уметь что такое выразительность речи;  с помощью каких средств достигается выразительность речи;  какими выразительными возможностями располагают русская фонетика, лексика, фразеология, грамматика;  что такое тропы речи и каковы их основные виды;  что такое фигуры речи и каковы их виды. понимать авторский текст;  различать информативную и выразительную функцию языковых единиц;  давать оценку выразительности текста и находить в нем те средства, которые способствуют наиболее точной, яркой, образной передаче автором мыслей и чувств;  понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте;  правильно идентифицировать и называть фигуры и тропы речи, иные средства выразительности .

Для выполнения анализа выразительного текста надо:

знать

уметь

  • что такое выразительность речи;
  • с помощью каких средств достигается выразительность речи;
  • какими выразительными возможностями располагают русская фонетика, лексика, фразеология, грамматика;
  • что такое тропы речи и каковы их основные виды;
  • что такое фигуры речи и каковы их виды.
  • понимать авторский текст;
  • различать информативную и выразительную функцию языковых единиц;
  • давать оценку выразительности текста и находить в нем те средства, которые способствуют наиболее точной, яркой, образной передаче автором мыслей и чувств;
  • понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте;
  • правильно идентифицировать и называть фигуры и тропы речи, иные средства выразительности .
ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ  Существенное свойство художественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи

ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ

Существенное свойство художественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи

Стилистические  фигуры Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Стилистические фигуры

Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.  В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов : аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов : аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Изобразительно- выразительные средства Стилистические Тропы фигуры Эпитеты Метафоры Обращение Риторический вопрос Парцелляция Синекдоха Анафора Метонимия Градация Гипербола Литота Инверсия Перифраз Сравнение Синтаксический Антитеза параллелизм Олицетворение Оксюморон Эллипсис

Изобразительно-

выразительные

средства

Стилистические

Тропы

фигуры

Эпитеты

Метафоры

Обращение

Риторический

вопрос

Парцелляция

Синекдоха

Анафора

Метонимия

Градация

Гипербола

Литота

Инверсия

Перифраз

Сравнение

Синтаксический

Антитеза

параллелизм

Олицетворение

Оксюморон

Эллипсис

В заданиях ГИА 2021 года задание 26 проверяет умение опознавать в тексте средства выразительности русской речи (эпитет, олицетворение, метафору, сравнение)

В заданиях ГИА 2021 года задание 26 проверяет умение опознавать в тексте средства выразительности русской речи (эпитет, олицетворение, метафору, сравнение)

Задание №1. Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.

Задание №1. Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет

  • Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
  • Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
  • На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
  • Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Рассмотрим ещё некоторые тропы и фигуры речи.

Рассмотрим ещё некоторые тропы и фигуры речи.

Метонимия. Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь  Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Ликует буйный Рим.  (М.Ю. Лермонтов)

Метонимия.

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

  • Все флаги в гости будут к нам.
  • (А.С. Пушкин)
  • Я три тарелки съел.
  • (И.А. Крылов)
  • Ликует буйный Рим.
  • (М.Ю. Лермонтов)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В сто тысяч солнц закат пылал.

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
  • В сто тысяч солнц закат пылал.
Литота Художественное преуменьшение .  Мальчик с пальчик,  мужичок с ноготок,  осиная талия.

Литота

Художественное преуменьшение .

  • Мальчик с пальчик,
  • мужичок с ноготок,
  • осиная талия.
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!

АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

  • Ты и убогая , Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди.  Жди, когда наводят грусть  Жёлтые дожди

АНАФОРА

Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф

  • Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди

  Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности

  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
ФРАЗЕОЛОГИЗМ Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле . За тридевять земель, зарубить себе на носу

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле .

  • За тридевять земель, зарубить себе на носу
Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Градация

Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.

  • Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
Контекстуальные синонимы Контекстные (или контекстуальные) синонимы  Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин) То было видение... Передо мною появились два ангела... два гения. Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья. (И. Тургенев)

Контекстуальные синонимы

Контекстные (или контекстуальные) синонимы

Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин)

То было видение...

Передо мною появились два ангела... два гения.

Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.

  • (И. Тургенев)
Контекстуальные антонимы Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес

Контекстуальные антонимы

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.

  • Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)

Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)

Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)

Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)

Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)

Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)

Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)

Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!