«Средневековый замок»
Многомерный электронный образовательный ресурс «Средневековый замок» может быть использован при изучении следующих тем в курсе истории 6 класса:
«В рыцарском замке», учебник Агибаловой Е., Донского Г. «История Средних веков» (п. 11);
«Девиз — куртуазность!», учебник Бойцова М., Шукурова Р. «История Средних веков» (п. 35).
Моделирующий раздел содержит три интерактивные 3D-модели.
Первая модель демонстрирует внешний вид замка.
Вторая модель является анимацией и демонстрирует оборону замка при нападении противника.
Третья модель демонстрирует внутреннее устройство донжона – главной башни рыцарского замка.
Контролирующий раздел включает задания по теме урока, в том числе вопросы на закрепление теоретического материала.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: ввладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используя современные источники информации на электронных носителях.
Предметные: сформировать представление о традициях и стиле жизни в X–XIV вв., значении феодальных замков в жизни различных слоев населения.
Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
компьютеры;
проектор;
очки;
экран или интерактивная доска.
Формы работы: коллективная.
В ходе урока, в зависимости от технических возможностей учитель может использовать многомерное представление изучаемого материала на большом экране, который ученик рассматривает в специальных очках, и/или индивидуальную работу обучаемых с изучаемым материалом. В данном случае класс должен быть оснащен специально оборудованными рабочими местами для каждого ученика.
Ход урока по теме «В рыцарском замке» с использованием МЭОР.
тапы урока | Учебные задачи | Функции МЭОР | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
Организационная часть | Изучить интерфейс МЭОР «Средневековый замок» на примере первого слоя «Замок». | Демонстрируется интерфейс ресурса, поясняется его структура. | Изучают предъявляемую информацию. Проходят проверку готовности к проведению урока | Сообщает тему, цель урока, порядок его проведения. Рассказывает об особенностях урока и возможностях МЭОР. |
Введение нового материала (см. ниже вариант рассказа учителя с опорой на 3D-модели) | Изучить строение средневекового замка, его основных элементов, в том числе донжона (слои 1 и 3). Изучить способы обороны замка на примере анимации в слое 2 «Оборона замка». | Компьютерная визуализация средневекового замка. | Наблюдают за изображением на экране, при необходимости делают записи в тетради. | Объясняет новый материал с использованием МЭОР. |
Сопутствующее закрепление | Выявить особенности повседневной жизни различных слоев населения в X-XIV вв. | Выполняет вращение, повороты, приближение, удаление. Работает в тестовом режиме. Отображает вопросы из вкладки «Тест» по пройденному материалу. | Отвечают на вопросы учителя. | Организует обсуждение нового материала с помощью вопросов вкладки «Тест». |
Подведение итогов изучения нового материала | Сделать выводы относительно значения замков в жизни населения в X–XIV вв. | Выдает на экран необходимую учебную и справочную информацию. | Формулировка вывода относительно места нового знания в системе изученного. | Подводит итог обсуждения нового материала. |
Заключительная часть | – | – | Записывает домашнее задание. | Выдает домашнее задание, объявляет об окончании урока. |
Вариант рассказа учителя с опорой на 3D-модели (курсивом выделены действия учителя):
Жилищем феодала был замок – крепость. Чаще всего он строился в месте, удобном для обороны: на высоком холме или мысу, окруженном водой (продемонстрировать общий вид модели, совершить обзор замка на 360 градусов).
Самое уязвимое место замка – ворота. Поэтому их защищало особенное укрепление – барбакан (показать барбакан с помощью наведения не него курсора мыши, при клике на барбакан появляется выносная линия с подписью). Барбакан часто представлял собой самостоятельную крепость с отдельным гарнизоном. И барбакан, и сам замок был окружен рвом, заполненным водой (показать ров). Через ров можно было перейти по мосту, который в случае опасности поднимался на цепях. Ворота перекрывались железной решеткой. (показать ворота, продемонстрировать анимацию подъема и опускания моста и решетки). За воротами начинался узкий проход - захаб, в котором было удобно держать оборону. Если враги подступали к стенам замка, защитники обстреливали их из луков и арбалетов через бойницы (показать бойницы), а также с галерей, проходивших по верху стен (показать галереи). Установленные на стенах метательные машины бросали в противника тяжелые камни (показать метательные машины).
Стены укреплялись боевыми башнями, выступающими за периметр (показать башни). Это было нужно для того, чтобы стрелять вдоль стен по врагам, которые приступили к ним вплотную. Одна из башен, самая мощная, держала под обстрелом ворота (указать фланкирующую башню). На головы подступивших к стенам врагом лили кипяток, кипящую смолу, сбрасывали тяжелые камни.
Если враг врывался внутрь замка, последним убежищем защитников становилась главная башня замка – донжон (показать донжон). Это была «крепость внутри крепости» (включение слоя 3 – «Донжон»). Вход в донжон располагался высоко над землей, после того, как последние защитники укрылись в нем, лестница втаскивалась внутрь. Дверь была сделана из нескольких слоев дубовых досок, сбитых крест-накрест, для того, чтобы их нельзя было разрубить секирой. В подвальном этаже располагалась тюрьма (показать нижний этаж). Выше располагался склад с продуктами (показать). На третьем этаже была оружейная (показать оружейную). Далее шли жилые помещения (показать жилые этажи) и караульная, откуда велось наблюдение за окрестностями (показать караульное помещение).
Каждый этаж нападавшим приходилось брать с боем. Последней надеждой оставшихся в живых защитников была тайная винтовая лестница в толстой стене донжона, которая вела к подземному ходу, выводившему за пределы замка (показать тайного хода).
Высокие технологии с каждым годом проникают все глубже и глубже в нашу повседневную жизнь общества. Мультимедийные, интерактивные, мобильные и 3D-технологии создали так называемый Digital-мир с новыми возможностями коммуникаций и современной цифровой средой, которая стала «родной» и привычной для нынешних учеников.
Более 95% российских школьников обладают различными современными высокотехнологическими «гаджетами»: компьютерами, планшетами, смартфонами с круглосуточным доступом к интернету.
Могла ли остаться в стороне российская система образования?
Ответ очевиден. Учебный процесс в настоящее время не обходится без использования интерактивного и мультимедийного оборудования. Вместе с тем, высокая скорость развития технологий и соответственно их короткий цикл жизни ставят перед образованием новые вызовы в борьбе за привлечение и удержания внимания учеников к процессу обучения. Современным направлением в образовательных технологиях, отвечающим всем требованиям и обладающим огромным потенциалом является 3D-технология.
Данная технология позволяют разнообразить привычные уроки и внеурочные занятия, сделать образовательный процесс эффективным, интересным и визаульно-объемным. Применение 3D-контента в классе дает возможность наглядно объяснять учащимся школьную программу, что способствует полному «погружению» в тему изучаемого предмета и позволяет мобильно переходить от целой структуры к отдельным ее элементам и наоборот.