СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-спартакиада "Правописание НЕ с именами существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока-спартакиады по русскому языку по теме "Закрепление правописания НЕ с именами существительными". Конспект предназначен для использования в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-спартакиада "Правописание НЕ с именами существительными"»

Урок-спартакиада

по русскому языку

в 6 классе

по теме «Закрепление правописания НЕ с именами существительными»


Цели:1) закрепить знания о правописании Не с именами существительными;

2) повторить правила написания Ь на конце существительных после шипящих и О-Е после шипящих в их окончаниях;

3) активизировать познавательную деятельность учащихся и воспитание чувств дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: учебники, ноутбуки, игровой материал, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Оргмомент (Звучит спортивный марш. Дети садятся за парты).

Учитель. (вступительное слово и сообщение темы и целей урока)

-Ребята, вы чувствуете, что музыка настраивает нас на спортивный лад. И этот мотив, и музыка не случайны, так как сегодня мы проводим урок в форме спартакиады по теме «Написание НЕ с именами существительными».

Цель нашего урока – закрепление правописания НЕ с существительными, повторить правила написания Ь на конце существительных после шипящих и О-Е в их окончаниях после шипящих. Наш девиз «Русский язык хорошо знать – можно всюду побеждать». Поэтому на этом уроке-спартакиаде вы должны показать свои знания об имени существительном, проявить ответственность и, конечно, чувство дружбы и взаимопомощи, без которых невозможно работать в команде.

Учитель. В спартакиаде участвую 2 команды:

Команда №1 -капитан и команда №2-капитан

Учитель. I этап «Разминка». Она состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Прошу капитанов команд подойти к цветику-семицветику и выбрать лепесток с вопросами. (Выбирают и отвечают).

1.Рассказать о правописании приставки при-?

2. Рассказать о правописании приставки пре-?

3.Какие слова называются сложными?

4. Какие слова называются сложносокращенными?

5.Как определить род сложносокращенных слов?

6.Рассказать о правописании О-А в корне с чередованием -гор-гар-?

7.Рассказать о правописании О-А в конях с чередованием -кос-кас-?

1. Учитель. А разминку с членами команд проведём в форме эстафеты с флажком. Я буду задавать вопросы. А вы – отвечать. Если ответ правильный, ответ передаёте на следующим. Если кто затрудняется ответить, члены команды могут помочь. Итак, начали!

-Какая часть речи называется именем существительным?

-Как изменяются имена существительные?

-Каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные?

-Когда на конце имен существительных после шипящих пишется Ь? (Ь н

-А когда Ь не пишется? (Ь не пишется у существительных мужского рода 2 склонения и в родительном падеже множественного числа).

-Какие существительные относятся к 1-ому склонению?

-А ко 2-ому склонению?

-А какие существительные относятся к 3-ому склонению?

-Назовите разносклоняемые существительные?

-Почему они называются разносклоняемыми?

2. Учитель. Хорошо, ребята! А теперь практическая разминка. Мы её проведём в форме диктанта «Проверяю себя» с использованием сигнальных ракеток:

(не)грубость, а вежливость

(не)серьёзность капитанов

(не)внимательность судьи

(не)годование болельщиков

(не)точность в пенальти

чувствовать(не)приязнь

(не)точность в подаче мяча

(не)доумение нападающего

(не)уверенность в победе

(не)осторожность вратаря.

Учитель. Какой сделали вывод? (1.НЕ с существительными пишется слитно, если оно без НЕ не употребляется. 2.Если существительное с Не можно заменить синонимом без НЕ: неправда -ложь. Раздельно, если есть противопоставление с А: не правда, а ложь).

II этап. «Синтаксический поединок». (Разбор предложений по членам)

Учитель. А теперь - синтаксический поединок, в котором примут участие и капитаны команд, и их члены.

(Соревнуются капитаны команд: предложения разбираю у доски)

1.Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

2.Друзья в (не)счатье познаются.

Учитель. Члены команд работают по учебнику (стр.101, упр.240).

1-я команда (1-е предложение), а 2-я команда (6-е предложение).

1. И туман, и (не)погоды, осень поз…няя несёт.

2. (Не)видимкою луна осв…щает снег летучий.

III этап. «Орфографическое состязание». Игра «Футбол». (Чья команда больше правильных «мячей забьёт», т.е. сделает меньше ошибок в написании слов)

Учитель. А теперь орфографическое состязание. Повторение о правописании Ь на конце существительных после шипящих и О-Е в окончаниях существительных после шипящих).

матч… кумач…м

туш… (для рисования) карандаш…м

из-за туч… с плеч…

трубач…м багаж…м

роскош… удач… (вам)

еж… дич…

ерш…м врач…

Учитель. Какое правило помогло нам в этом состязании? (О-Е после шипящих в окончании существительных).

IV этап. А сейчас «Преодоление полосы препятствий». (Работа в малых группах)

1-я команда. Вам надо к данным словам подобрать синонимы с НЕ.

1 группа: 2 группа

враг (недруг) ложь(неправда)

слякоть (непогода) бессилие (немощь)

болезнь (недомогание, недуг) противник (недруг)

свобода (независимость) беда (несчастье)

рабство (неволя) сомнение (неуверенность)


2-я команда. Подобрать к словам антонимы с НЕ

1 группа 2 группа

друг (недруг) смысл (нелепость)

любовь ( ненависть) аккуратность ( неряшливость)

аккуратность (неряшливость) осмотрительность (неосторожность)

избыток (недостаток) удача (неудача)

ловкость (неуклюжесть) ученье (неученье)

Учитель. Вспомним, какие слова мы называем синонимами, а какие – антонимами. (Проверка по ключу) (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения (красный-кумачевый). Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый-черный)).

V этап. А теперь нам предстоит участие в «Творческом многоборье». Описать фотографию, которую вы видите на экране. (Фотография связана с каким-либо видом спорта: ролики, коньки, лыжи, велосипед).

(Дети описывают фотографии. Учитель следит за работой, кому-то помогает.)

Учитель. Ребята, кто желает прочитать свое описание? У вас 2-3 минуты.

1-я команда:…..

2 команда:……

Учитель. Хорошо ребята! Молодцы!

VI этап. Итог урока. Итог подводят дети. Вспомните цель урока, которую мы ставили на уроке. Достигли ли мы её?

Учитель. Итак, ребята, спасибо всем членам команды за работу на уроке-спартакиаде. Я считаю, что вы все показали хорошие знания по теме «Написание НЕ с именами существительными», а на всех этапах урока нам помогали чувства дружбы и взаимопомощи. Капитаны команд получают «5», члены команд (по именам) заслужили «5», «4». И каждому вручается значок «Юному участнику спартакиады по русскому языку». (Красный – «5», желтый –«4»).

Урок окочен! До свидания!

(Звучит спортивный марш. Дети сдают учетные карточки спортсмена).

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!