Тема: Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: сформировать способность к умножению многозначного числа на однозначное.
Задачи:
вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное;
совершенствовать умение решать арифметические задачи.
формировать у обучающихся стремление к размышлению и поиску.
Планируемые результаты
Личностные
уметь анализировать результаты учебной деятельности;
объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;
понимать практическую значимость уроков математики.
Предметные
выполнять умножение в столбик многозначного числа на однозначное;
повторять табличное умножение;
нумерацию многозначных чисел;
распределительное свойство умножения (умножение суммы на число);
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции.
Метапредметные
выполнять задания по образцу;
помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное и многозначного на однозначное;
находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе поиска информации.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Слайд Смелей иди, вперед шагай,
В любой работе успевай!
- Куда я призываю вас идти на уроке математики? (К новым знаниям.)
- Как вы открываете новое?
Устный счет
1.Из данных выражений выберите и назовите те, которые делятся на 8.
– Вычислите их значения.
28 + 8 24 + 10
20 + 16 32 + 16
40 + 32 28 + 28
Из данных чисел составьте такой ряд чисел, в котором следующее число на 4 единицы больше предыдущего:
211, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 221, 222, 225, 226, 227, 230, 231.
– Увеличьте каждое число на 21 десяток
Решите задачу:
Бабушка принесла с огорода 42 редиски, а мама – 63 редиски. Они связали их в пучки по 7 штук в каждом. На сколько больше пучков получилось у мамы, чем у бабушки?
– Объясните, что обозначают выражения:
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
2) Актуализация умения умножения двузначного числа на однозначное.
( 76 ∙ 7 =
87 ∙ 7 =
98 ∙ 7 =
Все примеры на умножение, вторые множители одинаковые, а первые увеличиваются на 11.)
Какой пример будет иметь наибольшее произведение? И почему? (Последний пример, так как в этом примере самый большой первый множитель.)
Что будете использовать при решении этих примеров устно? (Распределительное свойство умножения.)
Решают 1-ый пример. 76х7=(70+6)х7=70х7+6х7=490+42=532
- Можно ли распространить это правило на сумму трех слагаемых? (Чертеж прямоугольника, разбитого на 3 части.)
- Запишите, как будет выглядеть равенство в этом случае. (На планшетах:
a*d +b*d+c*d=(a+b+c)*d)
проверка.
- Для чего оно нам пригодится? (Для умножения трехзначных чисел.)
- Продолжите предложение: «Если количество слагаемых будет увеличиваться, то… (будет увеличиваться и количество произведений в сумме».)
Какой способ умножения вы ещё знаете? (Умножение в столбик.)
Какой алгоритм вам поможет? (Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число в столбик.)
- Прочитайте его по цепочке.
Слайд «Алгоритм»:
1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.
2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.
3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.
4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.
5.Прочитать ответ.
3. Работа над новым материалом
Работа с учебником Стр 58 № 12
Коллективное выполнение № 13 стр 59
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
835х4 216х5 673х7
Включение в систему знаний и повторение.
- В каких заданиях мы можем применить новое знание? (в задачах)
- Я предлагаю потренироваться в решении задач.
№ 15 стр. 59.
- Прочитайте задачу самостоятельно, вслух.
- О чем в ней говорится?
- Что сказано о книге? О блокноте?
Что надо найти?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Подведем итог.
Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» алгоритм письменного умножения многозначных чисел на однозначное.)
Удалось ли достичь цели? Как докажите? (Мы составили эталон)
В каких случаях вы будете пользоваться этим эталоном?
Как найти выполнить умножение любого многозначного числа на однозначное?
Я думаю, что сегодня все могут поздравить себя и друг друга с успехом, которого вы все добились в открытии нового знания.
7.Домашнее задание 59 № 14