СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 1 классе "Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке"

Категория: Русский язык
Тема: Урок 27

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе по программе Начальная школа 21 века

Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе "Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке"»

Мещерякова Валентина Михайловна

учитель начальных классов

ГБОУ Школа №1529

Класс 1


Тема: Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке.

по УМК « Начальная школа 21 век»



Тип урока: открытие новых знаний.

Педагогическая цель: создать условия для составления небольших рассказов; выполнению анализа пар слов, связанных словообразовательными связями, и формирование приёма, позволяющего установить словообразовательные связи; письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать, сравнивать слова и предложения, решать учебные и практические задачи - выделять предложение и слово из речевого потока, писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, ставить точку в конце предложения.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста самостоятельного высказывания об истории своего города; уяснение образования слов в русском языке; логические - осуществление анализа пары слов связанных словообразовательными связями, и формулирование приёма, позволяющего установить словообразовательные связи (приём развёрнутого толкования).

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности предложенным критериями алгоритму работы; используют творческое воображение: создают новые связи, ассоциации.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Л)

- Прозвенел дружок звонок, начинается урок.

Проверьте все ли готово к уроку.

Садитесь

На доске написаны буквы:

О А Ф У Я Ы Ю Е

- На какие две группы мы можем поделить эти буквы?

А какая буква лишняя?

- Дать характеристику звука Р (согласный, звонкий, непарный…)

Откроем тетради, сядем правильно, тетради положим с наклоном.

После последней работы пропускаем 2 строчки, запишем число

31 января.

Классная работа.

Сегодня на минутке чистописания пишем заглавную эР

На следующей строчке записываем слоги ря, ру, ри, ро, рю, ре (подчеркнуть мягкий согласный!) (Слайд 1)

…Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

Мы родиной нашей зовём.

- Ребята, у каждого из вас есть карта, Посмотрите на нее (Слайд 2)


Это наша Родина! Как называется наша страна?

Записать в тетрадях слово Россия!

Составьте предложения со словом Россия.

Я живу в России.

-А какой самый главный город нашей страны!

Он обозначен у вас на карте красной точкой!

Обозначим на карте город МОСКВА!

С какой буквы будем писать слово Москва? (дети самостоятельно пишут на карте слово Москва)


- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какие слова будем учиться писать? (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о главном городе нашей страны, о месте в котором вы родились. Познакомимся с новым словарным словом, научимся его писать, познакомимся с приёмом образования слов в русском языке.


2.”Открытие” новых знаний.

1.Работа по учебнику (Л, К, П)

(Слайд 4, 5)- Рассмотрите фотографии. Вы узнали, какой это город?

Что вы знаете о Москве?

Москва - всем городам мать. Москва – главный город, столица, сердце нашей Родины. В Москве, в Кремле, работает российское правительство. Москва- город герой. Это почётное звание присвоено столице за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны.


-Откройте учебник на с.51. упр.№1, прочитайте предложения о Москве. Какое слово выделено? (Родина) Объясните значение слова “Родина”. Почему оно написано с большой буквы?

(Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является.)

- Москва - древний город, ей уже 869 лет. Сегодня Москва - один из крупнейших в мире городов, важный политический, научный и культурный центр. Это один из самых больших городов в мире (более 11 млн. жителей). В Москве работают Президент Российской Федерации, Правительство РФ.

Нам с вами очень посчастливилось жить в таком прекрасном городе. Но Россия огромная страна со множеством городов и сел, посмотрите на карту, которая перед вами, видите сколько городов в России, прочитайте названия некоторых городов. Скажите, а все ли из вас родились в Москве? Поднимите руку, кто родился и жил какое то время в другом городе?

- Чем знаменит город в котором родился ты?


Во всех городах России живут сотни мальчиков и девочек, которые мечтают приехать в наш прекрасный город, прочитайте разговор ребят, которые встретились во время каникул в Москве. учебник стр.52 (упр.№2)(К)

- О чём разговаривали ребята?

- Что вы узнали о городах Тула и Великий Устюг?

Физминутка

(Слайд 6-22)


(Слайд 23) Рубрика “Давай подумаем” (П)

- Прочитайте пары слов: Москва - московский, Россия - российский, Тула - тульский.

Подумайте, можно ли значение вторых слов объяснить, используя первые слова?

(московский, находящийся в Москве; российский-относящийся к России)

На какие вопросы отвечают слова в парах? (что? какой?)

Работа в парах

(Слайд 24)

Помогите Незнайке образовать новые слова от данных.


Город- городской

Море- морской

Лед- ледяной

«Найди пару» - дети должны образовать пары! У одного ученика, например слово ГОРОД, у другого ГОРОДСКОЙ (наклеить на листы пары, которые получились. (море - морской, лед - ледяной )


Какую ж тайну языка мы с вами открыли?

( Многие слова в русском языке образуются друг от друга.)

Прочитайте правило на стр.53

-хорошо, спасибо, дома повторите это правило

-закройте учебники, отложите их на край стола


Откройте тетради на печатной основе, стр55 , найдите упр 5


Упр.№5 «Попробуй устно объяснить, от каких слов образованы данные слова» (Слайд 25) запишите


Работа с текстом

- Вы любите пить чай?

Давайте прочитаем текст, о традиции чаепития (Слайд 26)

Традиция чаепития на Руси зародилась очень давно и именно в Москве. Русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому четыре пуда чая. Поначалу горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он бодрит во время долгого утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого. В начале 18 века вошел чай в русский быт и стал национальным русским напитком.

- Отгадайте загадку:

Крупной медной головой

Нам кивает важно,

Был он раньше углевой,

Пар пускал отважно.

Хоть остался он пузатый,

Важный, металлический,

Только чаще он, ребята,

Нынче электрический.

(Показать самовар)


(Слайд 27)

Традиционно кругленький самовар в каждой семье стоял в центре стола, как бы объединяя людей, сидящих за ним, он был символом добра и уюта в доме. Если на Востоке во время церемонии чаепития человек углублялся в себя, то в России, напротив, чаепитие духовно связывало людей


- произнесите слово Самовар

- как вы думаете, какие слова помогли образовать это слово


Физминутка для рук

Мы из снега ком слепили,

потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

куклы вышли лучше всех.

- откроем тетради на печатной основе стр. 50

Упр.№1 “Дорисуй” – самостоятельная работа

Словарно-орфографическая работа с взаимопроверкой.

- Мы с вами говорили о том, как велик и красив город Москва.

Недаром говорят: ”Кто в Москве не бывал, красоты не видал.»

Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним словарным словом(Слайд 28) Москва

-прочитайте слово с ударением,

- какое опасное место есть в слове Москва (безударная о),

- почему слово пишется с заглавной буквы?

- давайте запишем это словарное слово в тетрадях на свободной третьей строчке

- комментирует _____________ (начинаю писать с заглавной буквы, так как это имя собственное- Москва, ударение падает на на второй слог, на гласную а, подчеркиваю безударную о, которую нужно запомнить)

- после запятой пишем уже знакомые словарные слова

1. Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет (дорога)


2. Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (пожалуйста)


3. К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (до свиданья)


4. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (извини)

- это было последнее слово нашего словарного диктанта, поставьте запятую и обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Упр.№4 “Догадайся”

-Догадайся, какие слова пропущены.

Почему первые два слова надо писать с большой буквы?

Впиши их.


Упр.№6 “Работа с пословицами”

- Прочитайте пословицы.

Объясните их смысл.

Из скольких слов состоит первая пословица?

Сколько слов во второй пословице?

Сколько слов в третьей пословице?

Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

Какие правила мы должны помнить при записи предложений?

Спишите любую пословицу.


Индивидуальные карточки можно раздать детям , быстрее всех выполнившим задания



Подумай, какие слова использовались для образования слов, запиши их

Саратовский-________________________________

Беленький- _____________________________________

Дорожный-______________________________________

Горный -____________________________________________


3. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу, скажите – вечером, отвечая на вопрос мамы или папы Что нового узнали на уроке русского языка?

Что сможете рассказать?

- Как могут образовываться слова в русском языке?

- Понравился вам урок? Довольны своей работой?



Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (спасибо)

И вам ребята большое спасибо за урок!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!