СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе. Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков. Лабораторная работа 4. Строение и разнообразие цветков.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 6 классе "Строение цветка"

 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе. Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков. Лабораторная работа 4. Строение и разнообразие цветков.»

Урок. Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков. Лабораторная работа 4. Строение и разнообразие цветков.

Цель: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,

  • показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

  • сформировать у обучающихся знания о разнообразии цветковых растений.

Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

  • прививать бережное отношение к природе,

  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный, практический.

Оборудование: таблица «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков; карточки «Тест-соответствие» и презентация.

Ход урока

  1. Организационная часть

  2. Актуализация материала

  3. Изучение нового материала:

  4. Физминутка

  5. Первичное закрепление материала

  6. Вторичное закрепление материала

  7. Рефлексия

  8. Подведение итогов урока

  9. Задание на дом

  1. Организационная часть. 

Приветствие детей. (слайд 1)

Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе.

Цветут цветы для КРАСОТЫ, для мыслей, чистых и прекрасных,
Для вечной праведной ЛЮБВИ и для СЕРДЕЦ, красивых, ясных.
Цветов прекрасный аромат нам поднимает настроение,
а красота излечит нас от скуки томной и безделья.
Цветы, как искорки костра, всегда согреют наши души.
Природа нам цветы дала, чтоб жизни наши стали ЛУЧШЕ !!!

Вера Травникова

Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

(зачитать стихотворение)

               « Цветочный урок сегодня у нас,

                  К нему готовился каждый из вас.

                  Чтоб сегодня отличиться,

                   Надо очень потрудиться.

                   Уметь мыслить, рассуждать,

                   Почаще руку поднимать.

                   И верю, что каждого ждет свой успех,

                   Душою болею за всех!

Тему урока вам подскажет видеосюжет (видео «Распускание цветов»)

Кто догадался, чему посвящён наш урок? Правильно, строению цветка. (слайд 2.)

Цели урока (слайд 3)

2. Актуализация материала:

Учитель: Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.

3. Изучение нового материала:

Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль

А) Вводное слово:

Учитель: Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими, не перестают восхищать нас.             Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”.

Б) Строение цветка:   ( По ходу рассказа учителя рассматривается презентация).

  Учитель: Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

       Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки. (Слайд № 4)

       Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. (Слайд № 5,6)

Цветок имеет главные и второстепенные части (Схема – слайд № 7).

Учащиеся зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.

  Учитель:  (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки (Слайд 8), которые тоже имеют особое строение. 

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

     Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

  Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд №9)

У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным (слайд 10,11).

У лилейных нет чашелистиков – у них простой околоцветник (слайд 12,13).

Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии      (Слайд № 14).

Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.).

Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд №15).

 Венчик цветка яблони (Слайд № 16,17,18) состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.

       Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.

       Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики или тычинки (слайд 19,20). Эти цветы называют однополыми.


      Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других (слайд 21,22)

В) Формула цветка: (слайд 23)

       Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

 ♀  - пестичные (женские) цветки,

 ♂  - тычиночные (мужские) цветки,

♂♀   - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

∞    - число частей цветка больше 12.

Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (слайд 24).

Для чего же нужны части цветка? (слайд 25)


  1. Физминутка:

Учитель: Вот сколько нового мы узнали о строении цветка, давайте отдохнем.

Шла Машенька по тропинке                    Ходьба на месте.

И несла в руках корзинку.                       Имитируют, что несут корзинку.

В этой маленькой корзинке               Показывают руками маленькую величину

Есть различные цветы:                      Имитируют формирование букета.

Клевер, ландыш, незабудки,

Голубые васильки.

Что угодно для души!                        Кладут руку на сердце.

Какой душистый аромат!                  Подносят воображаемые цветы к носу, нюхают: вдох-выдох.           Цветам душистым я так рад!           На лице выражение восторга, радости,

                                                          руки чуть приподняты вверх и разведены

                                                          в стороны.

  1. Первичное закрепление материала: (выполнение лабораторной работы)

Лабораторная работа 4. Строение и разнообразие цветков.

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», рисунки

Инструктивная карточка (слайд 26, 27).

1. Рассмотрите цветок.

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик - главные части цветка, запишите в тетрадях.


Строение цветка фиалки (петунии)

Части цветка

Число частей цветка

Цветоножка


Цветоложе


Чашелистики


Лепестки венчика


Тычинки


Пестики


6. Разнообразие цветов (слайд 28)

А) «Самый, самый». 

- Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…гниющего мяса (слайд 29)

Самый высокий Аморфофаллус титанический (слайд 30)

Самый маленький вольфия (ряска) (слайд 31)

Г) Тест-соответствие: (на парте карточки) (Слайд № 32) поставьте соответствие букв - цифрам:

Название частей цветка



Строение

Цветоножка

Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе

Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

Чашелистики

Мужской орган размножения.

Лепестки

Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

Тычинки

Прикрепляет к стеблю.

Пестик

Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Нормы –                                   нет ошибок – «5»

                                                  1-2 – оценка  «4»

                                                  3-4 – оценка  «3»


6. Рефлексия: незаконченное предложение.

Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложение:

    • Сегодня мне урок понравился потому, что … (высказывания детей).

    • Оцените свое самочувствие на уроке: (Слайд № 20)


Мне грустно, Мне обидно, что не Я злюсь на себя

я не все понял спросили


Мне понравилось Я в восторге, все Я

понял удивлен

  1. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня мы с вами  познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.

Выставление оценок, оценка урока.

  1. Задание на дом:

Подготовить презентации « Легенды о цветах»,  подобрать загадки о цветах, выучить параграф.






5



Скачать

© 2023 557 22

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!