СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-творческая мастерская. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Категория: Литература

В ходе урока учитель познакомит ребят  с личностью американского писателя О.Генри, повторит с ними литературоведческие термины («маленький человек»,  сюжет, интерьер, портрет, средства художественной выразительности, жанр, рождественский (святочный) рассказ), будет развивать у учащихся умение анализировать произведение, находить материал, подтверждающий мысль о герое

Просмотр содержимого документа
«Урок-творческая мастерская. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви»




Открытый урок


Сценарий проведения урока

(литература)

(7 класс)


Урок-творческая мастерская. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви












Разработала Кудашева Марина Викторовна,

учитель литературы


УМК «Литература. 7 класс», авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

М.: Просвещение, 2013

















7 класс

Литература

Учитель: Кудашева М.В.

Урок

Тема: Урок-творческая мастерская. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Цель урока:

формирование знания содержания рассказа, совершенствование умений анализировать произведение, выделять эпизоды, важные для характеристики действующих лиц, давать характеристику герою, определять авторское отношение к героям, формулировать главную мысль рассказа, формирование жизненных компетентностей; развитие логического мышления.

Задачи урока.

- Образовательные:

  • Познакомить с личностью американского писателя О.Генри;

  • повторить литературоведческие термины: «маленький человек», сюжет, интерьер, портрет, средства художественной выразительности, жанр, рождественский (святочный) рассказ;

  • дать понятие оксюморона;

  • развивать умение анализировать произведение, находить материал, подтверждающий мысль о герое

- Развивающие:

  • развивать навыки вдумчивого чтения, комплексного анализа эпического произведения, расширить кругозор учащихся, комплексного анализа эпического произведения

  • продолжать развивать произвольную память, творческое воображение, аналитическое мышление;

  • развивать творческие способности;

  • продолжить развивать связную устную и письменную речь;

  • развивать дедуктивные умения;

  • развивать умение участвовать в групповых формах работы;

  • развивать коммуникативные умения

- Воспитательные:

  • продолжать воспитывать квалифицированного читателя;

  • развивать любовь к литературному чтению;

  • продолжить воспитание нравственных и гуманных чувств;

  • продолжить формировать уважение к вневременным ценностям человечества

Тип урока: изучение художественного произведения

Вид урока: урок-творческая мастерская

Методы обучения: инструктаж, рассказ, исследовательский, эмоциональное стимулирование, беседа, иллюстрации, проблемное обучение, аналитическая беседа элементы анализа текста, фронтальный опрос, наглядные

Методы учения: частично-поисковый, взаимоконтроль, самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой, творческое чтение, работа в группах

Оборудование: учебник «Литература. 7 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение»), доска с записями, коллаж «Любовь это…», презентация к уроку, видеоролик «Дары волхвов», раздаточный материал, проектор, презентация, акустика

Теория литературы:

  1. «Маленький человек» 

  2. Сюжет, элементы сюжета

  3. Интерьер

  4. Оксюморон

Словарная работа

Волхвы

Эпиграфы к уроку:

1.Новеллы О*Генри являются весьма полезным чтением для юношества, ибо они учат мужеству, верности, благородству

Ю.Нагибин

2. Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените

О.Генри

План урока

  1. ОНУ, целеполагание

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение биографии писателя

  4. Повторение литературоведческого понятия

  5. Просмотр видеоролика «Дары волхвов»

  6. Анализ названия рассказа

  7. Аналитическая работа над текстом

  8. Рефлексия урока

  9. Задавание домашнего задания

Домашнее задание к уроку:

  1. Прочитать статью учебника-хрестоматии о жизни и творчестве О.Генри.

  2. Подготовить краткое сообщение по биографии писателя.

  3. Подготовить выразительное чтение рассказа «Дары волхвов»

  4. Подготовить иллюстрации к рассказу «Дары волхвов»

  5. Дополнительно прочитать рассказы о.Генри (на выбор)

  6. Продолжить фразу: «Любовь – это…»

  7. Индивидуальные задания:

  • Биография О.Генри: рассказ с изменением лица рассказчика (рассказ от 1 лица)

  • «Что означает выражение «дары волхвов»? (сообщение)

  • «Делла в ожидании Джима» (инсценировка)

  • «Любовь – это…» (монтаж)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мультимедия

Звук

1.ОНУ

Представление состава групп, система оценивания




2.Актуализация знаний. Проблемный вопрос






2.1.Слово учителя:

Сегодня, ребята, мы поговорим об огромном всепоглощающем чувстве, которое сопровождает нас всю жизнь… это ЛЮБОВЬ

  • Задание: продолжить фразу: «Любовь – это…»

2.2.Составление коллажа

Дети озвучивают продолжение фразы (домашнее задание) и вывешивают свою работу на доску «Любовь – это…» (Приложение №1)


Aleksej_Rybnikov_

Final_Muzyka_lyubvi_

Iz_filma_Vam_i_ne_snilos


2.3.Слово учителя:

Действительно, огромное всепоглощающее чувство, которое сопровождает человека всю жизнь: от первого поцелуя матери до глубокой старости.

Раскрыть грани этого необыкновенного чувства поможет нам мудрая книга, рассказ американского писателя О Генри «Дары волхвов»

2.4.Запись темы (тема открывается на доске), эпиграфа к уроку (эпиграф №1 открывается на доске): «Новеллы О. Генри являются весьма полезным чтением для юношества, ибо они учат мужеству, верности, благородству»

Ю.Нагибин


Слайды презентации №1,

2


3.Изучение биографии писателя






3.1.Слово учителя:

О.Генри – псевдоним. Настоящее имя Уильям Сидней Портер. Его жизнь по праву могла стать сюжетом увлекательного романа. В ней было всё: и большая любовь, и бегство от суда, и каторга, и необыкновенная писательская популярность.

Нам дается уникальный шанс: сам сер О.Генри расскажет нам историю своей нелёгкой жизни.






3.2.Выступление заранее подготовленного ученика. Рассказ с изменением лица рассказчика (от 1 лица) (Приложение №2)




3.3.Микроитог

Слово учителя:

Все этапы пёстрой судьбы писателя нашли отражение в сюжетах его рассказов. Уильям Сидней Портер – автор 280 рассказов. Тему своих произведений он определил так: «Я буду писать рассказы о маленьких людях…»




4.Работа с литературоведческим термином «маленький человек»






4.1.Беседа:

-какого героя в литературе принято называть «маленьким человеком»?

4.2.Ответ учащихся:

«Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н.В.Гоголь в повести «Шинель».

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки

3



4.3. Микроитог

Слово учителя:

Герои рассказа «Дары волхвов» - тоже маленькие люди. Нам предстоит понять, какими качествами они обладают. Погрузимся в атмосферу рассказа




5.Просмотр видеоролика «Дары волхвов»



Ролик «Дары волхвов»


6.Анализ названия рассказа






6.1.Беседа:

Название рассказа необычно.

-Кто такие волхвы?

6.2.Словарная работа

Запись опорного понятия «волхвы»

Волхвы – прорицатели, предсказатели, мудрецы.

4



Слово «волхвы» устаревшее. В современном русском языке есть однокоренное слово (подберите) «волшебник»


4



-Что означает выражение «дары волхвов»?

6.3.Сообщение заранее подготовленного учащегося «Что означает выражение «дары волхвов» (Приложение №3)

4



Слово учителя:

К эпизоду встречи волхвов и младенца часто обращаются художники разных эпох. Рассмотрите репродукции и скажите,

-Что в них общего?

6.4.Работа с репродукциями Джотто ди Бонди, Иеронима Босха, Ботичелли

5



6.5.Микроитог

Слово учителя:

О.Генри переосмысливает библейскую легенду. Он называет наимудрейшими дарителями главных героев рассказа.

-Почему? Вот тот вопрос, на который нам предстоит найти ответ




7.Аналитическая работа над текстом






Чтобы найти ответ на вопрос, проанализируем произведение

-Что такое сюжет произведения? Из каких элементов она состоит?

Задание: определите элементы сюжета рассказа «Дары волхвов»



7.1.Работа над сюжетом произведения (работа в группах).

Учащиеся заполняют опорную таблицу «Сюжет произведения»:

Экспозиция


Завязка


Кульминация


Развязка



6


7 (правильный вариант)



7.2.Слово учителя

Итак, начало рассказа. Познакомимся с главной героиней рассказа Деллой

7.3.Инсценировка «Делла в ожидании Джима» (Приложение №4)


А.Рыбников Лирическая тема


7.4.Анализ эпизода «Роль интерьера в рассказе «Дары волхвов»





7.4.1.Слово учителя:

В первой части произведения автор знакомит нас с материальным положением семьи Диллинг

-Как он это делает?

Ответ учащихся:

-С помощью описания интерьера





7.4.2.Запись литературоведческого понятия «интерьер»

8



7.4.3.Анализ эпизода:

Прочитайте описание интерьера (У., стр. 256)-Как интерьер характеризует героев?

7.4.4.Выразительное чтение эпизода (стр. 256)




-Как построено описание интерьера?

Ответ учащихся:

-Совмещение несовместимого





7.4.2.Запись литературоведческого понятия «оксюморон»

Оксюморон - соединение контрастных или противоположных по смыслу слов

8



-Свидетельствует ли бедная обстановка квартиры супругов о душевной скудности героев?

Ответы учащихся:




7.5.Анализ эпизода «Цвет в рассказе»





-Какое значение в рассказе имеет цвет?

7.5.1.Заполнение «молчащей» таблицы (работа в группах).

Учащиеся заполняют «молчащую» таблицу «Цвет в рассказе»

Примеры из текста

Роль цвета в тексте. Выводы (О чём это говорит?)

«стояла у окна и уныло глядела на серую кошку»(стр.257, 2 абз.)

Цвет настроения Деллы – не на что купить подарок мужу

«с лица за 20 секунд сбежала краска»

Говорит о волнении Деллы, о ее решимости

«старый коричневый жакет, старая коричневая шляпка» (стр.258, 2 абз.)

Это невыразительные цвета бедности

Значительную роль играют блестящие оттенки, найдите их в произведении

«блестящие волосы Деллы»

«слезы Деллы»

«блеск цепочки»

«блестящие камешки гребней»

Это сокровища семьи Юнг


9



7.5.2.Микроитог

-Сделайте вывод о стиле О.Генри

Ответы учащихся:

О. Генри пишет кратко, лаконично, предложения обычно короткие, язык простой и доступный




7.6.Анализ эпизода «Сокровища семьи Диллингхем Юнг»





-Назовите «сокровища» семьи Диллингхем?

7.6.1.Выразительное чтение фрагмента «Надо вам сказать…» (стр.257, посл. абз.)

10



-Какие средства художественной выразительности использует О.Генри в описании волос Деллы и для чего?

Ответы учащихся:

Эпитеты: «прекрасные волосы»;

Сравнения: «точно струи каштанового водопада окутывали плащом всю фигуру»

Метафоры: «волосы рассыпалсиь»

Автор хочет показать, насколько велика жертва героини и огромна её любовь к мужу.

11



-Почему Джима и Деллу автор называет «мудрейшими из всех дарителей»?

Ответы учащихся:

Автор сравнивает Деллу и Джима с волхвами. Он говорит, что рассказал историю «про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами». И в то же время он называет героев «мудрейшими из всех дарителей». Эти противоположные суждения только на первый взгляд кажутся парадоксальными. Всё дело в том, какова шкала ценностей человека. «Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год?» Делла говорит Джиму: «Никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе!» И автор таким образом утверждает: нет на свете ничего дороже и ценнее настоящей любви.

12


8.Итог

8.1.Слово учителя:

О Генри так говорил о мечтах современных людей: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените»

-О каких сокровищах идет речь? Какими бесценными сокровищами обладали герои рассказа, не имея ничего

8.2.Монтаж в исполнении учащихся «Любовь – это…» (Приложение №6)

Презентация «Любовь – это…»

А.Рыбников Лирическая тема


8.3.Слово учителя:

Любить – это находить в счастье другого человека своё собственное счастье. (фраза прикрепляется на доску)

-Давайте же делать друг друга счастливыми! (это и есть главный урок рассказа «Дары волхвов»)

8.4.Рефлексия

Дети дарят друг другу и гостям урока шары в виде сердец, говорят несколько приятных слов, цветы



9.Задавание домашнего задания

Написать небольшое сочинение на тему: «Лучший подарок в моей жизни». Прочитайте рассказы О. Генри: «Трест, который лопнул», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем», «Последний лист» и другие




10.Выставление оценок

Учитель оценивает работу руководителей групп с обязательным вербальным оцениванием деятельности групп на уроке. Руководители групп самостоятельно проводят взаимооценивание достижений учащихся в группе во время урока




Приложение №1

Коллаж. Оформление магнитной доски

Любовь – это…





















































Приложение №2

К уроку литературы по теме «О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

Преданность и жертвенность во имя любви



Рассказ с изменение лица рассказчика

(сообщение заранее подготовленного ученика)


Моё настоящее его имя Уильям Сидней Портер. Родился я в 1862 году в городе Гринсборо (Северная Каролина) в семье врача. Когда мне было три года, моя мама умерла от туберкулеза. Воспитывала меня моя тетка по отцу.

Мой путь не был усеян розами. Я перепробовал множество профессий. В 17 лет начал работать в аптеке, потом жил с ковбоями на техасском ранчо. Издавал юмористический еженедельник «Роллинг Стоун». Служил в земельном управлении. Трудился кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остине. Из банка был уволен в связи с недостачей, хотя она и была возмещена моими родными. Мне пришлось скрыться от суда в Гондурас, а затем — в Южную Америку. Через полгода я вернулся с США, но был осуждён и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провёл три года и четыре дня. Пока я был в тюрьме, я лишился самого дорого человека… моей жены… Светлая ей память…

Именно в тюрьме, где я работал аптекарем, в часы ночных дежурств я начал писать рассказы и нелегально посылать их в журналы под псевдонимом О.Генри. УХОД































Приложение №3

К уроку литературы по теме «О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

Преданность и жертвенность во имя любви


Что означает выражение «дары волхвов»?


1.Выражение «дары волхвов» связано с Библией. Библейская легенда рассказывает, что волхвы с востока увидели звезду над городом Вифлиемом. Они пошли за ней и она указала им путь к месту рождения Христа. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью его, и, пав, поклонились ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары».

Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. В те времена благовония (ладан, смирна) стоили дороже золота. Именно с этих даров младенцу Христу начинается обычай делать подарки на Рождество.




или

2.«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлеему Иудейском; ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля»... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя, в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Мф. 2. 1-12.)













Приложение №4

К уроку литературы по теме «О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

Преданность и жертвенность во имя любви


Инсценировка «Делла в ожидании Джима»



(Делла держит на ладони деньги. Задумчиво говорит)

-Один доллар восемьдесят семь центов. И это всё. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток мне пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость.

(Делла пересчитала три раза)

-Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество...
(Делла плюхнулась на стул и заревела)

(Делла закончила плакать и прошлась пуховкой по щекам. Встала. Подошла к окну и уныло глядела на улицу)

-Завтра рождество, а у меня только один доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Долгие месяцы я выгадывала буквально каждый цент, и вот все, чего я достигла. На двадцать долларов в неделю далеко не уедешь. Расходы оказались больше, чем я рассчитывала. С расходами всегда так бывает.

Только доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Моему Джиму!

Мне так хотелось купить что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму…





















Приложение №5

К уроку литературы по теме «О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

Преданность и жертвенность во имя любви


ФИ учащегося ______________________________________________

Задание 1

Найдите элементы сюжета в рассказе и впишите их в таблицу.

Экспозиция

 

Завязка

 

Кульминация

 

Развязка

 

Задание 2

Заполните «молчащую таблицу», сделайте выводы о роли цвета в тексте произведения

Примеры из текста

Роль цвета в тексте. Выводы (О чём это говорит?)

«Делла стояла у окна и уныло глядела на серую кошку»(стр.257, 2 абз.)


«с её лица за 20 секунд сбежала краска»




«старый коричневый жакет, старая коричневая шляпка» (стр.258, 2 абз.)




«блестящие волосы Деллы»

«слезы Деллы»

«блеск цепочки»

«блестящие камешки гребней»


Задание 3

Какие средства художественной выразительности использует О.Генри в описании волос Деллы:

«И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру»?

Заполните таблицу примерами из отрывка.

Эпитеты

 

Сравнения

 

Метафоры

 



Приложение №6

К уроку литературы по теме «О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

Преданность и жертвенность во имя любви

1

Любовь — это награда, полученная без заслуг...

2

Любить — значит видеть чудо, невидимое для других.

3

Это одиночество двоих в огромном мире

4

Любовь - блеск солнечный, дождю идущий вслед...
Любовь всегда свежа, как яркий вешний цвет...

5

Одно дыханье на двоих

6

Любовь - это Молчание,

1

Прикосновение,

2

Обещание.

3

Это - секрет один на двоих,

4

И это - отсутствие всяких секретов

5

Любовь - это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце

6

Любовь - это искусство Прощения

1

Любовь говорит на своем языке - язык взгляда,

2

языке жеста,

3

молчаливого признания

4

Любовь проявляет себя во всем и во всех

5

Она рождается из ничего и умирает из-за всего, не приемля насилия, фальши и лжи

6

потому, что Любовь - это Свобода

1

Свобода быть самим собой рядом с тем, кто принимает тебя таким, каков ты есть

2

Любовь - начало всех начал на свете, она рождает все, что в мире есть.

3

Первое чувство, которое испытывает в своей жизни человек - любовь к матери. Последнее чувство, которое он уносит с собой, - любовь к оставляемому миру.

4

Любовь сопровождает тебя всю жизнь: от первого поцелуя

5

от первого расставания

6

до глубокой старости

6

Сказать “Я тебя люблю” займет несколько секунд, показать как - займет всю жизнь.

1

"Крикни - услышит любой, прошепчи - услышит ближайший, и только я услышу, о чем ты молчишь" - это Любовь.

4

Если Она - это первое, о чем ты думаешь, когда просыпаешься; единственное - когда бодрствуешь; и последнее, о чем ты думаешь, перед тем как заснуть - значит это - Любовь

Учитель

"Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье". Давайте же делать друг друга счастливыми!
















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!