СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - сказка "Путешествие в изумрудный город"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этап обучения по данной теме: завершающий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Методы обучения: деятельностный, частично-поисковый, словесный, наглядный (демонстрация компьютерных презентаций), практический.

Формы организации познавательной деятельности: групповая,  индивидуальная, самостоятельная

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по закреплению и обобщению материала  по теме « Площади и объёмы»;
  • формировать способности учащихся к  действиям, связанных с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

Просмотр содержимого документа
«Урок - сказка "Путешествие в изумрудный город"»

Урок-сказка по теме "Площади и объемы".

( Математика, 5-й класс)



 Этап обучения по данной теме: завершающий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Методы обучения: деятельностный, частично-поисковый, словесный, наглядный (демонстрация компьютерных презентаций), практический.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по закреплению и обобщению материала по теме « Площади и объёмы»;

  • формировать способности учащихся к действиям, связанных с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

- в личностном направлении:

  1. продолжить развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

  2. развивать умение работать индивидуально, получать положительные эмоции от результата своего труда;

  1. научить учащихся оценивать свои знания и знания одноклассников.

- в метапредметном направлении:

  • формировать понимание сущности алгоритмических предписаний и развивать умение работать по предложенному алгоритму.

- в предметном направлении:

  1. развивать вычислительные навыки;

  2. формировать умение применять полученные знания при решении задач практического характера.

Необходимое оборудование на уроке: медиапроектор, экран, презентация к уроку, карточки.

Ход урока:

I.   Оргмомент

Сегодня у нас необычный урок. И это будет урок: сказка-соревнование. Мы с вами разделимся на 3 команды и отправимся в Изумрудный город, к великому волшебнику Гудвину. (Слайд №1)

Проверка домашнего задания( найти объем своей комнаты по своим размерам//вы должны были измерить длину, ширину и высоту своей комнаты, сделать развертку //

Наверное, многие из вас читали сказку Александра Волкова «Волшебник изумрудного города». Если кто-то еще не знает этой книги, то возможно после сегодняшнего урока захочет прочесть ее, потому что мы с вами еще не раз встретимся с ее героями. Итак… приготовились. (Слайд 2)

II.               Обобщение и закрепление материала

Среди обширной степи, в Канзасе, жила девочка Элли. Однажды злая волшебница Гингема своим колдовством вызвала мощный ураган. Вихрь поднял домик девочки вверх, закружил его и понес по воздуху. Этот ураган занес девочку в страну, где жили волшебницы и происходило много необыкновенного, но она очень хотела вернуться домой, к маме и папе. Но как это сделать???И вам предстоит ей помочь.

Первой, кого встретила Элли, была добрая волшебница Желтой страны - Виллина, которая тоже хочет помочь девочке. (Слайд 3)

В своей волшебной книге она прочитала,:  «Для того, чтобы узнать как девочке Элли вернуться домой, ученики должны сделать следующее:

  • Вычислить и расположить ответы в порядке возрастания, чтобы сформулировать тему урока. Каждой команде предлагается по четыре задания, и вы можете заработать 5 балла, если все их решите правильно, т.е. за каждое задание по баллу. Каждая команда решает примеры на своей доске. На выполнения этого задания вам дается 5 минут.

1 команда

2 команда

3 команда

16 × 4=

936 : 3=

(61 -16) : 15=

23 – 4=

(62 -16) : 2=

218 × 2=

189 : 9=

(52 + 23):15 =

52 + 23 =

(72-43) : 6 =

17 × 10=

555 : 5=

(143-43) : 50=

52 – 2=

(92-26) : 5 =


Первое задание выполнено, подведем итоги (проверка по заранее готовым ответам).

Виллина начала читать: - “Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики… Великий волшебник Гудвин вернёт домой маленькую девочку, занесённую в его страну ураганом, если она поможет трём существам добиться исполнения их самых заветных желаний, пикапу, трикапу, ботало, мотало…”

Живет великий Гудвин в Изумрудном городе, дорога до него далека. Вымощена она желтым кирпичом. По пути будет много неожиданностей: есть темные леса со страшными зверями, есть быстрые реки – переправа через них опасна. Но девочка смело отправилась в путь, сопровождал ее маленький друг – песик Тотошка.

Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы. Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид. Вдруг чучело заговорило, и девочка узнала, что у него есть заветное желание – получить мозги. Он готов сопровождать Элли в Изумрудный город, но надо помочь ему спуститься на землю.

  • Для этого надо решить такие задачи: Внимание! За правильное решение команда получает 1 балл. Время на выполнения этого задания 3мин. (Слайд 4 )





1 команда

2 команда

3 команда

Площадь поля прямоугольной формы 116 га, а ширина – 800м. Найдите длину этого поля.

Площадь садового участка прямоугольной формы равна 6а. Длина участка 30 м. Чему равна ширина участка?

Найдите площадь земельного участка, если его ширина 800м, а длина 900м.

  Проверим ваши решения.

Страшила оказался на земле. Теперь в Изумрудный город они уже шли втроем: Элли, Тотошка и Страшила.

Дорога становилась все трудней. Путники вошли в большой лес. В лесу они услышали стон. Они стали пробираться сквозь чащу и скоро увидели какую-то фигуру…

“…У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах; на голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железный.”. Он сказал девочке: “Суставы мои заржавели, и я не могу двигаться. Но если меня смазать, я буду как новенький. Масленку ты найдешь в моей хижине…”

  • Что бы помочь девочке отыскать масленку в хижине железного дровосека выполните новые задания: За каждое верное задание команда получает 1 балл, максимально вы можете получить 3 балла. Время для выполнения задания 3 мин. (Слайд5)

1 команда

2 команда

3 команда

Выразите в квадратных сантиметрах: 15 дм2,

4 м2, 14000 мм2.

Выразите в квадратных дециметрах: 12 м2,

3 м2; 4000 см2.

Выразите в квадратных метрах: 12га; 8га;

3500дм2



Что у вас получилось? Подсчитаем баллы.

Молодцы, ребята, Элли нашла масленку, друзья помогли дровосеку и он рассказал им свою печальную историю. Оказалось, что у него тоже есть заветное желание – железному дровосеку очень хотелось иметь сердце. Что бы его получить он отправился вместе с друзьями в Изумрудный город к великому волшебнику Гудвину.

Вдруг впереди Элли заметила столб с надписью:

Путник, торопись!

За поворотом дороги

Исполнятся все твои желания!!!

Элли прочитала надпись, очень обрадовалась и подумала, что прямо сейчас она сможет оказаться дома, в Канзасе, с мамой и папой.

Девочка побежала вперед от своих спутников и оказалась в плену у Людоеда. (Слайд 6)

Людоед страшно обрадовался, поймав девочку. Он решил устроить себе настоящий пир. Но пока точил свой большой нож, устал и решил поспать часок – другой.

Таким образом, у друзей Элли появилось время, чтобы спасти девочку. Но вот незадача.

“…Замок Людоеда стоял на холме. Его окружала высокая стена, на которую не вскарабкалась бы и кошка. Перед стеной был ров, наполненный водой. Утащив Элли, людоед поднял перекидной мост и запер на два засова чугунные ворота…”.

  • Чтобы друзьям преодолеть все эти препятствия найдите верное решение таких задач: (Слайд 7) Задание оценивается в 1 балл за верное решение. У вас 5 мин.

1 команда

2 команда

3 команда

Комната в замке Людоеда имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Ее объем равен 72 м3, а высота 3м. Найдите площадь потолка этой комнаты.

Столовая в замке Людоеда имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его объем равен 432м3, а

высота – 4м. Найдите площадь пола этой столовой.

Людоед держит Элли в темном подвале. Подвал имеет форму куба. Высота его 3м. Сколько кубических метров воздуха находится в подвале?



Вновь проверим ваши решения.

И с этим заданием вы справились.

Благодаря вам Страшила и Железный дровосек смогли пробраться в замок Людоеда. Правда там они сильно шумели и поэтому разбудили спящего хозяина, но друзья так храбро сражались с ним и победили. Людоед повержен, а Элли вместе с друзьями продолжает путь. Но их приключения не закончились.

По дороге они встретили Трусливого Льва, который попросился пойти с друзьями к великому Гудвину, чтобы тот дал ему смелости.

Элли очень обрадовалась – Я очень рада!– сказала Элли.– Это третье желание и если исполнятся все три, Гудвин вернёт меня на родину. Идём с нами…”

По обеим сторонам дороги потянулся еще более угрюмый лес, и стало совсем темно. Из зарослей послышалось глухое сопение и протяжный рев. Трусливый лев сообщил путникам, что в этом лесу живут саблезубые тигры. Это страшные чудовища. Они куда больше обыкновенных тигров. У них из верхней челюсти торчат клыки, как сабли.

  • Помогите льву справиться с ними. Сейчас участники каждой команды поочередно выходят к своим доскам и записывают нужные формулы. Как только закончит одна из команд подводится итог. Максимальное число очков - 6: (Слайд 8)



1) Формула площади прямоугольника;

2) Формула площади квадрата;

3) Формула объема прямоугольного параллелепипеда;

4) Формула объема куба;

5) сколько граней и вершин у куба

6) сколько ребер и оснований у параллепипеда

Начисление баллов.

Вы молодцы!!!

Тигры побеждены, но путники оказались на берегу широкой и быстрой реки. Путешественникам надо попасть на другой берег. Железный дровосек сделал плот и друзья начали переправу.

“Все шло прекрасно, пока плот не приблизился к середине реки. Здесь быстрое течение подхватило его и понесло по реке, а шесты не доставали до дна. Путешественники рассеянно смотрели друг на друга.

- Нет мы должны добраться до Изумрудного города! – вскричал Страшила и налег на шест. К несчастью, в этом месте оказалась илистая местность и шест глубоко воткнулся в нее. Страшила не успел выпустить шест из рук, а плот несло по течению, и через мгновение Страшила уже висел на шесте посредине реки, без опоры под ногами…” (Слайд 9).

Друзья же, оказавшись на берегу стали думать как им выручить Страшилу. Тут они заметили аиста, стоявшего неподалеку. Тот стоял на одной ноге и казалось спал. Элли подошла к аисту и попросила помочь Страшиле выбраться. Аист охотно согласился. Все друзья снова вместе и продолжают путь дальше.

Теперь они весело шли по лугу, усеянному великолепными белыми и голубыми цветами. Часто попадались красные маки невиданной величины с очень сильным ароматом. Всем было весело: Страшила был спасён, ни людоед, ни овраги, ни саблезубые тигры, ни быстрая река не остановила друзей на пути к Изумрудному городу и они предполагали, что все опасности остались позади. Чем дальше шли путники, тем больше становилось в поле маков. И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет. Аромат этих цветов смертелен. (Слайд 11)

Поэтому путники старались как можно быстрее преодолеть его, но лев все-таки не успел выйти за пределы поля и уснул. Друзья очень испугались, что он умрет. Нашим путешественникам готова помочь королева мышей, которую они спасли от когтей кота. Но одна она сделать ничего не может, ей нужно созвать своих подданных.

  • И здесь опять надо потрудиться нам с вами. Только делать надо все очень быстро, ведь для льва дорога каждая минута. Сейчас на экране, поочередно для каждой из команд, появятся вопросы. Надо быстро ответить на них. Каждый правильный ответ – один балл. Максимально можно заработать 3 балла. Внимание на экран! (Слайд 12)

1 команда

2 команда

3 команда

Согласны ли вы с утверждением:

а) любой куб является и прямоугольным параллелепипедом;

б) если длина прямо угольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом;

в) каждая грань куба квадрат.


Согласны ли вы с утверждением:

а) равные фигуры имеют равные площади;

б) любой квадрат есть прямоугольник;

в) неравные фигуры имеют различные площади.


Согласны ли вы с утверждением:

а)некоторые прямоугольники являются квадратами;

б)если периметры прямо угольников равны, то эти прямоугольники имеют равные длину и ширину;

в) площадь любого прямо угольника можно вычислить по формуле площади квадрата.




Все молодцы. Вы спасли Льва. Лев был перевезен на полянку. Путники терпеливо ждали, когда проснётся трусливый Лев; он слишком долго дышал отравленным воздухом макового поля. Но Лев был крепок и силён, и коварные маки не смогли убить его. Он открыл глаза, несколько раз широко зевнул и попробовал потянуться… Опасность миновала. Очень хорошо, что мыши успели спасти Льва. Лев покачал головой:

– Как это удивительно! Я всегда считал себя большим и сильным. И вот цветы, такие ничтожные по сравнению со мной, чуть не убили меня, а жалкие, маленькие существа, мыши, на которых я всегда смотрел с презрением, спасли меня! А всё это потому, что их много, они действуют дружно и становятся сильнее меня, Льва, царя зверей! Но что мы будем делать, друзья мои?

– Продолжим путь к Изумрудному городу,– ответила Элли. Три заветных желания должны быть выполнены и это откроет мне путь на родину!

А Изумрудный город уже здесь рядом. Мы вместе с друзьями дошли до него. (Слайд 13)

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД

Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Урок заканчивается. Сейчас мы подведем итог. 

III.           Подведение итогов

Объявляются результаты игры.

Все участники победившей команды и наиболее активные в других командах за урок получают пятерки.

 

IV.           Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1). Какие знания понадобились вам на уроке?

2). Что понравилось на уроке больше всего?

3). Какими словами можете выразить своё настроение как результат работы на уроке?



V. Заключительное слово учителя. Домашнее задание

 

Подумайте, что во время урока у вас получалось хорошо, а что не очень? Сделайте для себя выводы и для успешного выполнения предстоящей контрольной работы, выполните следующее домашнее задание:

п.17-21. № 845, 843, 846(в), 848(г,е).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!