СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-семинар "Состав слова. Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-семинар "Состав.Словообразование"с целью обобщить и систематизировать материал по теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок-семинар "Состав слова. Словообразование"»

Ф.И.О. учителя, должность и место работы: Курманалиева Гульнар Оразхановна, учитель русского языка и литературы, КГУ «ОСШ № 7», ВКО, город Аягуз.

Класс: 9

Тема: «Словообразование. Состав слова».

Цель урока: научить учащихся работать с научной литературой, знать и применять знания по теме урока, уметь доказывать.

Задачи:

Образовательная: обобщение и систематизация учебного материала по теме «Словообразование. Состав слова».

Развивающая: развитие образного мышления, памяти, аналитических способностей; совершенствование навыков словообразовательного разбора и разбора по составу; формирование умений и навыков полемики и закрепление обсуждаемого материала.

Воспитательная: развивать интерес к изучению русского языка, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, учиться выступать перед аудиторией.

Тип урока: семинар-практикум.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.

3. Изучение новой темы.

Выступления учащихся с докладами.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов.

6. Организация домашнего задания.

Средства обучения: учебник русского языка 9 класс, таблица способов образования слов, Словарь иностранных слов, литература для докладчиков: пособие «Русский язык. Справочник для учащихся» Москва.1975г. авт. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; «Русский язык. Лексика. Словообразование» авт. Шанский Н. М.- М.1975 год; К. Чуковский «Живой как жизнь» - М.1966 г.


План изучения темы:

1. Состав слова.

2. Исторические изменения в составе слова.

3. Образование слов.

Вопросы для закрепления изученного материала:

  1. Определение значений приставок и суффиксов в словах. Структура слов. Корневые группы слов.

  2. Непродуктивные приставки и суффиксы.

  3. Словообразовательный разбор слов. Словообразовательные ряды.

Ход урока.

1.Орг. момент. Здравствуйте, ребята. (проводится установка на урок).

2.Актуализация. Учитель - Сегодня мы проводим урок-семинар. Какова этимология, лексическое значение слова «семинар»? Посмотрим в школьном словаре иностранных слов или в Википедии. Ученики находят соответствующую словарную статью и отвечают:

Слово «семинар» восходит к латинскому seminarium (рассадник, теплица) и означает практические занятия, организованные для обсуждения сообщений. докладов и рефератов, выполненных по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Объявляется тема семинарского занятия, его цели.

-Из чего строятся слова? (далее учитель приглашает первого докладчика).

3а.Обьяснение новой темы. Выступление ученицы с докладом по теме «Состав слова».

План реферата: Морфемный состав слова.

1.Значимые части слова.

2.Основа и окончание.

3.Корень слова и однокоренные слова.

4.Суффиксы и приставки, их значения.

Закрепление. В ходе своего выступления ученица предлагает записать в 2 столбика слова:

1) имеющие окончания, 2) без окончаний.

Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.

Задание проверяется.

Рассказывая о приставках, докладчик говорит о их роли в русской речи, приводя слова К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Далее говорится о значении приставок и суффиксов.

Дается задание всему классу: определите значения приставок и суффиксов в следующих словах:

Беззаботный, затих, отзвучал, надпишешь, подпишешь, соавтор, покупатель, каменщик, разведчик, книжонка, глинистый, преувеличенный. (проверяем выполненное задание).

В заключении ученица говорит, что разобраться в структуре слова - значит открыть его, понять его смысл. Читает стихотворение С. Острового «Первородство».

Учитель: -Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только для того, чтобы определить его смысл? (Не только, и для правописания слов).

Закрепление. Предлагается задание: - Сколько корневых групп в словах?

Дарёный, смотреть, выварить, смотритель, даровитый, заварить, подарок, просмотр, заварной, задарить, рассмотреть, отварить, одаренность, предусмотрительный, дарить, обвариться, смотровой, варенье.

Ученики называют корневые группы. Затем слово предоставляется ученику-рецензенту.

3б. Выступление следующего ученика по теме «Исторические изменения в составе слова».

План реферата.

1.Непродуктивные суффиксы и приставки.

2.Слияние с корнем слова некоторых приставок и суффиксов.

3.Есть ли корень в слове «вынуть»? (Ф. Кривин «Карманная школа»).

Выступающий обращает внимание слушающих на то, что в русском языке большое количество слов, первозданная образность которых, по словам К. Чуковского, «потухла», (приводится пример со словом «ошеломило», об утере его первоначального значения). Далее докладчик отмечает, что в процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными. Приводятся примеры, учащиеся записывают их, на доске и в тетрадях появляется такая запись:

-Непродуктивные приставки: па-: пасынок, падчерица, паводок, и др.; пра-: правнук, прабабушка, и др.; су-: сумрак, сугроб, и др.

-Непродуктивные суффиксы: -ень: бивень, ливень, и др., -знь: болезнь, жизнь и др.,

-яй: лентяй. слюнтяй; -ёжь: молодёжь; -арник: кустарник.

Ученик рассказывает, что некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять, и др. В глаголе «вынуть» исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез. Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах русского языка: иметь, снимать, поднимать, и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать.

Выступление ученика-рецензента.

3в.Тема следующего выступления «Образование слов».

План реферата. Основные способы образования слов. Словообразовательные ряды.

  1. Приставочный способ.

  2. Суффиксальный способ.

  3. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

  4. Сложение.

  5. Переход слов из одной части речи в другую.

  6. Словообразовательные ряды.

На доске таблица «Основные способы образования слов».

Выступающий говорит о том, что в русском языке постоянно образуются новые слова, приводит примеры появления новых слов в разные эпохи. Докладчик называет способы образования слов, предлагая ученикам воспользовавшись таблицей, подобрать примеры к каждому способу. Далее - при словообразовании образуются гнёзда однокоренных слов, которые можно расположить с учетом последовательности их образования, например:

Обида-обидный-безобидный-безобидность.

Словообразовательный ряд записан на доске. Приводятся другие примеры.

По окончании слово предоставляется рецензенту.

Закрепление. Учитель предлагает классу задание: - Восстановите опущенные звенья словообразовательной цепи.

Свобода- освободительный, учить- научно, свет- просветление.

Учитель: - Чем словообразовательный разбор отличается от разбора по составу? Разберите некоторые из записанных слов по составу.

5. Обобщение. Учитель: -Для чего нужно знать строение слов и их происхождение?

(Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова и понимать их смысл). Мы благодарим всех выступавших. (Подводит итоги: что удалось, что не получилось в выступлениях докладчиков и рецензентов, просит учащихся дать отзыв об уроке (по опроснику).

6. Домашнее задание: подготовить рассказ «История одного слова», Выполнение упражнения по учебнику- произвести разбор слов и словообразовательный разбор.

На этом наш урок закончен. До свидания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!