СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету Мир растений в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Свойства воды"»

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 мин

1. Организационный момент.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь, садитесь.

- Какое сейчас время года?

- Зимой холодно или тепло?

- Давайте покажем как нам зимой холодно, мы замерзли.


- Какое время года скоро начнется?

- Верно! А теперь представьте, что вас согрело весеннее солнышко, вам тепло. У вас хорошее настроение. С таким же хорошим настроением давайте начнем этот урок!

Обучающиеся здороваются с гостями, садятся на свои места.

Д.: зима.

Д.: холодно.

Обучающиеся ежатся, изображают, что они замерзли.


Д.: весна.



6 мин


2. Постановка цели и задач урока. Постановка проблемы.

- Внимание на экран! (Слайд 1: заставка «Галилео».)

- В эфире научная передача «Галилео»! И вас приветствую я, ее ведущая Екатерина Валерьевна! В ближайшие 40 минут мы с вами узнаем много нового и интересного, а также проведем настоящий научный эксперимент!

- Представляю вам наших юных исследователей! Первая группа: Олифиров Вадим и Дьячков Алексей! Вторая группа: Симдяшкина Анна и Сосновцев Илья! Третья группа: Скибин Иван и Лахман Елена!

- Что будет темой исследования, вы узнаете, разгадав ребус. На краю парты каждой из групп лежит конверт. В нем вы найдете капельки разных цветов с буквами на них. Вам с вашим товарищем необходимо составить тему урока по образцу (слайд 3-4: ребус, слово «Вода») и прочитать ее.

- Верно, тема урока «Вода».

- Посмотрите на экран (слайд 5: изображение воды, снежинки, льда, облака).

- Назовите здесь воду.




- Ребята, вы назвали не все. Вода – это не только капля, но и снег, и лед, и облако! Все это вода! А знаете почему?

- А хотите узнать?

- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с водой.

- Какова цель урока?

- Верно! это и будет вашей целью на этот урок. А моей целью будет познакомить вас со свойствами воды и ее состояниями в природе.





Обучающиеся достают из конверта «Капельки», пробуют составить и прочитать слово-тему урока.





Обучающиеся высказывают свои предположения, что из представленного на картинках является водой.




Д.: нет, не знаем.

Д.: да!

Высказывают свои предположения.



Д.: узнать больше о воде.


1 мин

3. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы правильно и чисто говорить, давайте разомнем наш речевой аппарат: рот, язык и связки. Повторяйте за мной:

ДУ-ДУ-ДУ – в воду тёплую иду.

ДЫ-ДЫ-ДЫ – больше не боюсь воды.

ДЕ-ДЕ-ДЕ – искупался в воде.





Обучающиеся повторяют за учителем чистоговорку, разминая речевой аппарат.

4 мин

4. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ваша задача во время урока собирать капельки. Капельки вы будете брать сами, по одной, за каждый ответ. Но обратите внимание, они все разные:

если вы считаете, что ответили верно, то берете синюю капельку;

если ответили верно, но вам много помогал учитель, то белую капельку;

если ответ был слабым или неверным, то красную капельку.

По цвету капелек решится ваша отметка за урок.

А грамоту и сладкий приз получит группа, набравшая больше всего капелек.

- Приступаем к самому интересному! (слайд 6-7: заставка «Галилео»+перечень сюжетов).

- Сегодня на уроке нас ожидают следующие сюжеты: «Занимательные опыты», «Домашнее задание», «Игровой», Викторина «Загадочная», «Коллаж»!


10 мин

5. Первичное усвоение новых знаний.

Сюжет «Занимательные опыты»

(слайд 8: заставка)

Опыт 1. У меня в сосуде налита вода. Какого она цвета?


Учитель попеременно рядом с сосудом показывая полоски бумаги разного цвета.




Опыт 2. У каждого из вас на парте стоят стаканы (или мензурки) с водой и полоски разного цвета. по очереди с соседом по парте опускайте полоски в стакан.

- Что вы заметили?


- Что можно сказать о воде?


Опыт 3. Теперь мне нужны два помощника.

Одному из обучающихся дается сахар, второму – разрезанный лимон.

Дать обоим попить воды. Предложить определить ее вкус.


Опыт 4. К столу приглашается обучающийся, ему предлагается попробовать перелить воду из одного стакана в другой.

- Что можно сказать о воде?

- Верно, в таком состоянии она жидкая.


Опыт 5. В начале урока я сказала, что лед – тоже вода. Давайте это проверим.

У вас на парте стоят блюдца. Сейчас каждому из вас я положу на них по кусочку льда.

- Дотроньтесь до льда пальцем. какой он?

- Как вы думаете, что произойдет со льдом за урок?

- Проверить это мы сможем в конце урока, а сейчас мы перейдем к следующему сюжету!


Сюжет «Домашнее задание».

(слайд 9: заставка).

- Скибин Иван дома с мамой проводил эксперимент. Ваня, расскажи, что вы делали? (10-12 слайды: эксперимент со льдом).


- Также мы с вами проводили эксперимент в классе. Занял он несколько дней. Скажите, что мы делали в первый день? (слайды 13-14)


- Что произошло с водой потом?

- Куда же она пропала?



- Она испарилась! Вода от тепла в классе превратилась в пар. А пар – это тоже вода!

- А сейчас давайте послушаем сообщение, которое приготовил Вадим.




Обучающиеся высказывают свое мнение (белая, синяя, голубая),

пытаются определить цвет, сравнивая полоски с цветом воды.

Приходят к выводу, что цвет воды определить нельзя, т.к. она бесцветная.






Д.: через воду хорошо видно полоски и их цвет.

Д.: она прозрачная.



Обучающиеся поочередно определяют вкус сахара и лимона (сладкий, кислый).

Делают вывод, что вода не имеет вкуса.






Д.: она жидкая.










Обуч-ся описывают лед: твердый, холодный.

Высказывают свои предположения.





Обучающийся с опорой на слайды рассказывает о своем эксперименте получения льда из воды через заморозку.





Д.: набрали воду в блюдце и оставили так стоять.


Д.: она пропала.

Обучающиеся высказывают свои предположения.




Обучающийся выходит к доске и рассказывает сообщение:

«Вода в природе бывает в жидком, твердом и газообразном состояниях (слайд 15).

Жидкое состояние: река, дождь, море, лужа (слайд 16).

Твердое состояние: лед на реке, снег, град (слайд 17).

Газообразное состояние: пар от реки (слайд 18)».

2 мин.

Физминутка.

Сюжет «Игровой».

(слайд 19)

- Я думаю пора отдохнуть. Давайте немного поиграем. Игра «Вода – не вода».

Я называю предмет. Если это вода, вы хлопаете руками. Не вода – топаете ногами.

Слова: река, солнце, ветер, лужа, снег, ручка, облако, ящерица, дождь, яблоко, снежинка, карандаш.









Обучающиеся стараются отгадать, что из названного вода, а что нет.

5 мин

6. Первичная проверка понимания

- А теперь пришло время проверить, что вы поняли.

Сюжет «Загадочная вода».

(слайд 20).

Я буду загадывать загадки. Вы их отгадывать их и называть состояние: твердое, жидкое или газообразное. После этого вещать изображение с предметом в таблицу. Детям демонстрируется таблица с тремя столбиками для каждого состояния воды.

1) С крыши вниз свисает

Острая рогулька.

Капли вниз бросает

Мокрые… (слайд 21).


2) Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (слайд 22).


3) Миллионов капель вождь,

Падает на землю… (слайд 23).


4) Мороз коснулся светлых вод

И навёл хрустальный (слайд 24).


5) Выпал с неба чистый мел –

Городок наш посветлел.

У зимы пока разбег

Утром встал, растаял… (слайд 25).


6) С ручейка берёт начало,

Что бы это означало?

Глубока и широка,

Средь полей течёт… (слайд 26).















Д.: сосулька – твердое; вешает рисунок в таблицу.


Д.: облака – газообразное; вешает рисунок в таблицу.


Д.: дождь – жидкое; вешает рисунок в таблицу.

Д.: лед – твердое; вешает рисунок в таблицу.




Д.: снег – твердое; вешает рисунок в таблицу.


Д.: река – жидкое;

вешает рисунок в таблицу.


4 мин

7. Первичное закрепление.

Сюжет «Коллаж».

- Найдите на картинке предметы, являющиеся водой (жидкое, твердое и газообразное состояние). Назовите их.

- В каком состоянии?





- Ребята, посмотрите на лед. Что произошло?

- Верно, лед имеет какое состояние?

- Чем станет лед?

- Вода – это жидкое или твердое состояние?

- Вот так из твердого льда появляется жидкая вода.





Обучающиеся называют предметы, которые являются водой (снежинка, сосулька, капля, облако), называют их состояние.

Д.: в блюдце появилась вода, лед начал таять.


Д.: твердое.

Д.: водой.

Д.:. жидкое.


3 мин

8. Оценивание.

- Пришло время посчитать фишки каждого из вас и посмотреть, какого цвета больше.






- А теперь давайте посчитаем у какой группы больше всего «капелек».

Проходит награждение грамотами и сладкими призами обучающихся по подгруппам (1, 2 и 3 места).

Идет подсчет фишек. Обсуждаются отметки обучающихся за урок. Каждый высказывается сам, также высказывают свое мнение одноклассники. Итог подводит учитель.

3 мин

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Какая была тема урока?

- Какой была цель?

- Верно. Скажите, что мы узнали из опытов?

- Какие 3 состояния воды вы знаете?

- Наша передача подходит к концу! Надеюсь, вам было интересно! Теперь вы настоящие исследователи, и я вами очень довольна!

Д.: вода.

Д.: узнать больше о воде.

Д.: вода не имеет цвета, прозрачная и т.д.

Д.: жидкое, твердое, газообразное.

1 мин

10. Объяснение домашнего задания.

- Настоящие исследователи никогда не останавливаются на достигнутом! Поэтому каждому из вас я вклеила домашнее задание в тетради: первая подгруппа (Аня, Ваня и Вадим) выполняет задание по таблице; вторая подгруппа (Илья, Лена и Леша) раскрашивает предметы, обозначающие воду.






























Тема: Вода и ее свойства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок – исследование.

Методы обучения:

словесные: объяснительно-иллюстративный, сообщения обучающихся, беседа;

наглядные: раздаточный материал с изображением воды и ее состояний, наблюдение за ходом некоторых экспериментов.

практические: проведение экспериментов, выполнение заданий по таблице.

мультимедийные: презентация PowerPoint.

Цель урока:

познакомить обучающихся со свойствами воды, с ее различными состояниями через практические опыты.

Задачи:

1. Формирование представлений о свойствах воды; практических умений ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам исследований.

2. Коррекция мыслительных процессов: сравнение и обобщение через практические опыты; развитие коммуникативных навыков при работе в парах, самооцениивании и оценивании ответов одноклассников.

3. Воспитание положительной мотивации к учению, познавательного интереса к предмету.

Ключевые компетенции:

Образовательные:

- формирование предметных компетенций обучающихся через выявление обучающимися представлений о свойствах и состояниях воды через опыты и наблюдение.

Коррекционные:

- формирование учебно-познавательной компетенции через практические исследования, соотнесение сообщения урока с результатом опытов;

- формирование коммуникативной компетенции через развитие устной речи, умение работать в паре, высказывать свое мнение, оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Воспитательные:

- формирование ценностно-смысловой компетенции на основе интереса к предмету.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!