СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии 5 класс " Строгание заготовок из древесины"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок овладения знаниями по строганию древесины.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии 5 класс " Строгание заготовок из древесины"»

УРОК 7


Тема. Строгание заготовок древесины.



Практическая работа.


Наладка рубанка. Строгание заготовки .

Цели уроков: овладение знаниями и умениями по строганию древесины; создание условий для развития политехнического кругозора,

физических качеств отдельных групп мышц;

воспитание внимательности, точности, аккуратности. Данную тему рекомендуется разделить на два этапа.


На первом - целесообразно уделить внимание устройству рубанка,

его наладке, закреплению заготовки на верстаке и выполнению

пробного строгания на специальной заготовке.


На втором - рекомендуется выполнять вначале тренировочное

строгание, затем строгание заготовки столика выпиловочного.


.


Прогнозируемые результаты обучения:

учащиеся должны знать: виды и устройство рубанков; правила безопасной работы;

учащиеся должны уметь: выполнять наладку рубанка; строгать пласть и кромку заготовки; осуществлять контроль качества.

Оборудование и средства обучения: рубанок (шерхебель),

заготовки, угольник, линейка, верстак столярный, инструменты

для наладки


Ход урока


I. Этап организации занятия

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мобилизация внимания через загадывание загадок.


II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Загадки для учащихся.

• У конька у горбунка деревянные бока. Как зажмешь

его в руке — заскользит он по доске. (Рубанок.)

• Он в столярной мастерской так работает с душой, заготовки

все строгает, да рубанку помогает. (Шерхебель.)





III. Этап изучения нового материала

1. Получение ровных и гладких поверхностей древесины

строганием.

2. Инструменты для строгания. Деревянные и металлические

рубанки и шерхебель.


Строгание древесины это технологическая операция по срезанию с заготовки слоя древесины с помощью инструментов: шерхебель -для черновой обработки, рубанок - для чистовой.



3. Устройство рубанков.

Рубанки бывают двух видов: деревянный и металлический.

Основная деталь рубанков — колодка. Конструкция колодки зависит

от материала, из которого она изготовлена: древесины или

металла.











4. Черновое строгание.


Для первоначального чернового грубого строгания используют

шерхебель. У него нож узкий с закругленным лезвием. Это дает возможность

строгать заготовку вдоль и поперек волокон, срезая без особых усилий толстый слой древесины.


5. Чистовое строгание.

Чистовое строгание выполняют вдоль волокон рубанком с одиночным

или двойным ножом. Лезвия ножей заточены по прямой линии. У рубанка с двойным ножом имеется стружколоматель.


6. Наладка рубанка (шерхебеля).

Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно

ли налажен рубанок. Его поднимают подошвой вверх на уровень

глаз и смотрят, как установлен нож. При правильной установке

ножа его лезвие над подошвой просматривается без перекосов. У

шерхебеля лезвие ножа выступает на 1—3 мм, у рубанков с одиночным

и двойным ножами — на 0,1—0,3 мм.


7. Технологическая операция строгание.

При строгании древесины необходимо соблюдать хватку инструмента

и рабочее положение . Строгать следует на весь размах рук, с силой посылая рубанок в перед. В начале движения его прижимают левой рукой, в конце — правой.

Качество строгания проверяют ≪на просвет≫, линейку перемещают

по пласти или угольник — по кромке обрабатываемой поверхности


8. Профессии.

На деревообрабатывающих предприятиях строгание ручными и

электрическими рубанками выполняют столяры и плотники, а на

станках -станочники строгальных станков.


9. Правила безопасной работы.


Надежно закреплять заготовку на столярном верстаке.

Работать исправным рубанком с остро заточенным ножом.

Крепко удерживать рубанок при строгании.

При перемещении рубанка не касаться руками заготовки.

При перерывах в работе класть рубанок необходимо в лоток

столярного верстака лезвием ножа от себя.


IY. Этап первичной проверки изученного материала

Вопросы для учащихся.

• Для чего выполняют строгание древесины?

• Назовите основные виды рубанков.

• Из каких частей состоит металлический рубанок?

• Для чего предназначен шерхебель и чем он отличается

от рубанка?

• Назовите основные виды строгания древесины.

• Как правильно установить нож в рубанке?

• С чего начинают строгание заготовки из древесины?

• Какими должны быть хватка инструмента и рабочее

положение при строгании древесины?

• Как необходимо прижимать руки при строгании древесины

рубанком?

• Как проверить качество строгания ≪на просвет≫?

• Назовите основные требования по охране труда при

строгании древесины.



V. Этап выполнения практического задания

1. Получите у учителя заготовку из древесины для строгания

столика выпиловочного.

2. Выберите базовую сторону заготовки.

3. Выполните строгание пласти и кромки. Проверьте качество строгания линейкой и угольником, оцените качество выполненной работы и сдайте готовую работу учителю. Практическую работу следует выполнять согласно следующей последовательности:

• наладка рубанка;

• закрепление заготовки в клиньях и в зажиме;

• пробное строгание;

• определение толщины стружки: измерить заготовку; выполнить десять рабочих ходов строгания; измерить заготовку и определить толщину срезанного слоя в мм; разделить полученный результат на 10 и определить

срезаемый слой за один рабочий ход;

• при необходимости наладить рубанок на срезание слоя

толщиной 0,1...0,3 мм.


VI. Этап оценки выполнения заданий

Критерии и нормы:

• ровность строгания на просвет, точность прямого угла

• точность номинальных размеров


VII. Этап подведения итогов урока

Учащиеся называют свои оценки за выполнение заданий

и полученную на уроке отметку.

Учитель проводит качественную оценку

деятельности учащихся на уроке: типичные ошибки и пути их устранения;

• положительные стороны выполненной работы.


VIII. Этап рефлексии


IX. Этап завершения урока

.

Тест

1. Технологическая операция по срезанию с заготовки слоя

древесины для получения ровных поверхностей называется:

а) срезание;

б) зачистка;

в) опиливание;

в) строгание.


2. Обработка древесины для получения гладких ровных поверхностей

Осуществляется:


а) рубанком;

б) стругом;

в) шерхебелем;

г) фуганком.


3. Для первоначального чернового строгания используют:

а) рубанок;

б) фуганок;

в) шерхебель;

г) горбунок.


4. В каком варианте правильно перечислены детали рубанка?

а) 2 — колодка, 2 — нож, 3

носок, 4 — упор, 5 — клин;


б) 2 — корпус, 2 — нож, 3

боек, 4 — клин, 5 — упор;


в) 2 — колодка, 2 — нож,

3 — пятка, 4 — клин,

5 — упор.


5. Строгание поперек волокон выполняют:

а) шерхебелем;

б) рубанком;

в) шерхебелем и рубанком;

г) фуганком.


6. Рабочим органом рубанка является:

а) колодка;

б) нож;

в) упор;

г) струг.



7. Нож с закругленной формой лезвия принадлежит:

а) рубанку;

б) шерхебелю;

в) фуганку;

г) ценубелю.



8. Строгание начинают с:

а) торцевой стороны заготовки;

б) базовой стороны заготовки;

в) с кромки;

г) любой стороны заготовки;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!