СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Сочинение по картине "Взятие снежного городка" В.И.Сурикова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Сочинение по картине "Взятие снежного городка" В.И.Сурикова" состоит из плана-конспекта, текстов индивидуальных выступлений учащихся, раздаточного материала на каждую парту.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Сочинение по картине "Взятие снежного городка" В.И.Сурикова"»

Урок 55

Тема: Подготовка к сочинению по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»

Цель:

  1. Познакомить учащихся с материалом о Масленице и произведениями искусства, посвященными названному языческому празднику; с материа­лом о художнике В. Сурикове; с историей соз­дания его картины — примера жанровой (бы­товой) живописи (жанр картины).

  2. Развивать связную речь учащихся, создавать письменное высказывание на заданную тему. Формировать лингвокультурологическую и социокультурную компетенцию учащихся: расширение знаний о славянских традициях и праздниках, сопоставление русских и бело­русских традиций. Совершенствовать умения воспринимать и анализировать произведения музыкально­го и изобразительного искусства, собирать ма­териал для написания сочинения по картине.

  3. Воспитывать любовь к искусству.

Этапы урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Приготовили все необходимое для урока.


II. Проверка домашнего задания


III. Введение в тему урока

Предлагаю вашему вниманию новый материал. Сейчас вы прослушаете сообщение вашего одноклассника об известном русском художнике.

Великий русский художник Василий Иванович Суриков хорошо знал традиции и обычаи русского народа. Он родился в 1848 году в Сибири, в Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.

В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. После смерти отца семья оказалась в трудном материальном положении. К этому времени талантливый юноша был известен: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Золотопромышленник П.И. Кузнецов предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге. Её Суриков закончил с золотой медалью. Первые же картины принесли ему широкую известность.

 Ещё в Академии определилась и основная тематика картин: русская история, её драматические, порой трагические события, выдающиеся личности прошлых веков. Тема удали и силы, широкой казачьей натуры будет звучать и в более поздних полотнах Сурикова: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».

Картина «Взятие снежного городка» занимает особое место в творчестве художника.


IV. Объявление темы, определение цели урока

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?  (Сегодня на двух уроках мы подробно рассмотрим картину Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка»)

- Исходя из темы, каковы цели нашей работы?   (Мы рассмотрим картину и изложим свои впечатления на бумаге.)

Запишем в тетради число и тему урока.


V. Работа с учебником

  1. Упр. 330 (анализ текста).

  2. Упр. 328 (анализ текста о Масленице).

Мы, жители Беларуси, с трудом представляем себе настоящую сибирскую зиму. Для того чтобы подготовиться к написанию сочинения, нам необходимо ближе познакомиться с сибирскими традициями. Откройте учебник на с. 186, найдите упр. 328.


VI. Работа с картиной

  1. Сообщение о зимней сибирской забаве    

Взятие снежного городка – старинная сибирская игра, которая проводилась в Прощёное воскресенье – последний день масленичной недели.

На берегу Енисея изо льда и снега казаки строили городок с зубчатыми стенами, снежными пушками, фигурами пеших и конных. Собиралось много играющих и зрителей. Было шумно, весело. Поутру защитники с хворостинами, метлами, трещотками окружали крепость, а поодаль на лошадях располагались нападающие. Посредине снежная стена, а по обе стороны народ стоит.

Раздавался сигнал – и нападающие переходили в наступление. Они должны были прорваться сквозь стену защитников, которые стегали лошадей метлами и хворостинами, пугали трещотками. Лошади пугались и поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку.

Кульминацией покорения становился миг, когда самый смелый и удачливый наездник, ломая стену, врывался на коне в городок. Этот стремительный прорыв и запечатлён на холсте. Кто первый одолеет, тот и победитель.

Художнику хотелось передать впечатление своеобразие сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи.

Как и всегда, близкие и знакомые ему люди позировали для картины. В кошеве – дорожных санях, на спинку которых накинут богатый ковёр с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника. Победитель на коне – печник Дмитрий.


  1. Творческая история картины

Удивительно, но эта жизнерадостная картина была создана в тяжёлый период жизни художника: у него умерла жена, он был в отчаянии, не мог работать и поехал к себе на родину – в Сибирь. Встреча с родиной как бы вновь вдохнула в него жизнь, вернула его к творчеству. Чтобы отвлечь художника, брат предлагает ему написать картину на тему старинной масленичной забавы « Взятие снежного городка». Тема увлекла, была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями, зубцами. Работалось вдохновенно, картина получилась радостная, задорная. И этой картиной он отдавал дань землякам, умеющим искренне радоваться, наслаждаться жизнью и заражать своим оптимизмом.

Сильные духом, ярые сердцем, щедрые на доброту люди составляли основу творчества художника. О щедрости души говорит тот факт, что на учёбу в Императорской Академии художеств молодому таланту дал денег золотопромышленник П.И.Кузнецов.


3. Определение темы и идеи картины

Определите тему и идею картины, опираясь на слова В.И.Сурикова: «Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи».


4. Погружение в мир картины. Организация пространства

- Как организовано пространство? Сколько групп людей изображено на картине?

- Чему посвящёна центральная часть полотна? (Всадник, разбивающий снежную стену крепости. Перед нами победитель! Защитники остались позади.)

- Как выглядит снежный городок? (Он построен из снега и льда)

- Что мы видим справа? (В дорожных санях сидят знатные казаки и казачки, наблюдающие за забавой.)

- Кто изображён слева? (толпа девушек, парней, замужних женщин с ребятишками.)

- Чем игроки пугают коня? (прутиками, ветками, палками)

- Что объединяет персонажей картины? (интерес к игре.) Подберите как можно больше определений, эпитетов к слову игра адорная, захватывающая, увлекательная).


5. Описание всадника, коня

- Опишите всадника (в слабом классе учитель раздаёт на листах материал (слова, словосоч-я, сущ-е и эпитеты к ним, слова и синонимы) для составления учащимися предложений).

- Подберите синонимы, обозначающие главного героя картины (казак, победитель, противник).

- Опишите его фигуру, позу (изображён в стремительном движении, его фигура слилась с конём, они разгорячились и охвачены азартом, всем телом подался вперёд, правой рукой сбивает ледяные фигуры, украшавшие крепость, левой напряжённо сдерживает коня).

- Опишите его взгляд, глаза (горят удалым огнём, взгляд устремлён вперёд).

Словарная работа

Норовистый (прост.) – упрямый, с норовом.

Удила – приспособление из железных стержней, прикреплённых к ремням узды (уздечка – часть конской сбруи, одеваемая на голову лошади) и вкладываемых в рот лошади. Закусить удила – зажать их так, что они не действуют.


- Опишите фигуру коня (в мощном прыжке переносит всадника через преграду, передние копыта вскинуты, во все стороны из-под них летят комья снега).

- Охарактеризуйте коня (молодой, норовистый, закусил удила, выдувает ноздрями горячий воздух, сверкает огненными глазами, грива разметалась).


- Какой момент игры изобразил Суриков? (всадник в полете через стену городка; очевидно, он и есть победитель. Всадник подался вперед, конь передними копытами сбил в прыжке преграду, грива взметнулась, зубы оскалены, глаза горят огнем.)


6. Описание защитников крепости

- Как ведут себя другие участники игры? (по-разному: кто-то размахивает хворостинами, кто-то бросает снежки, кто-то хохочет, свистит, кричит, и все это для того, чтобы испугать коней и всадников)

- Опишите защитников, их действия и чувства (продолжают в азарте сражаться, размахивая хворостинами; на лицах отражена целая гамма чувств: одни от души веселятся, другие раздосадованы победой противника, третьи готовы продолжать сражаться).

- Опишите юношу, изображённого на ближнем плане (он стоит спиной к зрителю, в пылу сражения потеряв шапку, отклонился назад от сбивающего преграду коня, защищается рукой, не отпускающей хворостину).

- Опишите подростка, стоящего поодаль (одет в светлую нарядную бекешу, смотрит вслед всаднику, у него весёлое, румяное лицо, поднял вверх руку с хворостиной, как будто приветствует противника).

Словарная работа. Бекеша – мужское пальто в талию со сборками.


7. Описание зрителей

- Как изображены зрители (их позы, лица, взгляды)? (В живых позах, увлечённо следят за зрелищем, развернувшись к всаднику, их весёлые, оживлённые взгляды прикованы к движениям коня и казака-победителя; сидят в кошеве, на спинку которой накинут чёрный ковёр, богато расшитый яркими букетами; богатое узорочье ковра, нарядно изукрашенная зелёная дуга, чистые оттенки снега и неба звучат весёлым «перезвоном».)

- Чья это игра? Кто в ней принимает участие? ( Всеобщая. Она азартная, в ней с удовольствием принимают участие и стар и млад.)

Словарная работа. Кошева (сиб.) – розвальни, дорожные сани.


8. Осмысление глаголов действия

Задание: распределить данные глаголы в соответствии с действиями персонажей картины.

Казак-победитель

Конь

Защитники

Зрители





Летит, несется, пробивается, сшибает, перескакивает, прорывается, расположились, стегает, пугают, стремится, успевает, побеждает, перемахивает, машут, разгорячился, веселятся, грозят, стращают, препятствуют, не пускают, бросают (снежки), отгоняют, набрасываются, толкают, хохочут, свистят, кричат, улюлюкают, сжимает, наблюдают, увлекаются, закусил (удила), глазеют, сливаются, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют, толпятся, врывается, разбивает, защищаются.

!!!

1.Всадник, который одолел стену - Летит, несется, сшибает, перескакивает, успевает, побеждает, перемахивает

2. Участники игры, которые ему препятствовали - Машут, грозят, стращают, препятствуют, не пускают, бросают снежки, отгоняют, набрасываются, толкают, свистят, кричат.

3. Зрители, которые наблюдают за происходящим - Наблюдают, увлекаются, глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют

4. Одежда героев картины – всадник одет в коричневый тулуп и шапку, нападающие в тулупах и шубах, девушки на телеге в полушубках и ярких платках.


9. Лексическая работа (в группах).


А) Подберите эпитеты к словам (2 мин) (Представитель группы выступает, остальные группы записывают)

Конь норовистый, горячий, нахрапистый, каурый…

Молодец сильный, смелый, бесшабашный, отважный, задиристый…

Девицы скромные, смешливые, нарядные, любопытные…

Ребятишки шаловливые, вёрткие, юркие, резвые, проказливые…


Б) Подберите синонимы (2 мин)

  1. Картина – живописное полотно, произведение живописи

Художник – автор картины, живописец

2. Городок – крепость, преграда

Рисовать - изображать, показывать

3. Всадник – казак, нападающий, наездник, победитель

Белый – серебряный, снежный

4. Защитники – станичники, казаки, соперники

Играть – забавляться, веселиться


В) Сгруппируйте слова в 5 синонимических рядов.

Баталия, битва, крепость, бой, побоище, быстрый, твердыня, укрепление, энергичный, активный, сеча, ристалище, цитадель, отважный, бесстрашный, мужественный, деятельный, инициативный, сражение, прыткий, резвый, шустрый, предприимчивый.


Битва

Активный

Крепость

Отважный

Быстрый

Побоище

Деятельный

Укрепление

Мужественный

Шустрый

Бой

Инициативный

Твердыня

Бесстрашный

Резвый

Сражение

Энергичный



Прыткий


Г) Допишите, где нужно, мягкий знак.

Вскач_ наотмаш_ уж_, невтерпёж_ навзнич_ проч_, хорош_ пригож_ жгуч_, могуч_ кипуч_ не пропустиш_, не отдаш_

Раскройте скобки и напишите правильно наречия. С каждым устно составьте предложения.

(На) лету, (на) скаку, ( на) ура, (в) миг, ( тот) час, (на) распашку, ( на) половину,

(в) догонку, (в) открытую, ( в) рукопашную.


10. Коллективное обсуждение плана сочинения.

А сейчас составим план описания картины.

- Из скольких частей состоит любое описание? (Из 3)

- О чем пишем в 1 части (о художнике и темах его творчества, кратко)

- Во 2 части (описание картины)

- В 3 части (свои впечатления)

- Какую часть можно расширить, раздробив на абзацы (2)

-Как? (описание картины: об игре, лихой казак, защитники городка, зрители, праздничность картины).

Посмотрите, что у нас получилось

I. Вступление (краткие сведения о художнике В. И. Сурикове).

II. Основная часть «Взятие снежного городка»:

а) тема, сюжет и композиция картины;

б) лихой казак, разрушающий городок, и конь;

в) отважные защитники снежной крепости;

г) увлечённые зрители;

д) праздничный колорит картины

III. Заключение (идея картины, мои мысли, чувства, вызванные картиной).


VII. Подведение итогов. Рефлексия

- С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?

- О какой сибирской забаве узнали?

- Каким типом речи будет написано ваше сочинение?


VIII. Создание черновика, написание сочинения в тетрадь (2-й урок).


IX. Домашнее задание

§ 37, упр. 335



МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Известный русский художник В. И. Суриков

Великий русский художник Василий Иванович Суриков хорошо знал традиции и обычаи русского народа. Он родился в 1848 году в Сибири, в Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.

В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. После смерти отца семья оказалась в трудном материальном положении. К этому времени талантливый юноша был известен: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Золотопромышленник П.И. Кузнецов предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге. Её Суриков закончил с золотой медалью. Первые же картины принесли ему широкую известность.

 Ещё в Академии определилась и основная тематика картин: русская история, её драматические, порой трагические события, выдающиеся личности прошлых веков.

Тема удали и силы, широкой казачьей натуры будет звучать и в более поздних полотнах Сурикова: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Картина «Взятие снежного городка» занимает особое место в творчестве художника.

Зимняя сибирская забава на Масленицу

Взятие снежного городка – старинная сибирская игра, которая проводилась в Прощёное воскресенье – последний день масленичной недели.

На берегу Енисея изо льда и снега казаки строили городок с зубчатыми стенами, снежными пушками, фигурами конных. Собиралось много играющих и зрителей. Было шумно, весело.

Поутру защитники с хворостинами, метлами, трещотками окружали крепость, а поодаль на лошадях располагались нападающие. Посредине снежная стена, а по обе стороны народ стоит.

Раздавался сигнал – и нападающие переходили в наступление. Они должны были прорваться сквозь стену защитников, которые стегали лошадей метлами и хворостинами, пугали трещотками. Лошади пугались и поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку.

Кульминацией покорения становился миг, когда самый смелый и удачливый наездник, ломая стену, врывался на коне в городок. Этот стремительный прорыв и запечатлён на холсте.

Кто первый одолеет, тот и победитель.

Художнику хотелось передать впечатление своеобразие сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи. Как и всегда, близкие и знакомые ему люди позировали для картины. В кошеве – дорожных санях, на спинку которых накинут богатый ковёр с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника. Победитель на коне – печник Дмитрий.


Творческая история картины «Взятие снежного городка»

Удивительно, но эта жизнерадостная картина была создана в тяжёлый период жизни художника: у него умерла жена, он был в отчаянии, не мог работать и поехал к себе на родину – в Сибирь. Встреча с родиной как бы вновь вдохнула в него жизнь, вернула его к творчеству. Чтобы отвлечь художника, брат предлагает ему написать картину на тему старинной масленичной забавы « Взятие снежного городка». Тема увлекла, была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями, зубцами. Работалось вдохновенно, картина получилась радостная, задорная. И этой картиной он отдавал дань землякам, умеющим искренне радоваться, наслаждаться жизнью и заражать своим оптимизмом.

Сильные духом, ярые сердцем, щедрые на доброту люди составляли основу творчества художника.




РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НА КАЖДУ ПАРТУ


Сочинение по картине В. И. Сурикова

«Взятие снежного городка»



План

I. Вступление (краткие сведения о художнике В. И. Сурикове).

II. Основная часть «Взятие снежного городка»:

а) тема, сюжет и композиция картины;

б) лихой казак, разрушающий городок, и конь;

в) отважные защитники снежной крепости;

г) увлечённые зрители;

д) праздничный колорит картины.

III. Заключение (идея картины, мои мысли, чувства, вызванные картиной).


Погружение в мир картины. Организация пространства

1. Описание всадника, коня

- Какой момент игры изобразил Суриков?


- Описание всадника:

- Синонимы, обозначающие главного героя картины (казак, победитель, противник).

- Фигура, поза (изображён в стремительном движении, его фигура слилась с конём, всем телом подался вперёд, правой рукой сбивает ледяные фигуры, украшавшие крепость, левой напряжённо сдерживает коня).

- Взгляд, глаза (горят удалым огнём, взгляд устремлён вперёд).

- Одежда.


- Описание коня:

- Фигура коня (в мощном прыжке переносит всадника через преграду, передние копыта вскинуты, во все стороны из-под них летят комья снега).

- Характеристика коня (молодой, норовистый, закусил удила, выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух, сверкает огненными глазами, грива разметалась).

2. Описание защитников крепости

- Поведение участников игры (Кто-то размахивает хворостинами, кто-то бросает снежки, кто-то хохочет, свистит, кричит для того, чтобы испугать коней и всадников).

- Защитники, их действия и чувства (продолжают в азарте сражаться, размахивая хворостинами; на лицах отражена целая гамма чувств: одни от души веселятся, другие раздосадованы победой противника, третьи готовы продолжать сражаться).

- Юноша, изображённый на ближнем плане (стоит спиной к зрителю, в пылу сражения потеряв шапку, отклонился назад от сбивающего преграду коня, защищается рукой, не отпускающей хворостину).

- Подросток, стоящий поодаль (одет в светлую нарядную бекешу, смотрит вслед всаднику, у него весёлое, румяное лицо, поднял вверх руку с хворостиной, как будто приветствует противника).

Словарная работа. Бекеша – мужское пальто в талию со сборками.


3. Описание зрителей

- Зрители, их одежда, позы, лица, взгляды (В живых позах, увлечённо следят за зрелищем, развернувшись к всаднику. Их весёлые, оживлённые взгляды прикованы к движениям коня и казака-победителя; сидят в кошеве, на спинку которой накинут чёрный ковёр, богато расшитый яркими букетами; богатый узор ковра, нарядно изукрашенная зелёная дуга, чистые оттенки снега и неба звучат весёлым «перезвоном».)

Чья это игра? Кто в ней принимает участие? ( Всеобщая. Она азартная, в ней с удовольствием принимают участие и стар и млад.)

Словарная работа. Кошева (сиб.) – розвальни, дорожные сани.


4. Осмысление глаголов в соответствии с действиями персонажей картины

1

Всадник, который одолел стену

Летит, несется, сшибает, перескакивает, успевает, побеждает, перемахивает

2

Участники игры, которые ему препятствовали

Машут, грозят, препятствуют, не пускают, бросают снежки, отгоняют, набрасываются, толкают, свистят, кричат

3

Зрители, которые наблюдают за происходящим

Наблюдают, увлекаются, глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют


5. Лексическая работа

1. Эпитеты к словам:

Конь норовистый, горячий, нахрапистый, резвый, прыткий…

Молодец сильный, смелый, бесшабашный, отважный, задиристый, бесстрашный…

Крепость укрепление, цитадель, твердыня…

Защитники активные, энергичные, инициативные, деятельные, предприимчивые…

Девицы скромные, смешливые, нарядные, любопытные…

Ребятишки шаловливые, вёрткие, юркие, резвые, проказливые…


2. Синонимы:

Картина живописное полотно, произведение живописи

Художникавтор картины, живописец

Городоккрепость, преграда

Рисоватьизображать, показывать

Всадникказак, нападающий, наездник, победитель

Белыйсеребряный, снежный

Защитникистаничники, казаки, соперники

Играть забавляться, веселиться


6. Орфографическая работа

Вскачь, уж, невтерпёж, прочь, хорош, пригож, могуч, не пропустишь, не отдашь.

На лету, на скаку, на ура, вмиг, тотчас, наполовину, вдогонку, в открытую, врукопашную.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!