СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Ты прости нас, Бим..." (по повести Г.Троепольского "Белый Бим черное ухо")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

литературы в 6 классе с использованием

новых образовательных технологий

Просмотр содержимого документа
«Урок " Ты прости нас, Бим..." (по повести Г.Троепольского "Белый Бим черное ухо")»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ташёлка муниципального района Ставропольский Самарской области













Методическая разработкаурока

литературы в 6 классе с использованием

новых образовательных технологий

















Тема урока: «Ты прости нас, Бим…» (по повести

В.Г. Троепольского «Белый Бим черное ухо»













Урок подготовила: учитель русского языка и литературы Е.А. Зубрилова





2014 год



Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Г.Троепольского"Белый Бим Черное ухо" "Прости нас, Бим…"

Уровень: школьный.

Цели:

  1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

  2. Развивающие: развивать творческое воображение, аналитическое мышление.умение выразительно читать текст и сравнивать произведения разных жанров; логически правильно строить устную речь, доказывать, делать выводы.

  3. Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.



Оформление и оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.

  2. Технологическая карта.

  3. Словарь чувств: человечность, милосердие, сострадание, гуманность, великодушие, жестокость, бездушие, зло, ограниченность, жалость и т.д.

  4. Приложения.

  5. Карточки с именами героев.



ХОД УРОКА

1. Начало урока. Вступительное слово учителя.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Сегодня мы будем работать по технологической карте, с которой вы знакомились дома. (Инструкция по работе с технологической картой)



2. Мотивация на восприятие изучаемого произведения.

Слайд 1. Портрет писателя Г. Троепольского

Мы с вами познакомились с прекрасной повестью, трогательной и очень печальной.Ее написал Григорий Троепольский. О биографии этого писателя мы узнаем в старших классах. А сейчас я хочу сказать, что за его плечами был большой жизненный путь: годы учения, участие в коллективизации, работа агрономом. В 1961 г. пишет роман «Чернозем», 1963 - «В камышах». Главной книгой Г. Троепольского становится повесть « Белый Бим Черное ухо», отмеченная Государственной премией СССР.

Переход:

итак, я надеюсь, что вы все прочитали эту повесть, но прежде, чем приступить к анализу произведения, мы должны выяснить ваше читательское восприятие. Ответы должны быть полными, речь построена логически правильно.


3. Выяснение читательского восприятия.

  • выяснение читательского восприятия;

  • развитие творческого воображения;

  • работа над построением логически правильной устной речи.

В эпилоге, т.е. в начале повести, автор писал:(читает ученик)Я за то, чтобы писать обо всём... Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать.



  • Как вы понимаете эти строки?



(Люди не будут замечать зло, а тем более не делать это зло. А если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать.)

  • С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?

  • Какой эпизод затронул вас больше всего?

  • Почему повесть так названа?

Переход:

Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Прости нас, Бим…”. Как вы считаете?

Слайд 2.

Запишем число и тему урока и эпиграф.

Слайд 3:

А эпиграфом к нашему уроку будут слова великого русского писателя Л.Н. Толстого.«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Как Вы думаете? Чем мы будем заниматься на уроке? Чему должны научиться?

(ответы обучающихся)

Учитель:

Цель:

  • продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

  • развивать творческое воображение, аналитическое мышление.

  • выразительно читать текст и сравнивать произведения разных жанров;

  • логически правильно строить устную речь, доказывать, делать выводы.

  • воспитывать нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг.

  • развивать умение работать с учебным модулем.

Слайд 4. Портрет Бима (с обложки книги)Читаем текст на слайде.

  • Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)

Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой. Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словарь.

Слайд 5. Интеллигентный (выдержка из словаря)

  • А почему Бим интеллигентный?

(Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей,голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).

4. Анализ текста.

Слайд 6.Портрет Г. Троепольского

  • Кого напоминает вам этот портрет? (Ивана Ивановича)

  • Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?Какие ситуации напоминают вам об этом?

(Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).



Чтение эпизода «деньги»

«Бим давно заметил, что люди обмениваются какими-то бумажками… и до слов …очеловечивать собаку нельзя»

Учитель:

…………. Откуда же все-таки осадок от вчерашнего? И только ли от вчерашнего?

Не пропустил ли я какую-то мысль?.. Итак, вчерашний день: стремление к

счастью - и желтый рубль, желтый лес - и убитая птица. Что это: уж не

сделка ли со своей совестью?

Стоп! Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и

боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность. Из

прошлого, из воспоминаний о прошлом идет и все более растет во мне жалостьк птицам и животным.



  • Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом?

(Спасение от одиночества:“забывал войну, невзгоды, одиночество”,“усталые, добрые, ласковые после охоты”,“дружба, казалось, будет вечной”).

  • На чем строились их отношения? Какие чувства они испытывали друг к другу?



Давайте посмотрим, как об этом пишет автор повести.

(Познавательные и коммуникативные УУД)

Слайд 7. Бим и Иван Иванович. Слова о дружбе. Читаем.

Цитата со слов: “Каждый понимал каждого и не требовал больше того, что мог дать…”



  • На какие части можно разделить это произведение? Почему?



Слайд 8.



«Лучшие минуты жизни Бима и хозяина»

«Суровый мир, с которым столкнулся Бим»





  • Как называется этот художественный прием?

Антите́за, антитезис (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение от ἀντί — против + θέσις — тезис) — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи.

  • Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему?

(Добрые и злые)



Задание: на столе карточки с именами героев произведения, распределите их на две группы: добрых и злых(на доске плакаты.Приложение 1.)





Здоровьесбережение(дети поочередно выбегают к доске)





Добрые:

Злые:

Иван Иванович

Даша, Степановна

Матрена, Михей

водитель скорой

Тетка

Семен Петрович

“Серый”

мать Толика

























  • Какой вывод можно сделать?

Злые люди безымянны, нет души, нет имени.





Итак: «Лучшие минуты жизни Бима и хозяина»



  • Как же складывались взаимоотношения Ивана Ивановича с Бимом? Как зарождалась и крепла дружба, доверие, любовь между ними?

(Устные ответы учащихся, чтение эпизодов)



  • Какой прием автор использует в повествовании для убедительности изображенных событий?

Для убедительности изображенных событий автор использует прием дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности психологической картины повести. Они помогают раскрыть образ Ивана Ивановича, и мы много узнаем из них о Биме.





А сейчас проанализируем ту часть произведения, в которой рассказывается о «суровом мире, с которым столкнулся Бим»





  • Как складывается жизнь Бима после того, как заболел хозяин?

(Тоскует, ищет, ждет)

Прощание с другом.«Вот этого Бим никогда не видел у своего друга, чтобы вот так горошинами скатилась вода из глаз.

Когда унесли носилки и щелкнул замок, он лег у двери, вытянул

передние лапы, а голову положил на пол, вывернув ее на сторону: так собаки

ложатся, когда им больно и тоскливо они и умирают чаще всего в такой позе.

Но Бим не умер от тоски, как та собака поводырь, прожившая со слепым

человеком много лет. Та легла около могилы хозяина, отказалась от пищи,

приносимой кладбищенскими доброхотами, а на пятый день, когда взошло солнце, она умерла. И это быль, а не выдумка. Зная необыкновенную собачью преданность и любовь, редко какой охотник скажет о собаке: "издохла", он всегда скажет: "умерла".

Нет, Бим не умер. Биму сказано точно: "ждать". Он верит - друг

придет. Ведь сколько раз было так: скажет "ждать" - и обязательно придет.

Ждать! Вот теперь вся цель жизни Бима.

Но как тяжко было в ту ночь одному, как больно! Что-то делается не

так, как обычно... От халатов пахнет бедой. И Бим затосковал.

  • Как произошла встреча с Дашей. (Индивидуально)

Учитель: «Бим попробовал протиснуться в дверь вместе с Дашей, но она оттеснила его и вышла со Степановной. Не более как через час Бим заскулил, потом и завыл с тоски в голос, так завыл, как про это говорят люди: "Хочется завыть собакой".

  • Как вы понимаете эти строки?



  • Встреча с Серым. И.з



Бим упирался, оглядывался на Толика, видел, как тот заплакал от

обиды, но - что поделаешь! - потом пошел-таки за серым, поджав хвост и

глядя в землю, сам на себя не похожий. Всем видом своим он говорил: "Такаяуж наша собачья жизнь, когда нигде нет хозяина". Тут бы и всего дела -укусить бы за ляжку и бежать, но Бим - собака интеллигентная: веди, куда

ведешь.

Во всей республике я - единственный коллекционер собачьих

знаков. А эта табличка - вещь! Пятисотый знак!

Ничего не было понятного для Бима, ровным счетом ничего, никаких

знакомых слов, никаких понятных жестов - ничего. Вот серый пошел из

прихожей в комнату, с ошейником в руках.


То была первая ночь, когда Бим не пришел домой, в свою квартиру. Онэто почувствовал, когда очнулся от дремоты, и не сразу сообразил, где

находится. А сообразивши, затосковал. Он же снова видел во сне Ивана

Ивановича каждый раз, как только засыпал, видел его, а проснувшись, ощущаешь теплоту его рук, знакомых с малого щенячьего возраста. Где он, мойхороший и добрый друг? Где? Тоска невыносимая. Одиночество тяжкое, иникуда от него не денешься. А тут еще серый человек храпит, как заяц подборзой. И пахнет от всех этих бархатных досок умершими собаками. Тоска. ИБим заскулил. Потом чуть взлаял дважды, тоже с легким подвывом, какгончая, когда она добирает след зайца по вчерашней жировке. И наконец невыдержал - взвыл протяжно.

Учитель:

"Ох-хо-хо-ой! Ой-ой, лю-ди-и, - плакал он. - Тяжко мне, ой тяжко без

друга. Отпустите вы меня, отпустите искать его. Ой-ой-ой, лю-юди-и, ой!"


Дети продолжают:

Но злой человек изловчился таки и саданул по голове. Бим на несколько

секунд потерял сознание, задрыгав лапами, но быстро опомнился, отскочил отдвери, уперся задом в угол и оскалил зубы. Впервые оскалил.


Уже засветло он прибежал к своему дому, поднялся к своей родной

двери, поцарапался. Ответа не было. Еще поцарапался - то же самое: тишина.

Главное, у двери не было следов Ивана Ивановича. И еще слишком рано, чтобыСтепановна услышала в зоревом сне позывные Бима. Он посидел у двери взадумчивости.



Учитель: Болело все от побоев, стучало в голове и сильно тошнило, сил не было.

Но он все же пошел. Искать пошел своего друга. Да и кто же, кроме Бима,

будет его искать?

По городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая.


Физминутка

Случай на Стрелке.И.з.

1 часть эпизода.

Стихотворение. Э.Асадова «О рыжей дворняжке»Приложение 2

Что общего между стихотворением «О рыжей дворняжке» и этим случаем?

(Преданность собак)

Учитель читает:

Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно - тихо, без

ропота, в страданиях, неизвестных миру. Не дело Бима и не вего

способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния.

Слайд 9


Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут. Как лебедь умирает после потери любимой, взмывая вверх и бросаясь оттуда камнем, как журавль, потеряв родную и единственную журавлиху, вытягивается плашмя, распластав крылья, и кричит, кричит, прося у луны смерти, так тогда и Бим: лежал, видел в бреду единственного и незаменимого друга и готов был ко всему, даже не сознавая этой готовности. Но он теперь молчал. Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.

Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! А так, наверно, он не

встал бы никогда, если бы...

Видео ролик.Фрагмент из к/ф «Белый Бим черное ухо» («Случай на Стрелке»



И вот несчастье…2 часть эпизода.

Учитель: ...К родной двери он прихромал далеко за полночь. Нет! Опять нет следов Ивана Иваныча.

  • Когда Бим понял, что хозяин жив? (Получил письмо)

Выразительное чтение эпизода(письмо от Ивана Ивановича)

Если есть время, то все, нет –так только выделенное.

Бим, бедный Бим, умиравший и воскресший, раздавленный и спасенный,

больной и без капли надежды, Бим задрожал. Он уткнул нос в письмо, потом прошелся ноздрями по краям: да, да, да... Вот о н сильно провел пальцами по конверту туда сюда... Когда Степановна подняла конверт с пола и вынула из него письмо, Бим с усилием встал и потянулся к ней. Теперь она достала из того же конверта совершенно чистый лист бумаги и положила его перед Бимом. Он завилял хвостом: здесь написан запах пальцев Ивана Иваныча, да, это он нарочито тер пальцами.

- Тебе прислал-то, - сказала Степановна. - Так и пишет: дайте Биму

этот чистый лист. - Она близко указывала на бумагу, приговаривая: - Иван

Иваныч... Иван Иваныч...

Читает ученик:

«Бим вдруг расслабленно опустился на пол и вытянулся, положив голову на лист. Из глаз его покатились слезы. Бим плакал первый раз в жизни. Это были слезы надежды, счастливые слезы, скажу я вам, лучшие в мире слезы, не хуже, чем слезы радости встреч и счастья.»

...Дай-то бог, дорогой читатель! Но верь мне: сеттер умеет смеяться и

плакать.

Черноух в деревне. Охота. Побег. (Инд..з)

  • А давайте вспомним, что произошло дальше с Бимом.

Эпизод «Гроза в лесу» Устно.

Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. Перед ним

стояла миска с мясом - к нему он так и не прикоснулся.

На фоне музыки учитель читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет,
А Бим все ждет…

  • Как заканчивается повесть?



  • Как вы понимаете содержание темы сегодняшнего урока. « Прости нас, Бим»

Ответы учащихся

Слайд 10. (памятник Биму). Ученица читает стихотворение. Приложение 3

Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

“ПРОСТИ НАС, БИМ…”. Да, именно эти слова звучат в сердце каждого читателя, зрителя.

Слайд 11

Слайд12 (проверка)

  1. Перед вами таблица. О каких событиях говорится в указанных цитатах из произведениях «Белый Бим..» Приложение 4.



Вы получили карточки, с названиями тех событий..

  • запишите ответы в виде цифр соответствующие клетки.

  • Расположите события в хронологическом порядке в виде цифр.



Обменялись проверили, поставили оценку. (Критерии в тех. карте).

  1. Игра-тест: хочешь стать «пятионером»?(работа на компьютере)



Приложение 5.



Слайд 13 (проверка)

Критерии оценки в технологической таблице. Поставили оценки.

Учитель проверяет.

5. Обобщение ответов учащихся.

Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку,не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

Какой след оставил Бим на земле?

(Алеша и Толик подружились. Родители Толика задумались о своих отношениях с сыном? Иван –младший ушел из собаколовов).

А в вашем сердце?

Слайд 14

Вы согласны с эпиграфом сегодняшнего урока?

“Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть счастлив тот, кто жесток с животными”.

Я думаю, вы не забудете Бима, ведь у вас есть свои верные, четвероногие друзья, которых вы любите, жалеете, отдаете часть своей души.

  1. Рефлексия:на доске иллюстрация с портретом Бима. На столах у Вас медали: красного, желтого и синего цвета. Давайте мы подарим их Биму. Кто доволен своей работой на уроке дарим красную медаль; кто в чем-то сомневается – желтую, а кто затруднялся и есть у него вопросы, дарит синюю медаль.

5.Домашнее задание. Приложение 6.

Задание 1.(базовый уровень)

Анализ понравившегося эпизода

План отрывка:

Тема

Идея.

Какие художественные средства языка использовал автор.

(Эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение).

Как ты понимаешь содержание эпизода.

Задание 2. (высокий уровень)

Сочинение-рассуждение на тему “Какие чувства способна воспитать в человеке повесть Г.Троепольского “Белый Бим Черное Ухо”?

План:

  1. Вступление. Об отношении к животным.

  2. Тезис: “Какие чувства способна воспитать в человеке повесть Г.Троепольского “Белый Бим Черное Ухо”?

  3. Рассуждения.

  4. Вывод

Спасибо за урок.



Список образовательных ресурсов:

  1. Троепольский, Гавриил. Белый бим Черное ухо: повесть/Гавриил Троепольский. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1985.

  2. Белый Бим Черное ухо: [Художественный фильм.Режиссер С. Ростоцкий, 1977]. www.kinokopilka.tv/search?search_mode=movies&q=%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9+%D0%B1%D0%B8%D0%BC

  3. О равнодушии. renatar.livejournal.com/94130.html

  4. Присяжнюк, И. Повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» в школе: Материалы к уроку. Я иду на урок/И.Присяжнюк, Е.Кабикова, О. Журавлева. lit.1september.ru/articlef.php?ID=200103902

  5. Я ненавижу равнодушие. www.lovehate.ru/opinions/10648

  6. Емельянов, Л. Зоркость лирики/Л. Емельянов//Троепольский, Гавриил. Белы Бим Черное ухо/Гавриил Троепольский. – Л.: Лениздат, 1979. – С.: 3-22

  7. Э Асадов. Стихотворения.





Заместитель руководителя ОО ________________________ /_Е.Н. Легаева_/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!