СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Сон и его значение. Гигиена сна"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает физиологическую природу сна, сновидений,предлагаются "рецепты" сна в пословицах .Способствует развитию творческих, исследовательских способностей школьников.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Сон и его значение. Гигиена сна"»

Капранова Галина Викторовна – учитель биологии, ГОУ ЛНР «АККК им. М.И. Платова», г. Алчевск


Тема. Сон и его значение. Гигиена сна

Урок в 8 класс

Цели и дидактические задачи: раскрыть физиологическую природу сна и сновидений, значение сна; показать пути предупреждения нарушений сна; разъяснить вред предрассудков, связанных со сновидениями; учить самостоятельно углублять и добывать знания; развивать умственные операции сравнения, анализа, синтеза, исследовательские навыки, умения вести научную дискуссию, обосновывать свои мысли, работать в малых группах; углубить интерес к научной литературе.

Межпредметные связи: с химией, историей, литературой.

Оборудование: таблица "Головной мозг"; модель мозга человека; выставка книг по теме, ватман, маркеры, графопроектор.

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: деловая игра, урок-исследование

Ход урока

Этап урока

Впемя

(мин)

Формы и методы деятельности учителя

Результат деятеятельности

I. Организационный

момент

2

Вступительное слово учителя

Активизация познавальной деятельности

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

5

Выступление учащихся

Усвоение материала, розвитие критического мышления

III. Изучение нового материала


20

1) Проведение тестирования. 2) Сообщения учащихся, выступающих в роли корреспондентов

Усвоение материала, розвитие творческих способностей

IV. Обобщение

5

Выводы

Подведение итогов

V. Домашнее задание

3

Подготовка к самостоятельной работе



  1. Организационный момент.

Учитель. Проводится очередное заседание редколлегии и актива журнала "Природа и человек ". На повестке дня два основных вопроса:

  1. Ответы на вопросы читателей к статьям предыдущего номера журнала,

  2. Отчет молодых авторов по исследуемой теме "Сон. Сновидения". Анализ их статей.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ответы на вопрос читателей: когда и кем был открыт феномен "быстрого" сна? (Сообщение учащихся, выступающих в роли корреспондентов). В 1953 году американские ученые Е. Айзеринский и Н. Клейтман открыли феномен "быстрого " сна и тем самым положили начало новой эре в изучении сна, а также мозга в целом. Американский исследователь Хартманн изучал ночной сон у долго и короткоспящих здоровых людей. Они отличались длительностью быстрого сна. У долгоспящих эта стадия занимала больше времени, чем у короткоспящих. Короткоспящие - люди активные, энергичные, не склонные пасовать перед трудностями, устойчивы к эмоциональным стрессам. Долгоспящие оказались людьми повышенно чувствительными к проблемам межличностных отношений, особенно к вечеру у них происходит увеличение чувства тревоги.

III. Изучение нового материала.

1) Проведение тестирования и выявление учащихся, по принадлежности к группе, в зависимости от сна (совы, жаворонки или голуби).


Тест "Сова" или "жаворонок"?

Есть люди, которые предпочитают утренние часы для работы и других занятий. Этот тип людей называют "жаворонками", ученые считают, что их около 15-20%. Каждый третий человек – "Сова, " такие люди деятельны по вечерам. Приблизительно половина неопределенного типа. Тест позволит определить принадлежность к одной из категорий и понять, в какое время суток вы наиболее работоспособны.

  1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да почти всегда -3,

б) иногда -2,

в) редко -1.

  1. В какое время вы предпочитаете ложится спать?

а) после часа ночи -3,

б) от половины двенадцатого до часа - 2,

в) до 10 часов -0.

3.Какой завтрак предпочитаете в первый час после пробуждения?

а) солидный -3,

б) обильный, ...о не очень калорийный -2,

в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда -1,

г) хватит чашки чаю или кофе -0.

  1. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего встре6чаются?

а) в первой половине дня -1,

б) во второй половине дня - 0.

  1. От чего вы могли бы легко отказаться?

а) от утреннего чая или кофе -2,

б) от вечернего чая - 0.

  1. Легко ли во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приемом пищи?

а) очень легко - 0,

б) достаточно легко -1,

в) трудно - 2,

г) привычек не меняю - 3.

7. С утра вас ждут важные дела. Насколько раньше вы ляжете вечером спать?

а) более чем на два часа - 3,

б) на час-два - 2,

в) менее чем на час -1,

г) как обычно - 0.

  1. Как точно вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам при этой проверке.

а) отрезок оказался меньше минуты - 0,

б) отрезок оказался больше минуты - 2.

Обработка результатов: Если вы набрали от 0 до 7 баллов, то относитесь к "жаворонок". От 8 до 13 баллов свидетельствует о неопределенности типа.

14 до 20 баллов – указывает на принадлежность к"совам".

2) Теории сна.

Вопрос читателей. Какие известны научные теории сна? Рассказ корреспондента. Известно более 60 теорий и гипотез сна.

А. Гипотеза И. П. Павлова: "Сон - это результат истощения". Внутрен-нее торможение больших участков коры.

Б. Гипотеза В. Гесса – наличие в продолговатом мозге центров сна

и бодрствования и

В. Информационная теория - во сне происходит переработка информации. Подтверждают электроэнцефалограммы. Эти три теории - нервные.

Г. Гуморальные гипотезы - накопление в клетках (нейронах) особого вещества " гипнотоксина "или действие других биохимических веществ, например серотонина и норадреналина.

3. Основные стадии сна.

Физиологический сон, в нем выделяют четыре стадии. На первой стадии, переходной между бодрствованием и сном и длящейся всего несколько минут преобладает тета-ритм с короткими периодами альфа- ритма. На второй стадии, которая тоже продолжается несколько минут, на фоне тета-ритма появляются пики высокой амплитуды - так называемые «сонные веретена». Третья и четвертая стадии - это глубокий сон, для которого характерен дельта-ритм. Примерно каждые полтора часа глубокий сон прерывается фазой быстрого сна, который продолжается около 20 минут.

Медленный сон занимает 75-80% от общей длительности сна. У человека уменьшается дыхание, ритм сердца, расслабляются мышцы, замедляются движения глаз. Недостаточность глубины медленного сна, частые пробуждения приводят к различным расстройствам сна.

Быстрый сон характеризуется движением глаз, учащенным дыханием, переменчивым пульсом, повышением давления, у человека занимает 20-25% всего сна. Интересно сравнить у животных. Быстрый сон у кроликов - 3% ночного сна; у крыс - 20% ночного сна; у кошек - 30%. Почему у кошек сон длиннее, чем у кролика? Кошка - хищница, кролик - жертва. Жертвам не получается долго спать - у них должны быть «ушки на макушке».

гипнотический: 1 стадия - сонливость, характерна для 100% людей; " стадия - легкий сон, для 50% людей (несознательное выполнение приказов ); 3 стадия - глубокий сон, для 25 % людей ( сомнабулизм, восковидное состояние мышц )

патологический: 1. Бессонница - переутомление, волнение, обильный ужин вызывают такое состояние; 2. лунатизм - действие на двигательные центры возбуждения; 3. летаргический сон - от нескольких дней до нескольких лет, при этом понижается температура тела, пульс до 2 - 3 минут, частота дыхания 2 - 3 минуты.

4). Сомнамбулизм или лунатизм (сообщение учащихся).

Снохождение связано с влиянием луны. Со временем правду выяснили, что луна обвинена напрасно, ибо лунатики устраивают хождение и в безлунные ночи. Чаще всего это хождение по комнате, а не столь драматические, что описывают: разгуливают по крышам, по самому краю карниза, переходы по узкому мостику. Причем человек в состоянии сомнамбулизма может делать совершенно не логичные действия, например: сесть в кресло и сидеть, кого-то ждать, как будто с кем-то договорился, или спрятать чайник в шкаф, или сунуть книгу в кастрюлю. Механизм возникновения снохождений не сложен: в отдельных участках мозга не спящего, заторможенного возникают очаги возбуждения; они пробуждают человека к действию. Наиболее склонны к снохождению тонкие впечатлительные натуры. Также сомнамбулизм наблюдается при начинающейся эпилепсии. Ребята, подумайте о том, что вы сейчас увидите.

5. Учащиеся показывают сказку "Спящая красавица" (музыка П. И. Чайковского "Спящая красавица").

Автор: В одном далеком-далеком царстве, за высокими горами, за широкими реками жили-были король с королевой. Долго у них не было детей и вот, наконец, королева родила маленькую, чудесную девочку. На радостях во дворце был устроен пир. Пригласили много гостей, среди них была белая королева. Все гости одарили маленькую красавицу подарками. Вот настал черед белой королевы.

Белая королева: Ты будешь очень красивой, у тебя будет доброе сердце, ты будешь петь словно соловей.

Автор: Но вдруг завыл ветер, и во дворец вошла белая королева.

Черная королева: Здравствуйте, ваше высочество. Ну вот, а еще говорят, вежливые. Меня не пригласили? Ну ладно. Разрешите и мне подарить свой подарок: повернувшись к королеве с ребенком - в 19 лет, ты уколешь себя веретеном и умрешь!

Король: взять ее! (но королева, смеясь, исчезла).

Белая королева: Не бойтесь! Принцесса не умрет, она заснет на долгие годы. Придет время, ее разбудит поцелуем прекрасный принц (тоже уходит).

Автор: Прошло 16 лет. Маленькая девочка превратилась в прекрасную принцессу. Однажды принцесса гуляла в саду, зайдя в дальний уголок королевства увидела там странную старушку, которая попросила девочку подать веретено. Как только девочка взяла веретено, то сразу уколола палец и уснула, заснув крепким сном. В соседнем королевстве жил прекрасный принц. Услышав, грустную историю принцессы, принц решил попытать счастья. Когда он подошел во дворец, то наткнулся на невидимую стену. Постояв, принц ушел. Прошло 20 лет. Принц попытался опять счастья, но его снова остановила неведомая сила. Принц ушел ни с чем. И вот прошло еще 50 лет. Принц решил последний раз попытаться счастья. Принцу 80 лет, он с трудом вошел в замок. Как только он подошел к принцессе, невидимая стена исчезла. Принц наклонился и поцеловал ее. В то же миг принцесса проснулась.

Принцесса: Принц, как долго я спала! Но что с тобой принц?

Учитель: Как можно связать эту сказку с темой нашего урока?

В этой сказке описан летаргический сон. (Сообщения учащихся о летаргическом сне).

Летаргия называется еще "мнимой смертью" или "малой жизнью". Это состояние может длиться от нескольких суток до нескольких месяцев и даже лет. Самый длинный сон наблюдался у одной украинской женщины - Надежды Артемовны Лебединой, которая в 1954 году, сильно поссорившись с мужем, заснула и проснулась только через 20 лет... При летаргии человек лежит без движений, кожа его бледна, холодна, пульс или совсем не прощупывается или очень слаб, дыхание едва заметное, поверхностное. Если ко рту поднести зеркальце, то на поверхности его может образоваться влажность. Однако, только при очень внимательном осмотре такого человека, можно увидеть признаки жизни. В настоящее время ошибки исключены. А в старину, может быть и случались. По крайней мере в народе бытует много легенд о том, как покойники пробуждались, и в последний момент, наводя ужас на присутствующих, вставали из гроба. Быть может, не на пустом месте возникла фраза "в гробу перевернулся". Быть может и переворачивались. У разных народов существуют сказки о спящих красавицах, это похоже на литургию.

Жуткую легенду связывают с именем известного писателя XIX века Н. В. Гоголя. Сделав немало в жанре триллера, (в XIX веке этот термин еще не был в ходу), и будучи очень впечатлительным, с обостренной фантазией, Гоголь, пожалуй, сам боялся своих фантазий. Есть свидетельства того, что Гоголь неоднократно предупреждал друзей: если он умрет, трижды убедиться в его смерти, прежде чем погребать. И вроде бы не убедились, похоронили. А когда в ХХ веке переносили кладбище и вскрыли могилу Гоголя, то обнаружили, что череп повернут в сторону, а обшивка гроба будто бы изорвана изнутри.

И. П. Павлов описывал летаргию у больного Качалкина. Во сне он состарился. После пробуждения больной пугался малейшего шороха и вновь крепко засыпал. Потом он просыпался на более длительное время, помнил все события, касавшиеся его, но не мог проснуться от страшной слабости.

7. Сновидения. Сообщения учащихся.

Надо отметить важное обстоятельство. Нет людей, не видящих сны. Всем, что-либо снится. Есть только люди, которые не запоминают сны. Во сне, сновидениях, личность человека проявляется свободно, не считаясь ни с какими ограничениями - ни с творческими, ни с социальными, ни с этическими. Во сне человек все может, во сне он великан и гений, во сне он волшебник и сказочник, во сне он всюду проникает, все сокрушает! Во сне он находит решения, делает открытия.

Вот как, например, по словам немецкого химика Ф. А. Кекуле. Им была открыта формула бензола. В 1865 году он жил в Генте и писал учебник химии. Работа не продвигалась, повернувшись к камину, Кекуле задремал. Образы атомов Дальтона заплясали перед его глазами. Он во сне увидел, как шесть обезьян, цепляясь друг за друга хвостами, образовали замкнутую цепь: то, над чем бился ученый много месяцев - формулу бензола (до того неизвестную циклическую структуру).

Д. И. Менделееву приснилась периодическая система элементов; А. С. Грибоедову - сюжет "Горе от ума"; Шлиману - во сне открылось место расположение Трои. А. Энштейн установил связь между прострапнством и временем, Нильс Бор - структуру атома, Жанна Д’Арк - через сон предсказала свою смерть, Ломоносов - узнал о смерти роца. Когда скончался Данте, выяснилось, что в заключительной части его комедии «Рай» не хватало 13 стиха. Друзья и знакомые обратились к детям поэта Якобо и Пьеро, которые были так же знамениты в литературе, дописать недостающие строки. Сыновья трудились многие годы. И однажды к Якобо явился отец, взял его за руку и отвел в свой кабинет, а затем указал на одну из стен: «То, что вы так долго ищите, находится здесь!» Пробудившись Якобо с братом и друзьями, обнаружили в нише наброски «Божественной комедии» с недостающим стихом.

9. Гипноз, его природа. Сообщения учащихся.

10. Нарушение сна. Ответы на письма читателей о вопросах сна. Например: мы живем в экологически - неблагополучном городе, к вечеру нас часто одолевает сон. Что бы вы посоветовали нам?

Причины сонливости

Даже энергичные и деятельные люди временами страдают от сонливости. В таком состоянии человеку трудно сконцентрироваться или вспомнить хорошо известные вещи, замедляются движения. Ухудшается координация и теряется энергичность.

Распространенные причины

Чувство сонливости возникает в результате понижения головного мозга и может быть вызвано различными причинами. Недостаток свежего воздуха ­ одна из них. В переполненном помещении с плохой вентиляцией повышается концентрация двуокиси углерода, выдыхаемого находящимися здесь людьми. В таких условиях организм не получает достаточного количества кислорода и эффективность работы многих его органов, включая в первую очередь головной мозг, снижается.



Любители литературы подготовили интересные рецепты в пословицах. "Как снова научиться спать?"

1. Не наедаться перед сном:

Сонный хлеба не просит.

Не доел, так долежу.

2. Ложиться спать вовремя:

Первый лучший сон до полуночи.

Куда ночь, туда и сон.

3. Быть внутренне готовым ко сну:

Беспокойство по поводу бессонницы вреднее, самой бессонницы.

  1. Не пересыпать. Помните, что никто еще не умер от недостатка сна.

Кто долго спит, тому денег не скопить.

Сонлив, так и ленив.

Спать - я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я, думаю.

  1. Расслабляйте свое тело. Освобождайтесь от нервного напряжения.

Каково живется, таково и спится.

Одним ухом спит, другим слышит.

И рука спит, и нога спит.

Совесть спать не дает.

Не живется, так и не спится.

  1. Не бойтесь снов. Сон - небывалые комбинации бывалых впечатлений

Девичьи сны, да бабьи сказки.

Что наяву деется, то и во сне грезится.

Что наяву делают, того не боятся, а что во сне видят , того боятся.

Хвали сон, когда сбудется.

Как вы спите?

Спящие на животе – недовольны, как правило, своей профессией.

Спящие на спине - сильные личности и вдобавок вполне удовлетворенные своим образом жизни.

Тот, кто спит, согнувшись или прижав к себе подушку, склонен к тоскливым настроениям и нуждается в нежности.

10. Гипноз. Сообщения.

IY. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

V. Домашнее задание.

Подготовиться к тематическому оцениванию по теме "Высшая нервная деятельность".


Электрические колебания мозга во время бодрствования на

стадиях сна

Бета-ритм. Низкая амплитуда, высокая частота (13-30 Гц)

Состояние активного бодрствования

Альфа-ритм. Низкая амплитуда, частота (8-13 Гц)

Человек бодрствует, но находится в расслабленном состоянии, глаза закрыты

Тета-ритм. Средняя амплитуда, частота (3-7 Гц)

Человек засыпает или уже спит. Тета-ритм ассоциируется с активным состоянием гиппокампа- органа памяти


Дельта-ритм. Высокая амплитуда, низкая частота (3Гц)

Человек находится в состоянии глубокого сна. Нейроны, не вовлеченные в процесс обработки информации, возбуждаются синхронно.


Быстрый сон (60-70Гц). Ритм электрических колебаний аналогичен бета-ритму бодрствования

Стадия быстрого сна наступает примерно каждые 1,5 часа и характериуется быстрыми движениями глаз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!