СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией "Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ". 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет закрепить знания о струтуре сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ, пополнить банк аргуметов по проблеме " Что такое истинная любовь?"

Просмотр содержимого документа
«1»

(1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.

(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

(13)Я вас любил так искренно, так нежно, 
Как дай вам Бог любимой быть другим, — 
в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда -раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку. (По Н. Долининой)

Сведения об авторе:

Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.

Основные проблемы:

1. Проблема определения ревности (Что такое ревность?) 
2. Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?) 
3. Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?) 
4. Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. 
2. Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. 
3. Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. 
4. С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма.



Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 11 классе»

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

 

 

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

 

УМК и оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска.



Ход урока

 

Организационный момент. Настрой на урок.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он будет посвящен теме, которая вас сейчас особенно интересует. Это любовь. Но мы будем непросто говорить о любви, мы будем учиться писать сочинение в формате ЕГЭ на эту прекрасную и сложную тему.

- Итак, запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ». (начало презентации). Слайд 1



Работу над ней мы начнем с того, что вырастим необычное дерево-дерево любви. Перед вами листочки.

На листочках продолжите фразу «Любовь - это», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием. Потом мы их разместим на доске и вырастет наше дерево. Слайд 2

(Во время презентации (слайд-шоу на песню Шарля Азнавура «Вечная любовь») один учащийся собирает небольшие листочки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4, на котором заранее отпечатана картина «Алые паруса»).

О том, что такое любовь, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-размышлению.

Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.

Слайд 3.

- Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности.

(На интерактивной доске ребята выстраивают названия частей в их строгом соответствии Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).

Слайд 4

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.

Слайд 5

Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему.

Слайд 6

Но прежде предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка падонкафф, котрый обращается к журналисту Марии Городовой (Орфография автора сохранена).

Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.

 Слайд 7

«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит... Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот".

Феерический Мегамачо

 

Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и ещё могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.

Ответ на какой вопрос он ищет?

Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.

 

А теперь я прочту текст Натальи Долининой  вы маркерами отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)

 

Слайд 8

Все ребята работают со мной, и мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

 

- Сформулируйте проблему текста.

Проблема определения ревности (Что такое ревность?).

Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).

Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).

Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).

 

Слайд 9

Об отрицательном последствии ревностных чувств для человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.

На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).

Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

 

Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах.

 

Слайд 10

- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).

Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).

Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).

С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20).

- Пропишите позицию автора, опираясь на текст.

Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.

 

- Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.

 

Ваша задача  продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, связав строки Послания апостола Павла и стихотворения русских поэтов (текст Послания апостола Павла находится в файлах). Уместно приводить аргументы, сопоставляя строки апостольского послания и произведения классиков о любви.

Итог урока.

Слайд 11

Один ученик печатает на компьютере в определённом порядке и форме те слова, которые называют одноклассники. Всё это проецируется на интерактивной доске. Класс отвечает на вопросы учителя.

- Назовите два определения ЛЮБВИ.

- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.

- А теперь фразу  ваше отношение к Любви.

- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью  только одно слово.

У нас получился синквейн.

 

Читается синквейн.

- Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.

- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?

- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления?

 

- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в

конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?

Слайд 12

Любовь  чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины.  Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.

 

- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Нет, не хватает переходов. Сочинение  это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.

Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

 

Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

Благодарю вас за плодотворную работу.































 

Приложение 1

Рабочие материалы _____________________________________

(Фамилия, Имя учащегося, класс)

ПРОБЛЕМА

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?)...

Писатель верно подметил, как...

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

 

 



Просмотр содержимого презентации
«О любви. Презентация к уроку»

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Любовь – это….?

Любовь – это….?

  • Напишите только одно слово, которое ассоциируется с этим понятием.
Запишите план сочинения - рассуждения  1. Вступление 2. Проблема 3. Комментарий проблемы 4. Позиция автора 5. Позиция ученика  6. Литературный аргумент  7. Другой аргумент  8. Вывод

Запишите план

сочинения - рассуждения

1. Вступление

2. Проблема

3. Комментарий проблемы

4. Позиция автора

5. Позиция ученика

6. Литературный аргумент

7. Другой аргумент

8. Вывод

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Вопрос- это … Ответ-это …

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа.

Вопрос- это …

Ответ-это …

Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979 ) –прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему.

Долинина Наталья Григорьевна

(1928-1979 ) –прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему.

Мария Городова – корреспондент газеты «Российская неделя » , в своём блоге она много размышляет о духовно-нравственных проблемах современного общества.

Мария Городова – корреспондент газеты «Российская неделя » , в своём блоге она много размышляет о духовно-нравственных проблемах современного общества.

«Превед. Наткнулся я в бездне инета на статью «Хищница», и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настоящему не любит… Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: «мы странно встретились и странно разбежимся». Никто не парится: «Любовь эта, или я просто погулять вышел» -все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям надо объяснять конкретна- где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот.» Феерический Мегамачо

«Превед. Наткнулся я в бездне инета на статью «Хищница», и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настоящему не любит… Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: «мы странно встретились и странно разбежимся». Никто не парится: «Любовь эта, или я просто погулять вышел» -все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям надо объяснять конкретна- где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот.»

Феерический Мегамачо

Сформулируйте проблемы текста Натальи Долининой Проблема определения ревности ( Что такое ревность?) Проблема соотношения любви и ревности  (Бывает ли любовь без ревности? ) Проблема преодоления ревности ( Как преодолеть ревность?) Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?)

Сформулируйте проблемы текста Натальи Долининой

Проблема определения ревности

( Что такое ревность?)

Проблема соотношения любви и ревности

(Бывает ли любовь без ревности? )

Проблема преодоления ревности

( Как преодолеть ревность?)

Проблема становления и крушения любви

(Как крепнет и разрушается любовь?)

На что обращает внимание читателя автор в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит?  Н. Г. Долинина обращает внимание на то, что эгоизм, самовлюбленность убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Г. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своем творчестве отразил А.С. Пушкин, обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» .

На что обращает внимание читателя автор в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит?

Н. Г. Долинина обращает внимание на то, что эгоизм, самовлюбленность убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Г. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своем творчестве отразил А.С. Пушкин, обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» .

Назовите отмеченные вами при прочтении текста мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста. Ревность- чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой- с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9) Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7,8) Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21) С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма.(Предложения 19,20)

Назовите отмеченные вами при прочтении текста мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Ревность- чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой- с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9)

Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7,8)

Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21)

С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма.(Предложения 19,20)

Назовите два определения ЛЮБВИ Три действия, которые она, по-вашему, совершает А теперь фразу- ваше отношение к любви Ваша ассоциация с любовью- одно слово
  • Назовите два определения ЛЮБВИ
  • Три действия, которые она, по-вашему, совершает
  • А теперь фразу- ваше отношение к любви
  • Ваша ассоциация с любовью- одно слово
Любовь- чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь.
  • Любовь- чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь.

И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам,

как дыхание. С нее начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит.

Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!