СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Сознание Вопросы поурочной карточки Конспект урока "Сознание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Сознание" разработан, руководствуясь  принципами   личностно-ориентированного обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок Сознание Вопросы поурочной карточки Конспект урока "Сознание"»

Сознание

Цель: дать понятие о сознании, как высшей форме отражения действительности; установить физиологическую природу сознания, его взаимодействие с подсознательным и неосознанным и их роль в регуляции поведения человека; развивать представление учащихся о себе, сопрягая их с самооценкой; воспитывать внутреннюю согласованность личности.

Тип урока: мастерская изучения нового материала и систематизации новых знаний

Основные понятия: сознание, подсознание, неосознанное


«Это незыблемая истина душевного опыта, что мы постоянно вращаемся в двойной сфере, сознательной и бессознательной. Обе эти сферы соприкасаются между собой и, как учит каждый момент нашей жизни, непосредственно переходят друг в друга».

Г. Шюле

Структура урока

Актуализация опорных знаний учащихся.

Вспомните себя маленькими. С каким удовольствием вы начинали учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах, нянчить куклы. Я предлагаю вам сегодня продолжить эту радость освоения нового.

МОЗГОВАЯ АТАКА

Для начала приведем мысли в порядок. Небольшая мозговая атака.

  1. На фасаде главного здания в Колтушах И.П.Павлов велев высечь слово «наблюдательность». Почему он советовал своим сотрудникам ценить именно это качество?

  2. К вам в гости прилетел инопланетянин. Многое для него незнакомо. Объясните ему понятие слова «мама». О каком свойстве ВНД идет речь?

  3. «Звуки были фальшивыми, потому что разошлись швы». Эту фразу я забуду. Помогите мне ее запомнить. (Причинная связь. Логическое мышление)

  4. Объясните пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»

(«Поступай днем так, чтобы ночью твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна» Индийское изречение)


Мотивация учебной деятельности учащихся.

РАССКАЗ

В середине ХVШ века русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вымолвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда его не заговаривал узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов, это сказалось на умственных способностях Ивана Антоновича: он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота. По возрасту, Иван Антонович был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности. Конечно, нельзя. Так же не становились личностями дети, похищенные и выкормленные животными.

Можно ли говорить о личности новорожденного? Разумеется, нельзя, так же как и нельзя говорить о личности животного. Человек рождается, следовательно, индивидуумом, но от животных отличается тем, что ребенок может стать личностью, а животное - никогда.


Изучение нового материала

  1. Исследовательская работа

И чтобы в этом убедиться, проведем исследование. Я бы его назвала «Эволюция личности». В этой работе, мы должны определить критерии сознания.





Деревья, упадите ниц!

Гром непослушный, поперхнись!..

Родился человек.

Он – нищ.

Подайте нищему пока

Вкус маминого молока

И комнату без сквозняка

Подайте нищему.

Вот он глядит из-под ресниц.

На мир гладит из-под ресниц.

Заплакал человек.

Он – нищ.

Подайте нищему.

Подайте самый первый шаг.

И колыбельную в ушах.

Про трех забавных медвежат

Прочтите нищему.

Пусть он узнает свет и тьму.

Привыкнет к бегу своему.

Подайте азбуку ему.

Подайте нищему.

Пусть он поверит в доброту.

Проверит, как встречать беду.

Неимоверному труду

Учите нищего.

Взрослеет человек.

Он – нищ.

А вы – от полюсов до Ницц

Всю эту землю без границ

Подайте нищему.

Задание по группам.

а) Человек родился

Приведите веские доводы в пользу того, что этот малыш только индивидуум, а не личность.

Вывод учителя: До месячного возраста младенец ощущает только то, что создается внешними предметами. Он не отличает эти ощущения от ощущений собственного тела. Для новорожденного характерны индивидуальные особенности, обусловленные, в основном, наследственностью. Сознание порождается не природой, а обществом.

б) Каким он видит мир?

Нарисуйте свои ассоциации со словом «детство»

Вывод учителя: Сознательный человек может передать то, что воспринимает, о чем мыслить, к чему внимателен, какую эмоцию испытывает, то есть может сосредоточить мысли и абстрактно мыслить.

в) Он познаем мир.

Озвучьте рисунок.

Вывод учителя: Главным для животных является потребность в пище, размножении, инстинкт самосохранения. У человека все гораздо сложнее, у него есть потребность в труде, познании, искусстве.

г) Он оценивает свои поступки.

Ребенку шести лет взрослый дал довольно трудное задание. При этом было сказано, что в награду он получит вкусную конфету. Конечно, ему хотелось, и выполнить задание, и получить конфету. Малыш старался, но все – таки не справился с делом. Когда же взрослый вернулся, то ребенок сделал вид, что выполнил задание. Взрослый хоть и догадался об обмане, но, чтобы не огорчать ребенка, похвалил его и дал обещанную конфету. Казалось, что, получив награду, ребенок обрадуется. На самом деле же произошло совсем другое - он смутился и, наконец, заплакал.

Почему он заплакал?

Вывод учителя: В самые первые годы ребенок не имеет обязательств перед обществом. Он – предмет заботы родителей. Позже его деятельность должна отвечать требованиям общества и оцениваться по результатам. Вот почему важно уметь правильно оценивать себя. И вы должны всегда помнить, что поступок увидеть легче – он открыт глазу наблюдателя.

д) Он осознает себя.

Дайте оценку своего «Я»

Вывод учителя: Важной особенностью вашего возраста является - открытие своего «Я». Представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Осознание себя не изначальная данность, а продукт развития человека в обществе. Представление о «Я» и отношение к другим складывается в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Знания о самом себе необходимое условие для жизненного самоопределения и самовоспитания.

(По ходу ответов учащихся строится схема)

Осознавать себя и окружающих


Абстрактно мыслить

КРИТЕРИИ СОЗНАНИЯ


Сосредоточить мысли



Воспринимать культурные ценности


Оценивать действия


Абстрактно мыслить



2. Рассказ

Никогда не было и не будет на земле человека, во всем подобного вам, абсолютного двойника, и эта ваша неповторимость не случайна. Это одна из закономерностей развития личности. Однако человек не рождается личностью, ею он становится постепенно, и этот процесс занимает многие годы.

На все то, что человек воспринимает из окружающей среды, он немедленно или со временем отвечает различными действиями. Если они продуманные, это означает, что человек проявляет сознательное отношение к действительности, т.е. его действиями управляет сознание.

Сознание – это отображение действительности в виде знаний, закрепленных в языке, которые могут быть сообщены, переданы другим людям.

Сознание возникает только в обществе. В данное время еще никому не удалось объяснить феномен сознания. Ведущую роль в формировании сознания играет левое полушарие головного мозга, а именно двигательный центр речи и его связи с сенсорными центрами КБП.

Наше сознание было бы чрезмерно перегружено, если бы каждая новая деятельность происходила под его контролем. Поэтому значительная часть наших действий осуществляется подсознательно и неосознанно.

3. Беседа

Пожар. В окне 3-его этажа ребенок. На месте случившегося три человека: случайный прохожий, пожарник и мама этого малыша. Чем будут отличаться действия этих людей?

-Давайте сначала проанализируем действие случайного прохожего, успокаивающего мать. (ответы учащихся)

Вывод учителя: Действия прохожего продуманные, произвольные, показывают понимание человеком происшедшего и определенное отношение к тому, что произошло. Это значит, что человек проявляет сознательное отношение к действительности. То есть его действиями управляет сознание.

- Как ведет себя в этой ситуации пожарник? (ответы учащихся)

Вывод учителя: Действия пожарника можно классифицировать как навык. Навык вырабатывается под действием сознания, его навыки все более возрастают и, вероятно человек делает свою работу подсознательно. Подсознание – это явление психики, которое в данный момент находится все сознание, но органически с ним не связано. Подсознание может легко перейти в сферу сознания. Почему прохожему не удается успокоить мать?
(ответы учащихся)

Вывод учителя: Действия прохожего противоположны действиям матери т. к. действия матери не контролируются сознанием и волей. Неосознанность действий матери представляет собой защиту рождающихся инстинктов. С точки зрения внешнего наблюдателя человек не свободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, обстоятельствами. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя - его рефлектирующего сознания - он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок.

4. ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА

Следовательно, поведение человека регулируется при активном взаимодействии сознания, подсознания и неосознанной формы деятельности мозга. Сознание способно переводить поведение из подсознания в осознанного. Чтобы защитить наш головной мозг сознание переводит усвоенные знания, навыки, переживания на уровень подсознания

Обобщение знаний учащихся

А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили материала, я предлагаю решить биологические задачи. Какая деятельность – сознательная, подсознательная и неосознанная - проявляется в следующих примерах? Обратимся к поурочной карточке.

Подведение итогов урока

Семь великих чудес существовало на нашей древней земле: висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк, статуя Зевса, колосс Родосский, храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей и египетские пирамиды. А кто построил все эти чудеса? Человек! И до сих пор продолжает строить, творить, изобретать. Поэтому человек – главное чудо света.

Домашнее задание

  1. Выучить параграф учебника

  2. Ответить на вопросы поурочной карточки.


Релаксация

Колокольчик

Я хочу вам пожелать доверия самим себе. Знайте, внутри вас есть волшебный колокольчик, тихий звон которого сопровождает вас всю вашу жизнь. Иногда его трудно услышать. Но он старается, как может.

Прислушайтесь к нему. Теперь – то вы понимаете, как он предупреждал вас не делать последние ошибки? Разум лукавил, выгоды подсчитывал, а он … что он мог? Заглушить голос разума или сбить жар соблазна? Нет, только тихонько предупреждающе звенел.

Нас всех по жизни ведет такой колокольчик. Он мелодичен, когда мы идем по своему пути, тревожен, когда сворачиваем на чужую колею, и старается изо всех своих слабых сил, когда нас заносит в колючие дебри. Мы чаще не слушаем его, пытаемся рассчитать, выгадать, прикрыться правилами …

И изменяем самим себе. Вот она, синяя птица, да уже не наша. Эй, разум, где твои прибыли? Улетели к тому, кто не считал, а чувствовал.

Так будьте такими, какими мы вас любим. То есть такими, какими вы есть на самом деле. Именно это путь к здоровью, успеху и счастью. Как найти этот путь? Да очень просто. Слышите, звенит?

Будьте счастливы!


Поурочная карточка

Сознание


1. «Посреди самой удачной поездки беспричинно наказывает вдруг удрученность. Чем? Да ничем. Сколько ни копайся не найдешь и повода. И это всегда злит - какая-то неуправляемость. Словно что-то есть во мне, кроме разума...» Даниил Гранин.

2. Герой романа «Обломов» Илья Ильич приказал своему слуге Захару разбудить его в определенное время. Пришло время, и Захар начал будить хозяина. Наконец, он этого добился и ... чуть не заработал тумаков: Илья Ильич, добрый человек, кинулся на Захара, но своевременно одумался.

3. Немецкий ученый Кекуле, прогуливаясь в зоопарке, увидел резвящихся обезьян, которые образовали круг, так было открыто бензольное кольцо.

4. К доске приглашаются два ученика.

  • Нарисуйте разноцветными мелками цветочную поляну.

  • Прочтите текст. «Это незыблемая истина душевного опыта, что мы постоянно вращаемся в двойной сфере, сознательной и бессознательной. Обе эти сферы соприкасаются между собой и, как учит каждый момент нашей жизни, непосредственно переходят друг в друга». Г. Шюле

Закройте глаза и воспроизведите в словах, что вы нарисовали и прочли.

Чем вы сможете объяснить, что первый ученик описал свою работу, а второй – нет?

5. Однажды в деревне одна женщина увидела, что на ее ребенка несется корова, мать бросилась наперерез и с такой силой толкнула корову в бок, что та брякнулась на землю вверх копытами.

6. Однажды в Грузии на берегу речки шел худой, высокий человек, и вдруг он увидел, что на другой стороне какой - то толстяк избивает ребенка. Наш худой прохожий закричал, чтобы тот не смел, не трогать мальчика, а толстый огрызнулся, что это не его дело. Тогда худой разозлился, схватил огромный, как котел, булыжник, и швырнул его на ту сторону реки. Толстый убежал от страха. А на другой день этот высокий прохожий попробовал поднять тот булыжник, но смог только оторвать его от земли.

7. Одна женщина собирала в лесу малину и вдруг услышала сзади треск сучьев и медвежье урчание. От страха она, как белка, взлетела на самую верхушку сосны, у которой не было ни одного сучка. Слезть она смогла только вечером по длинной лестнице, которую привез на телеге ее муж.



6





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!