Ф.И.О. учителя, должность и место работы: Курманалиева Гульнар Оразхановна, учитель русского языка и литературы, КГУ «ОСШ № 7», ВКО, город Аягуз.
Класс: 9
Тема: «Словообразование. Состав слова».
Цель урока: научить учащихся работать с научной литературой, знать и применять знания по теме урока, уметь доказывать.
Задачи:
Образовательная: обобщение и систематизация учебного материала по теме «Словообразование. Состав слова».
Развивающая: развитие образного мышления, памяти, аналитических способностей; совершенствование навыков словообразовательного разбора и разбора по составу; формирование умений и навыков полемики и закрепление обсуждаемого материала.
Воспитательная: развивать интерес к изучению русского языка, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, учиться выступать перед аудиторией.
Тип урока: семинар-практикум.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
3. Изучение новой темы.
Выступления учащихся с докладами.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов.
6. Организация домашнего задания.
Средства обучения: учебник русского языка 9 класс, таблица способов образования слов, Словарь иностранных слов, литература для докладчиков: пособие «Русский язык. Справочник для учащихся» Москва.1975г. авт. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; «Русский язык. Лексика. Словообразование» авт. Шанский Н. М.- М.1975 год; К. Чуковский «Живой как жизнь» - М.1966 г.
План изучения темы:
1. Состав слова.
2. Исторические изменения в составе слова.
3. Образование слов.
Вопросы для закрепления изученного материала:
Определение значений приставок и суффиксов в словах. Структура слов. Корневые группы слов.
Непродуктивные приставки и суффиксы.
Словообразовательный разбор слов. Словообразовательные ряды.
Ход урока.
1.Орг. момент. Здравствуйте, ребята. (проводится установка на урок).
2.Актуализация. Учитель - Сегодня мы проводим урок-семинар. Какова этимология, лексическое значение слова «семинар»? Посмотрим в школьном словаре иностранных слов или в Википедии. Ученики находят соответствующую словарную статью и отвечают:
Слово «семинар» восходит к латинскому seminarium (рассадник, теплица) и означает практические занятия, организованные для обсуждения сообщений. докладов и рефератов, выполненных по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Объявляется тема семинарского занятия, его цели.
-Из чего строятся слова? (далее учитель приглашает первого докладчика).
3а.Обьяснение новой темы. Выступление ученицы с докладом по теме «Состав слова».
План реферата: Морфемный состав слова.
1.Значимые части слова.
2.Основа и окончание.
3.Корень слова и однокоренные слова.
4.Суффиксы и приставки, их значения.
Закрепление. В ходе своего выступления ученица предлагает записать в 2 столбика слова:
1) имеющие окончания, 2) без окончаний.
Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.
Задание проверяется.
Рассказывая о приставках, докладчик говорит о их роли в русской речи, приводя слова К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Далее говорится о значении приставок и суффиксов.
Дается задание всему классу: определите значения приставок и суффиксов в следующих словах:
Беззаботный, затих, отзвучал, надпишешь, подпишешь, соавтор, покупатель, каменщик, разведчик, книжонка, глинистый, преувеличенный. (проверяем выполненное задание).
В заключении ученица говорит, что разобраться в структуре слова - значит открыть его, понять его смысл. Читает стихотворение С. Острового «Первородство».
Учитель: -Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только для того, чтобы определить его смысл? (Не только, и для правописания слов).
Закрепление. Предлагается задание: - Сколько корневых групп в словах?
Дарёный, смотреть, выварить, смотритель, даровитый, заварить, подарок, просмотр, заварной, задарить, рассмотреть, отварить, одаренность, предусмотрительный, дарить, обвариться, смотровой, варенье.
Ученики называют корневые группы. Затем слово предоставляется ученику-рецензенту.
3б. Выступление следующего ученика по теме «Исторические изменения в составе слова».
План реферата.
1.Непродуктивные суффиксы и приставки.
2.Слияние с корнем слова некоторых приставок и суффиксов.
3.Есть ли корень в слове «вынуть»? (Ф. Кривин «Карманная школа»).
Выступающий обращает внимание слушающих на то, что в русском языке большое количество слов, первозданная образность которых, по словам К. Чуковского, «потухла», (приводится пример со словом «ошеломило», об утере его первоначального значения). Далее докладчик отмечает, что в процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными. Приводятся примеры, учащиеся записывают их, на доске и в тетрадях появляется такая запись:
-Непродуктивные приставки: па-: пасынок, падчерица, паводок, и др.; пра-: правнук, прабабушка, и др.; су-: сумрак, сугроб, и др.
-Непродуктивные суффиксы: -ень: бивень, ливень, и др., -знь: болезнь, жизнь и др.,
-яй: лентяй. слюнтяй; -ёжь: молодёжь; -арник: кустарник.
Ученик рассказывает, что некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять, и др. В глаголе «вынуть» исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез. Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах русского языка: иметь, снимать, поднимать, и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать.
Выступление ученика-рецензента.
3в.Тема следующего выступления «Образование слов».
План реферата. Основные способы образования слов. Словообразовательные ряды.
Приставочный способ.
Суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Сложение.
Переход слов из одной части речи в другую.
Словообразовательные ряды.
На доске таблица «Основные способы образования слов».
Выступающий говорит о том, что в русском языке постоянно образуются новые слова, приводит примеры появления новых слов в разные эпохи. Докладчик называет способы образования слов, предлагая ученикам воспользовавшись таблицей, подобрать примеры к каждому способу. Далее - при словообразовании образуются гнёзда однокоренных слов, которые можно расположить с учетом последовательности их образования, например:
Обида-обидный-безобидный-безобидность.
Словообразовательный ряд записан на доске. Приводятся другие примеры.
По окончании слово предоставляется рецензенту.
Закрепление. Учитель предлагает классу задание: - Восстановите опущенные звенья словообразовательной цепи.
Свобода- освободительный, учить- научно, свет- просветление.
Учитель: - Чем словообразовательный разбор отличается от разбора по составу? Разберите некоторые из записанных слов по составу.
5. Обобщение. Учитель: -Для чего нужно знать строение слов и их происхождение?
(Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова и понимать их смысл). Мы благодарим всех выступавших. (Подводит итоги: что удалось, что не получилось в выступлениях докладчиков и рецензентов, просит учащихся дать отзыв об уроке (по опроснику).
6. Домашнее задание: подготовить рассказ «История одного слова», Выполнение упражнения по учебнику- произвести разбор слов и словообразовательный разбор.
На этом наш урок закончен. До свидания.