Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 мин | 1. Организационный момент. | - Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь, садитесь. - Какое сейчас время года? - Зимой холодно или тепло? - Давайте покажем как нам зимой холодно, мы замерзли. - Какое время года скоро начнется? - Верно! А теперь представьте, что вас согрело весеннее солнышко, вам тепло. У вас хорошее настроение. С таким же хорошим настроением давайте начнем этот урок! | Обучающиеся здороваются с гостями, садятся на свои места. Д.: зима. Д.: холодно. Обучающиеся ежатся, изображают, что они замерзли. Д.: весна. |
6 мин | 2. Постановка цели и задач урока. Постановка проблемы. | - Внимание на экран! (Слайд 1: заставка «Галилео».) - В эфире научная передача «Галилео»! И вас приветствую я, ее ведущая Екатерина Валерьевна! В ближайшие 40 минут мы с вами узнаем много нового и интересного, а также проведем настоящий научный эксперимент! - Представляю вам наших юных исследователей! Первая группа: Олифиров Вадим и Дьячков Алексей! Вторая группа: Симдяшкина Анна и Сосновцев Илья! Третья группа: Скибин Иван и Лахман Елена! - Что будет темой исследования, вы узнаете, разгадав ребус. На краю парты каждой из групп лежит конверт. В нем вы найдете капельки разных цветов с буквами на них. Вам с вашим товарищем необходимо составить тему урока по образцу (слайд 3-4: ребус, слово «Вода») и прочитать ее. - Верно, тема урока «Вода». - Посмотрите на экран (слайд 5: изображение воды, снежинки, льда, облака). - Назовите здесь воду. - Ребята, вы назвали не все. Вода – это не только капля, но и снег, и лед, и облако! Все это вода! А знаете почему? - А хотите узнать? - Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с водой. - Какова цель урока? - Верно! это и будет вашей целью на этот урок. А моей целью будет познакомить вас со свойствами воды и ее состояниями в природе. | |
Обучающиеся достают из конверта «Капельки», пробуют составить и прочитать слово-тему урока. Обучающиеся высказывают свои предположения, что из представленного на картинках является водой. Д.: нет, не знаем. Д.: да! Высказывают свои предположения. Д.: узнать больше о воде. |
1 мин | 3. Артикуляционная гимнастика. | - Для того, чтобы правильно и чисто говорить, давайте разомнем наш речевой аппарат: рот, язык и связки. Повторяйте за мной: ДУ-ДУ-ДУ – в воду тёплую иду. ДЫ-ДЫ-ДЫ – больше не боюсь воды. ДЕ-ДЕ-ДЕ – искупался в воде. | Обучающиеся повторяют за учителем чистоговорку, разминая речевой аппарат. |
4 мин | 4. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Ваша задача во время урока собирать капельки. Капельки вы будете брать сами, по одной, за каждый ответ. Но обратите внимание, они все разные: если вы считаете, что ответили верно, то берете синюю капельку; если ответили верно, но вам много помогал учитель, то белую капельку; если ответ был слабым или неверным, то красную капельку. По цвету капелек решится ваша отметка за урок. А грамоту и сладкий приз получит группа, набравшая больше всего капелек. - Приступаем к самому интересному! (слайд 6-7: заставка «Галилео»+перечень сюжетов). - Сегодня на уроке нас ожидают следующие сюжеты: «Занимательные опыты», «Домашнее задание», «Игровой», Викторина «Загадочная», «Коллаж»! | |
10 мин | 5. Первичное усвоение новых знаний. | Сюжет «Занимательные опыты» (слайд 8: заставка) Опыт 1. У меня в сосуде налита вода. Какого она цвета? Учитель попеременно рядом с сосудом показывая полоски бумаги разного цвета. Опыт 2. У каждого из вас на парте стоят стаканы (или мензурки) с водой и полоски разного цвета. по очереди с соседом по парте опускайте полоски в стакан. - Что вы заметили? - Что можно сказать о воде? Опыт 3. Теперь мне нужны два помощника. Одному из обучающихся дается сахар, второму – разрезанный лимон. Дать обоим попить воды. Предложить определить ее вкус. Опыт 4. К столу приглашается обучающийся, ему предлагается попробовать перелить воду из одного стакана в другой. - Что можно сказать о воде? - Верно, в таком состоянии она жидкая. Опыт 5. В начале урока я сказала, что лед – тоже вода. Давайте это проверим. У вас на парте стоят блюдца. Сейчас каждому из вас я положу на них по кусочку льда. - Дотроньтесь до льда пальцем. какой он? - Как вы думаете, что произойдет со льдом за урок? - Проверить это мы сможем в конце урока, а сейчас мы перейдем к следующему сюжету! Сюжет «Домашнее задание». (слайд 9: заставка). - Скибин Иван дома с мамой проводил эксперимент. Ваня, расскажи, что вы делали? (10-12 слайды: эксперимент со льдом). - Также мы с вами проводили эксперимент в классе. Занял он несколько дней. Скажите, что мы делали в первый день? (слайды 13-14) - Что произошло с водой потом? - Куда же она пропала? - Она испарилась! Вода от тепла в классе превратилась в пар. А пар – это тоже вода! - А сейчас давайте послушаем сообщение, которое приготовил Вадим. | Обучающиеся высказывают свое мнение (белая, синяя, голубая), пытаются определить цвет, сравнивая полоски с цветом воды. Приходят к выводу, что цвет воды определить нельзя, т.к. она бесцветная. Д.: через воду хорошо видно полоски и их цвет. Д.: она прозрачная. Обучающиеся поочередно определяют вкус сахара и лимона (сладкий, кислый). Делают вывод, что вода не имеет вкуса. Д.: она жидкая. Обуч-ся описывают лед: твердый, холодный. Высказывают свои предположения. Обучающийся с опорой на слайды рассказывает о своем эксперименте получения льда из воды через заморозку. Д.: набрали воду в блюдце и оставили так стоять. Д.: она пропала. Обучающиеся высказывают свои предположения. Обучающийся выходит к доске и рассказывает сообщение: «Вода в природе бывает в жидком, твердом и газообразном состояниях (слайд 15). Жидкое состояние: река, дождь, море, лужа (слайд 16). Твердое состояние: лед на реке, снег, град (слайд 17). Газообразное состояние: пар от реки (слайд 18)». |
2 мин. | Физминутка. | Сюжет «Игровой». (слайд 19) - Я думаю пора отдохнуть. Давайте немного поиграем. Игра «Вода – не вода». Я называю предмет. Если это вода, вы хлопаете руками. Не вода – топаете ногами. Слова: река, солнце, ветер, лужа, снег, ручка, облако, ящерица, дождь, яблоко, снежинка, карандаш. | Обучающиеся стараются отгадать, что из названного вода, а что нет. |
5 мин | 6. Первичная проверка понимания | - А теперь пришло время проверить, что вы поняли. Сюжет «Загадочная вода». (слайд 20). Я буду загадывать загадки. Вы их отгадывать их и называть состояние: твердое, жидкое или газообразное. После этого вещать изображение с предметом в таблицу. Детям демонстрируется таблица с тремя столбиками для каждого состояния воды. 1) С крыши вниз свисает Острая рогулька. Капли вниз бросает Мокрые… (слайд 21). 2) Белые овечки Не сидят на печке. А плывут издалека Кучевые… (слайд 22). 3) Миллионов капель вождь, Падает на землю… (слайд 23). 4) Мороз коснулся светлых вод И навёл хрустальный (слайд 24). 5) Выпал с неба чистый мел – Городок наш посветлел. У зимы пока разбег Утром встал, растаял… (слайд 25). 6) С ручейка берёт начало, Что бы это означало? Глубока и широка, Средь полей течёт… (слайд 26). | Д.: сосулька – твердое; вешает рисунок в таблицу. Д.: облака – газообразное; вешает рисунок в таблицу. Д.: дождь – жидкое; вешает рисунок в таблицу. Д.: лед – твердое; вешает рисунок в таблицу. Д.: снег – твердое; вешает рисунок в таблицу. Д.: река – жидкое; вешает рисунок в таблицу. |
4 мин | 7. Первичное закрепление. | Сюжет «Коллаж». - Найдите на картинке предметы, являющиеся водой (жидкое, твердое и газообразное состояние). Назовите их. - В каком состоянии? - Ребята, посмотрите на лед. Что произошло? - Верно, лед имеет какое состояние? - Чем станет лед? - Вода – это жидкое или твердое состояние? - Вот так из твердого льда появляется жидкая вода. | Обучающиеся называют предметы, которые являются водой (снежинка, сосулька, капля, облако), называют их состояние. Д.: в блюдце появилась вода, лед начал таять. Д.: твердое. Д.: водой. Д.:. жидкое. |
3 мин | 8. Оценивание. | - Пришло время посчитать фишки каждого из вас и посмотреть, какого цвета больше. - А теперь давайте посчитаем у какой группы больше всего «капелек». Проходит награждение грамотами и сладкими призами обучающихся по подгруппам (1, 2 и 3 места). | Идет подсчет фишек. Обсуждаются отметки обучающихся за урок. Каждый высказывается сам, также высказывают свое мнение одноклассники. Итог подводит учитель. |
3 мин | 9. Рефлексия учебной деятельности. | - Какая была тема урока? - Какой была цель? - Верно. Скажите, что мы узнали из опытов? - Какие 3 состояния воды вы знаете? - Наша передача подходит к концу! Надеюсь, вам было интересно! Теперь вы настоящие исследователи, и я вами очень довольна! | Д.: вода. Д.: узнать больше о воде. Д.: вода не имеет цвета, прозрачная и т.д. Д.: жидкое, твердое, газообразное. |
1 мин | 10. Объяснение домашнего задания. | - Настоящие исследователи никогда не останавливаются на достигнутом! Поэтому каждому из вас я вклеила домашнее задание в тетради: первая подгруппа (Аня, Ваня и Вадим) выполняет задание по таблице; вторая подгруппа (Илья, Лена и Леша) раскрашивает предметы, обозначающие воду. | |
наглядные: раздаточный материал с изображением воды и ее состояний, наблюдение за ходом некоторых экспериментов.
практические: проведение экспериментов, выполнение заданий по таблице.
мультимедийные: презентация PowerPoint.
познакомить обучающихся со свойствами воды, с ее различными состояниями через практические опыты.
1. Формирование представлений о свойствах воды; практических умений ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам исследований.
2. Коррекция мыслительных процессов: сравнение и обобщение через практические опыты; развитие коммуникативных навыков при работе в парах, самооцениивании и оценивании ответов одноклассников.
3. Воспитание положительной мотивации к учению, познавательного интереса к предмету.
- формирование предметных компетенций обучающихся через выявление обучающимися представлений о свойствах и состояниях воды через опыты и наблюдение.
- формирование учебно-познавательной компетенции через практические исследования, соотнесение сообщения урока с результатом опытов;
- формирование коммуникативной компетенции через развитие устной речи, умение работать в паре, высказывать свое мнение, оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
- формирование ценностно-смысловой компетенции на основе интереса к предмету.