СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок театрального искусства

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок театрального искусства»

Театральные уроки.


Во всём мне хочется дойти

До самой сути,

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.


До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.


Всё время, схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытия.



Эти слова, сказанные Б. Пастернаком, выражают, наверное, главную задачу учителя-словесника – дать возможность ребёнку почувствовать себя маленьким первооткрывателем большого мира литературы.

Настоящую литературу читать сложно, она требует от читателя работы: переживания, осмысления, поиска. Как же организовать преподавание литературы так, чтобы она стала интересна для современного ученика?



Приоритетные задачи работы педагога.

Исходя из проблемы, над которой работает наша школа, в качестве приоритетных задач

выделяю следующие:

- формировать у детей общечеловеческие ценности: способность к сопереживанию,

состраданию, умению чувствовать и понимать красоту окружающего мира;

- воспитывать грамотного читателя, способного к самостоятельному осмыслению художественного слова и явлений действительности;

- пробуждать в моём ученике творца, желающего и умеющего творить по законам

красоты.

Опыт показывает, что школьникам необходимы две вещи: знания и общение.

На уроках мне хочется им дать и то и другое. Ведь именно в их полноценном

взаимодействии дети учатся сопереживать героям произведения, различать добро и зло, постигать тайну человеческой души.

Ещё М. М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове

отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе диалогического общения».

Монолог, диалог, а затем многоголосье (полилог) не могут существовать отдельно. И если монолог – наставление личности, то диалог – это разговор с личностью.

Поэтому одним из средств, позволяющих активизировать процесс познания и сотворчества, считаю проведение театральных уроков

Психолого- педагогические предпосылки проведения театральных уроков.

Чем же отличается театральный урок от традиционного? На традиционном уроке ученик и учитель разделены. Один знает, другой учится. Один ведущий, другой ведомый. Отсюда и мизансцена урока: учитель и ученик находятся напротив друг друга. Театральный урок - совсем другое дело. Здесь всё определяется законами коллективного творчества. Следовательно, все всё делают вместе. Функция пространства – объединить всех участников процесса независимо от возраста. На традиционном уроке существуют незыблемые дисциплинарные правила. На театральных уроках эти строгости надо серьёзно ослабить, так как творчество не родится по команде: необходима атмосфера поиска, спора и соревнования, рождающего «творческий шум». Необходимо помнить: если ребята почувствуют, что сами являются авторами и исполнителями будущего действия, то учитель получит целый кладезь выдумок и фантазий, на которые неистощимы наши дети. Театральные уроки всегда выполняют компенсаторные функции. Здесь восполняется дефицит общения, движения, личностной реализации.

Существует устойчивое мнение, что маленькие дети – все артисты. Точно можно сказать: не все. Кто-то, и таких большинство, хочет и любит пообезьяничать, стремиться привлечь к себе внимание, но есть и такие, кто этого не хочет. Публичное творчество привлекает не всех. Другое дело – творчество вообще. Вот тут следует согласиться: все дети – творцы. Но одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к сочинительству, третьи – к конструированию, а четвёртые – ещё к чему-нибудь. Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребёнка, заставлять его быть на виду, если он этого не хочет. Нельзя ставить его в ситуацию, где он почувствует себя смешным и нелепым, хуже других. Но в то же время нельзя исключать ребёнка из общего дела, забывать о маленьком человеке, оставлять его в стороне. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться.

Работая над конкретной постановкой, можно разделить класс на «артистов» и «группу обеспечения», которая помогает изготовить бутафорию, реквизит, костюмы, декорации, рисует афиши и т. д.

Необходимо помнить, что законы детской игры и законы сцены различны. Играя для себя, «за закрытой дверью», и играть публично – не одно и то же. Игра «для себя» психологически естественна, игра на «публику» противоречит природе.


Основные группы театральных уроков.

Театральные уроки можно разделить на три группы:

- по одному литературному произведению;

- по нескольким произведениям;

- использование инсценировки как части урока.

Например, в седьмом классе провожу урок-зачёт по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Учащимся даётся задание по группам инсценировать отрывок из пьесы. На уроке выступают не только «артисты», но и участники «группы обеспечения» (аргументируют выбор костюмов, декораций, афиш и т. д.). Выполнение задания развивает творческие способности, креативное мышление (умение выдвигать идею и находить пути её реализации), обеспечивает участие в подготовке к уроку всего класса. Возникает вопрос об оценке учащихся на таких уроках. Психологи утверждают, что для ребят, обучающихся в среднем звене, очень важна оценка ровесников. Поэтому после выступления последней группы учащимся предлагается выбрать лучшую постановку, лучшего исполнителя мужской роли и женской роли, лучшую декорацию и т д. Одно условие – нельзя выбирать представителей своей группы. В зависимости от результатов выставляются оценки. Такая форма подведения итогов развивает в детях дух здорового соперничества, желание совершенствовать свои способности.

Примером театрального урока по нескольким произведениям является урок «Клоп» В. Маяковского и «Собачье сердце» М. Булгакова в контексте времени». Занятие проводится в форме заседания художественного совета, на котором решается вопрос о возможности постановки в театре юного зрителя данных произведений. Такая форма урока за сравнительно небольшой отрывок времени позволяет проанализировать оба произведения, оценить с разных позиций, показать актуальность комедии и повести. Во время подготовки к уроку и его проведения в работу включаются все творческие способности ребят (художественные, актёрские, музыкальные, литературные), углубляется их интерес к литературе, искусству, развивается самостоятельность мышления, совершенствуются навыки свободного обсуждения, общения. За две недели до урока учащиеся разбиваются на три группы. Две из них – это «молодёжные студии». Одна из них готовит к постановке отрывок из комедии В. Маяковского, другая – сценический вариант повести М. Булгакова. В каждой из групп выбираются «режиссёр», «художник», «заведующий музыкальной частью», «актёры», которые занимаются инсценировкой отрывка. Кроме того, оба коллектива должны подумать над следующими вопросами:

  1. Почему избрали для постановки именно эти произведения?

  2. Почему решили ставить их именно в ТЮЗе?

  3. Какова идея спектакля?

  4. В какой жанровой тональности будет поставлен спектакль?

  5. Каково будет музыкальное сопровождение?

Над этими же вопросами думают и члены «художественного совета»: «заведующий художественной частью», «заведующий литературной частью», «театральный критик», «заведующий художественно- постановочной частью», «музыкальный критик» и т. д.

Часть ребят получает задание проанализировать оба произведения с точки зрения бюрократа, обывателя, демагога, передового человека своего времени. Учитель выступает в роли председателя художественного совета. Он направляет ход обсуждения, вносит, если это необходимо, поправки, делает обобщения, подводит итоги.

Бывают и такие уроки, где инсценировка является лишь частью урока, фоном для объяснения того или иного материала. Например, в 10 классе при изучении романа-эпопеи «Война и мир» провожу урок по теме «Роль французского языка в романе». На занятии вниманию учащихся представляется инсценировка «Салон Шерер», где даётся фрагмент беседы светских красавиц на французском языке. Данная постановка является иллюстрацией материала данного урока, позволяет учащимся окунуться в мир высшего света Петербурга 19 века ( достигается эффект присутствия).

Основные формы работы.

Подготовка театрального урока – очень длительный и сложный процесс. Если просто дать задание инсценировать тот или иной отрывок, то вряд ли что-нибудь получится. Какие же формы работы используются на театральных уроках?

- составление партитуры текста (постановка логического ударения, расстановка пауз, повышение и понижение интонации и т. д.). Такая работа проводится на уроках русского языка и литературы и помогает правильно расставить акценты в той или иной реплике;

- перевод повествовательного текста в драматический диалог, чтобы из него стали понятны все предлагаемые обстоятельства, изложенные в повествовательном тексте. Например, повествовательный текст: «Морозная зимняя ночь. Мужчина у себя в комнате работает за письменным столом. Звонок в дверь. Мужчина удивлённо смотрит на часы: далеко за полночь. Входит Женщина, усталая и бледная. Её знобит. Мужчина удивлён и её приходом и её состоянием. Он берёт её за руки и чувствует, что она закоченела. Он почти силой заставляет Женщину прилечь на диван и укрывает её тёплым одеялом. Ей неловко, но она не сопротивляется. Мужчина торопится согреть чай».

Драматический текст.

Он. Это ты? Что случилось?

Она. Ничего.

Он. На тебе лица нет. И руки ледяные. Скорее ляг, согрейся. Вот тебе одеяло. Сейчас я тебе поставлю чай…

Она. Я оторвала тебя от работы.

Он. Пустяки. Откуда ты?

Она. Из дома.

Он. Шла ночью через весь город в такой мороз?

- создание речевых характеристик персонажей через анализ текста;

- игра «Кто сказал?»;

- игра «Этого не может быть»;

- озвучивание кинофильма (учащимся предлагается фрагмент кинофильма, идёт обсуждение отрывка с точки зрения речевой и внеречевой ситуации, мимики, жестов, затем выключается звук, учащиеся после предварительной подготовки пробуют сам озвучить отрывок);

- составление словаря героев;

- создание оригинальной пьесы. Необходимо помнить: как и в любом деле, связанном с творчеством, жёстких правил, касающихся порядка действий, нет. Но есть определённые этапы, которые художник проходит в любом случае. Рассмотрим эти этапы в том порядке который является наиболее логичным:

1. Определение темы.

2. Определение формы и формата произведения.

3. Выбор героев. Первый из них - это герой. Весь сюжет строится на том, что герой стремится к достижению некой цели. В этом ему мешает антагонист – второй тип главного действующего лица. Цели антагониста не просто не совпадают с целями героя, они прямо противоположны, взаимоисключающи. Третий тип действующего лица – объект, то есть персонаж, являющийся целью, к которой стремится герой. Четвёртый тип главного действующего лица – соратник, помощник героя в достижении его целей.

4. Определить мотив – то, к чему стремится герой. Всё, что будет предпринимать для достижения цели, - это действие. Всё, что ему мешает достигнуть цели, будет порождать конфликт, т. е. конфликт – это столкновение действия и противодействия. Можно воспользоваться следующей таблицей:

КТО?

ЧЕГО ХОЧЕТ?

ЧТО МЕШАЕТ?

Герой



Антагонист



Соратник



Объект


























Вот как выглядит таблица применительно к пьесе Е. Шварца «Снежная королева»:

КТО?

ЧЕГО ХОЧЕТ?

ЧТО МЕШАЕТ?

Герой - Герда

Найти и вернуть Кая домой

Не знает, где он. Интриги Советника. Снежная Королева хочет оставить Кая у себя.

Антагонисты – Снежная Королева, Советник

Оставить Кая у себя, отомстить Герде, уничтожить её.

Любовь Герды к Каю, находчивость Герды. Девочке помогает Сказочник.

Соратник – Сказочник

Помочь Герде и хорошо закончить сказку.

Интриги Советника. Снежная Королева хочет оставить Кая у себя.

Объект – Кай

Вернуться домой.

Ледяное сердце. Снежная Королева хочет оставить мальчика у себя.


Эта таблица поможет более чётко определить функции каждого из действующих лиц и сделать сюжет более чётким и понятным;

- создание костюмов героев. Во многих литературных произведениях костюмы героев описаны достаточно подробно. А вот у А. С. Пушкина читаем: «Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле». Учащиеся получают задание – создать костюм для Дуни. Одни ребята выполняют задание, обращаясь к костюмам литературных героев того же времени, другие обращаются к специальной литературе, например, к книге Бруна, Тильке «История костюма от древности до нового времени». Для выполнения задания можно обратиться к таблице «Силуэты-схемы женских костюмов разных эпох».

Очень важным для начинающего артиста является умение двигаться и говорить. К. Г. Станиславский говорил: «Все действия должны быть логичны, тогда они будут правдивы». Динамические паузы, проводимые на уроках русского языка и литературы, направлены на развитие пластики, например, «Цветочный магазин», «Свеча», «Тряпичная кукла» и т. д. Все игры строятся согласно следующим принципам: игрового самочувствия, от простого к сложному, от элементарного фантазирования к созданию образа.

На уроках русского языка проводятся фонетические и орфоэпические паузы.

Во внеурочное время для учащихся организован факультатив «История про театр», который преследует три основные задачи:

  1. Выработать единую понятийную систему, единый язык, на котором можно говорить об искусстве.

  2. Сформировать культуру восприятия искусства.

  3. Активизировать творческий процесс.

Итак, театральные уроки:

- развивают творческие способности, креативное мышление учащихся;

- обеспечивают подготовку к уроку всех учащихся;

- помогают углубить интерес учащихся к литературе, искусству;

- совершенствуют коммуникативные навыки.

Способность к творчеству требует самого тщательного развития, её надо растить бережно и скурпулёзно.

Ученик должен учить себя сам – открывать для себя секреты свободного существования на сцене и в жизни. Тогда каждый из них будет понят на всю жизнь. Такой путь более труден и для детей, и для педагогов. Назовём его «педагогикой корня» или «педагогикой процесса». Он принципиально отличается от той традиционной методики преподавания, когда ученики пассивны. Согласно традиционной системе, которую назовём «педагогикой результата», педагоги и ученики разъединены – занимаются двумя разными делами: одни преподают, другие получают знания. И знания, легко доставшиеся, быстро забываются. Напротив, активная позиция ученика превращает для них процесс обучения в личностно значимую деятельность.

Это очень важно не только для театральной педагогики, но и для педагогики в целом. Позиция самостоятельного поиска истины и проверка её самостоятельной же практикой – вот принцип обучения К. Г. Станиславского.

Нельзя навязывать ученику своё педагогическое представление – надо подвести ученика к рождению своего собственного. Нельзя пичкать ученика знаниями, необходимость овладения которыми он ещё не осознал. Ученик должен упереться в проблему на практике и сам спросить «почему?» - вот когда педагог отдаёт свои знания, ставшие теперь необходимыми.

Театральные уроки – это именно та стихия, которая способствует росту личности как таковой, а не только приобретению набора знаний и усвоению неких норм.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!