Урок-сказка « По стране местоимений» 6 класс
Цели урока:
I. Обучающие.
1. Дать понятие о местоимении как части речи.
2. Познакомить с указательными функциями местоимения.
3. Обратить особое внимание на употребление местоимений в речи.
II. Развивающие.
1. Развивать логическое мышление, память, внимание.
III. Воспитывающие.
1. Повышать интерес к урокам русского языка.
Ожидаемые результаты: ученик должен
Знать: понятие «местоимение»; особенности местоимения как части речи; роль
местоимений в речи.
Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, правильно употреблять
местоимения в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала в условиях внедрения ФГОСов.
Ход урока.
I. Организационный момент
Постановка цели урока (целеполагание).
- Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны.
У: - Кто-то обратил внимание на мое произношение?
- Какие слова я выделила голосом? Назовите эти слова.
- А вы знаете, какой частью речи являются данные слова?
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы …(Местоимение)
-Итак, сейчас мы отправляемся в страну Местоимений
ПредставляюсьПриветствую вас, меня зовут Королевич, сегодня я расскажу вам интересную сказку про Страну Местоимений, смотрите и запоминайте.
Слайд2
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам.
Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Якалки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыкалки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Лайд 3
Слайд 4
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Слайд 5
Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.
Слайд 6
В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ
Слайд 7
Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный
Слайд 8
А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”
Слайд 9
В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ
Слайд10
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательные. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда все отрицают НИКТО, НИЧТО,НИЧЕЙ,НИКАКОЙ, НЕКОГО И НЕЧЕГО. Они чсто говорят. Никого, ниего никто не видел, никто ничего не брал . И вообще ничего не знаю
Слайд 11
Самый последний город в стране Местоимений- это город Неопределенный.У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается слова : « В некотором царстве, в некотором государстве жили был несколько, некто, нечто, некоторый, что-то, где-то видел красивое, но о нем не расскажет
Вот я и закончил свою сказку! Спасибо за внимание! Мы еще увидимся
- А сейчас откройте тетради, запишите дату и тему
У: - Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она
называется местоимением. Местоимений в языке немного—около 70, но они часто
встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после
глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.
Давайте определим цели, которые мы должны реализовать сегодня на уроке.. Зачитайте, какую цель вы для себя
определили.
Итак, я правильно поняла вас, что сегодня на уроке, мы должны
1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.
2)Научиться правильно употреблять местоимения в своей речи
3)познакомиться с разрядами местоимений
- 3) Работа с учебником. Откроем учебники на стр 63 и прочитаем еще одно наблюдение
Она ( кто?)предмет
Такая ( какая?) признак
Несколько(сколько?) количество
А теперь читаем правило стр 64
У: - Что нового вы узнали из правила или мы с вами уже всё сказали? ( дети говорят, что
мест. изм-ся по падежам и т.д.)
ФИЗМИНУТКА « Если весело живется»
- Урок уроком, а здоровье превыше всего. Давайте с вами отдохнем
V. Тренировочные упражнения)
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ
-Что не так в этом стихотворении?
Вывод №5: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать
свою речь местоимениями тоже не стоит
А теперь приступим к работе
Синтаксический разбор предложения
С земли еще не сошел снег, а в мою душу просится весна( повест. Невосклиц. Сложное.союз. сложносоч)
Упражнение 433.( на доске) вставить подходящие по смыслу местоимения и определить их род, число, падеж)
Подведем итог урока.
1 Какую тему мы начинаем изучать?
2. Что нового вы узнали о местоимении?
3. сколько разрядов имеет местоимение?
4 какую роль они играют в предложении?
3 Как изменяются?
VI. Д/з повторить правило п 76
Разряды | местоимений |
Личное | |
возвратное | |
притяжательное | |
указательные | |
вопросительные | |
относительные | |
определительные | |
отрицательные | |
неопределенные | |
Разряды | местоимений |
Личное | |
возвратное | |
притяжательное | |
указательные | |
вопросительные | |
относительные | |
определительные | |
отрицательные | |
неопределенные | |
Разряды | местоимений |
Личное | |
возвратное | |
притяжательное | |
указательные | |
вопросительные | |
относительные | |
определительные | |
отрицательные | |
неопределенные | |
Разряды | местоимений |
Личное | |
возвратное | |
притяжательное | |
указательные | |
вопросительные | |
относительные | |
определительные | |
отрицательные | |
неопределенные | |