СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 1 классе. Буква Ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

Буква Ф.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе. Буква Ф.»

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.»

( Открытый урок  по обучению грамоте в 1 «2» классе )

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Урок разработала и провела

                                                                              учитель начальных классов

                                                                                      Шахбанова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

Номер урока по теме: 1.

Форма урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

1.     Познакомить с новыми звуками и буквой.

2.     Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.

3.     Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.

4.     Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки,  книга со сказками А.С. Пушкина.

У учащихся: учебник  «Русская Азбука».

Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с  этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.

Этапы урока: I. Организационный момент – 2 мин.

                         II. Повторение изученного – 3 мин.

                         III. Постановка темы и цели урока – 1 мин.

                         IV. Работа над новым материалом – 15 мин. Физ. минутка.

                         V. Физ. минутка- 2 мин.

                         VI. Закрепление изученного – 10 мин. Физ. минутка.

                         VII. Итог урока – 2 мин.

 

 

 

 

 

 Ход урока:

I.                  Организационный момент.

1. Готовность  к уроку.

-         Ребята, вы любите путешествовать?

-         Сегодня у нас необычный урок.  Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле.   Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу.  Эти качества помогут  преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.  Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

-         Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

-         Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с                       местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

1. Дыхательная гимнастика.

а) дыхание грудью – рука на животе:

    • медленный вдох – медленный выдох;

    • быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;

    • вдох по частям – выдох по частям;

    • медленный вдох – быстрый выдох;

    • вдох через нос – выдох через рот;

б) дыхание животом – рука на груди:

    • глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки;

А – для снятия физической и умственной усталости;

О – гармония, равновесие;

У – эмоциональное и психическое равновесие;

И – звук разума, радости; активизируется работа головного мозга, глаз, носа;

2. Артикуляционная гимнастика.

-         А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. 

Летела муха около уха Ж Ж  Ж

Летела оса около носа  С С  С С

Ползла змея        Ш Ш  Ш

Скакала лошадка   Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок  Р Р Р

Летел комар и звенел  З З З

-         Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

-         Схема нашего маршрута на доске.

-         Отдать швартовы! Полный вперед.  На пути перед нами остров

-         « Повторялкино»

II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

1.  Работа с лентой букв.

- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

- Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

- Почему согласные буквы в 2 ряда?

- Почему ь знак отдельно?

 

2. Чтение басни Л. Толстого « Два товарища»

Чтение « цепочкой».

-         О чем эта басня? (эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах).

-         Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

Выборочное чтение.

-         Где были мальчики? Зачитайте.

-         Что с ними случилось?

-         Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?

-         Как повел себя медведь?

-         Что сказал мальчик, который слез с дерева?

-         Что ответил  второй мальчик?

-         Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).

-         Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

Чтение по ролям.

III.Зрительная гимнастика.

-         Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

    Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям .  слайд 1

- Впереди показался  остров « Звукино».

 

 

                  

IV.            Знакомство со звуками [ф], [ф'].

1)    - Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.

-         О пределите, какой одинаковый звук в этих словах.   слайд 2

-         Какой одинаковый звук услышали в этих словах?

 

2) Звуко-буквенный анализ слов: флаг, филин. Составляются схемы слов.

-         Ребята, что должно быть  на каждом корабле, чтобы было ясно из какой

     мы идём страны? ( флаг)

- Под каким флагом мы пойдем с вами?

– Произнесите слово «флаг» хором.
– Сколько в слове флаг слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий? (Твердый).
– Звонкий или глухой? (Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
– Составьте схему слова флаг. (Выполняют задание в тетрадях по чтению, один ученик составляет схему на фланелеграфе).
- Отгадайте загадку ( читает ученик)

Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)

- Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. Слайд 3.

- Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Давайте подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?


3) Игра «Тим-Том».

- На острове Звукино живут два веселых добрых человечка. Это Тим и Том. Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними.

(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, Томы, если мягкий звук [ф ’] – девочки, Тимы). Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин.

V. Знакомство с буквами.

Наше путешествие продолжается  и мы  попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

-         Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']  ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).

Как же нам найти новую букву на острове?

 - Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:

- Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)

 

          слайд 4                             слайд 5                                             слайд 6                            

 

-         У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)

слайд 7                            

-  Когда мы пишем большую ( заглавную)  букву?

- Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв. 

VI. Работа по «Азбуке».

-         Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин»

-         Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

1)Чтение слогов-слияний: ( закрытые и открытые слоги)

-         шепотом (хором);

-         громко ( хором);

-         радостно ( девочки);

-         вопросительно ( мальчики)

    2) Игра «Засели их в домики» в соответствии со схемами.

-         На какие группы можно разделить слоги? По какому признаку?

-         Какие гласные смягчают согласные?

    3) Договаривание слогов-слияний до целого слова.

-         Жители острова могут называть только первые слоги, давайте

 попытаемся понять, что они нам хотят сказать.

 

Фа – фара, факел,    фо – форма, фокусник,    фу – фуражка, футболист,    фе – ферма, фен,   фи – фиалка, фигурист,    фы – фотографы.

  4) Чтение слов ( с. 195)

-         Прочитайте слова молча.

-         Какие слова вы запомнили?

Чтение слов « цепочка».

-         Какие незнакомые слова вам встретились?

-         Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)

-         Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.

-         Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.

-         Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

5) Работа над дикцией.

- Пираты спрятали букву.

- Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?

...лот плывет к родной земле,

 ...лаг на каждом корабле.

-         Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза.

А) с удивлением

Б) с радостью

В) печально

VII. Физкультминутка

-         Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой. Самое время повеселиться и станцевать матросский танец « Яблочко».

 

 - Наш путь лежит в бухту « Историческая»

 6) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 194-195. О старом и современном русском флоте.

-         Что вы видите на иллюстрации?

-         Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).

-         Как одним словом назвать, то что вы видите?

-         Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

-         Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)

-         Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)

-         Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским,  какие к грузовым, а какие к военным?

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

-         «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

-         Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.

-         Ребята, как  выглядит флаг на военных судах?

-         Расскажет вам о флаге мой помощник.

7) Доклад ( подготовленный ученик)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест.  Крест этот  называется  Андреевским.  Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I.  Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

8) Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина  (с.195)

- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I слайд 8   Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

(Читает учитель)

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 9  

Чтение детьми (жужжащее).

 

-         А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

-         Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.

 

Чтение вслух хором (отработка выразительности).

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

 

  9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 194)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

-         Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)

-         ( Показ книги со сказкой)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!